Открытое занятие: Растения — переселенцы.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Станция юных натуралистов" Асбестовского городского округа
Номинация: сценарные разработки занятий
Тема занятия: «Растения переселенцы»
При реализации программы «Юный натуралист»
Форма: методическая разработка
Исполнитель: Нестерова Нина Петровна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Асбестовский городской округ
2015 – 2016 учебный год
Содержание
Пояснительная записка-------------------------------------- стр. 3
Растения – переселенцы ------------------------------------стр. 4 – 10
Овощные растения ----------------------------------------стр. 11– 15
Список литературы ------------------------------------------стр. 16
Пояснительная записка
Разработка занятия «Растения – переселенцы», для детей младшего школьного возраста, по программе «Юный натуралист», разработана на 2 занятия по 2 часа. Занятие является разработкой построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами.
Принцип активности, доступности, научности и принцип психологической комфортности.
Актуальность данного занятия в том, что обучающийся знакомится с историей появления овощных растений, получает новые знания о профессиях, у него воспитывается экологическое сознание, стремление и желание изучать растительный мир и самостоятельно работать. Смена видов деятельности мобилизует творческую активность и обеспечивает личностное развитие детей.
Новизна – использование новых информационных технологий, что обеспечивает доступность глобального знания и информации для каждого, адаптивность к возникающим изменениям.
Цель занятия: закрепление знаний, умений о растениях-переселенцах и сельско-хозяйственных профессиях.
Задачи: - продолжить формировать знания о растительном мире нашей местности; - развивать познавательный интерес, развивать мотивационный потенциал личности и соответственно инновационный потенциал общества; - способствовать профориентации, мотивировать к познанию, творчеству, труду.
В процессе занятия созданы условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. На занятии учитывается точка зрения чувства, эмоции, партнёрские отношения с детьми.
Все поставленные задачи в процессе решаются, цель достигается.
Занятие проводится в учебном кабинете на базе Станции юных натуралистов с использованием информационных технологий и материально-технической базы станции юннатов (теплица, учебно-опытный участок).
Растения переселенцы.
Цель занятия: - ознакомление с растениями-переселенцами, которые выращивают на территории Свердловской области.
Задачи занятия: - развивать познавательную активность; - уметь работать с литературой; - - воспитывать бережное отношение к природе; - уметь работать в группах.
Оборудование: физическая карта полушарий, кроссворд, цветные иллюстрации растений, технологические карточки, овощи, фрукты, две повязки для глаз.
План занятия.
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Работа над новой темой.
Физкультминутка.
Работа по теме занятия (продолжение).
Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
 Ребята, вы знаете, что многие растения пришли к нам из различных «заморских стран»? Сегодня мы познакомимся с растениями-переселенцами, которые выращивают на территории Свердловской области - нашем родном крае. Вспомним отрасли растениеводства и что необходимо выполнять для того, чтобы вырастить экологически чистые овощи и фрукты.
2. Повторение пройденного материала.
- Что такое растениеводство? (выращивание культурных сельскохозяйственных растений);- какие вы знаете отрасли растениеводства? (овощеводство, полеводство, цветоводство, плодоводство);- отгадайте кроссворд «Узнай растение». Я буду загадывать загадки, а вам необходимо назвать растение и определить к какой отрасли растениеводства относится.(по ходу отгадывания загадок появляются иллюстрации растений).
По горизонтали:1.Под землёй птица  Гнездо свила,  Яиц нанесла (картофель)
2. В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят (помидор)
3. Телятки гладки, Привязаны к грядке (огурец)
4. Жёлтая курица Под тыном дуется (тыква)
 5. Свет-СветочекВ сыру землю зашёл, Синю шапку нашёл.Из земли вырасталВесь мир одевал (лён)
6. Сто одёжекИ все без застёжек (капуста)
По вертикали: 1. Красная девица, Сидит в темнице, А коса на улице (морковь)
 2. Маленькие, жёлтенькиеЗёрнышки, а вместе (кукуруза)
 
3. Как на поле, на курганеСтоит курочка с серьгами (овёс)
4. На тоненьком,На зелёненьком – Мал-малышкаЗолотая кубышка (просо)
5. Сидит баба на грядкахВся в заплатках.Кто ни взглянет,Тот заплачет (лук)
6. На солнце я похожий,И солнце я люблю,За солнцем поворачиваюЯ голову свою (подсолнух)
7. Стоит уродаПосреди огорода,На всех зла,А всем мила (редька)

3. Работа над новым материаломВступительная беседа. - Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и потому кажутся совсем обычными. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свёкла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий.
 Ребята, сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит задание:
прочитать текст на карточке и рассказать о растении-переселенце;
показать на физической карте полушарий родину растения;
придумать рекламу о пользе растения для человека.
(группам раздаются задания и даётся 3-5 минут на подготовку)
4. Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,Встанем, глубоко вздохнём.Руки в стороны, вперёд,Влево, вправо поворот.Три наклона, прямо встать.Руки вниз и вверх поднять.Руки плавно опустили,Всем улыбки подарили.
 5. Работа по теме занятия (продолжение)
Сообщения о растениях по группам и показ реклам:
I группа – картофель, II группа – помидор, III группа – свёкла,
IV группа – подсолнечник, V группа – петрушка
К А Р Т О Ф Е Л Ь

 Родина картофеля – Южная Америка. Слух о чудесных клубнях, «земляных яблоках», разнёсся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни сырыми или ещё хуже – пробовали есть ядовитые зелёные плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать это растение.В Россию картофель был завезён при Петре I, но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулёза, рахита настолько цепко держались в народе, что сажать «чёртовы яблоки» наотрез отказались. Начались «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись.Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.
П О М И Д О Р

            Помидор – популярнейший овощ. Родина предков обыкновенных томатов – Южная Америка.  В России помидоры появились в царствование Екатерины II вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. Начав свой путь в Крыму, Грузии, Нижнем Поволжье, томаты стали распространяться в более северные районы России.В настоящее время известно несколько сот сортов помидоров. После картофеля помидоры – самая распространённая культура. В России их выращивают в открытом и защищённом грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.
С В Ё К Л А

            Свёкла – древний овощ, как полагают, родом из Средиземноморья. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почётом.Это двулетнее растение с толстым мясистым корнем. 14-15 веке свёклу завезли в Россию. Из красной свёклы варят борщ, винегрет. Из сахарной свёклы получают сахар.
П О Д С О Л Н Е Ч Н И К

            Соцветие подсолнечника очень похоже на маленькое солнце, а жёлтые язычковые цветки – на солнечные лучи. Родина подсолнечника – юг Северной Америки.В Россию попал в 1703 году и был украшением садов. Лишь в 1829 году крестьянин Бокарёв смастерил пресс и стал выжимать из семян масло. Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарине, мыла и масляных красок.
П Е Т Р У Ш К А

            Петрушка – наиболее распространённое огородное растение со специфическим ароматом зелени и корней.Родина петрушки – Средиземноморье. Свежая сухая зелень – обязательный компонент салатов и заливных рыб, овощных маринадов и горячих мясных супов. Петрушка украшает наш стол. Она не только ароматизирует пищу, но самое главное – витаминизирует её.
 Изучал культурные растения всего мира выдающийся учёный- ботаник Николай Иванович Вавилов. Он очень много путешествовал и собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, которой и сейчас гордятся учёные нашей страны (показать портрет и книгу о Н. И. Вавилове).- Что необходимо для того, чтобы вырастить экологически чистые овощи и фрукты?( ребята называют правила и на доске появляются карточки с надписями).
Садить семена в незагрязнённую почву
Поливать чистой водой
Вносить удобрения по норме
Не ловить насекомых-опылителей
Правильно распахивать поля
Поля обсаживать деревьями, чтобы не сдувался от ветра верхний плодородный слой земли
Заболевшие растения убирать, чтобы не заразить другие.
6. Итог занятия- С какими растениями-переселенцами познакомились и где их родина?- Что особенно запомнилось?Спасибо за занятие.
Домашнее задание: в литературе каждому найти по одному овощу и познакомиться с ним самостоятельно. «Проверь себя».
Список литературы
Андреев В. М., Марков В. М. Практикум по овощеводству. – М.: Колос, 1981.
Андреев Ю. М. Овощеводство: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2002.
Гуленшева М. А.«Растения в огороде» М.2001.
Небесный С. «Юным овощеводам» -М.: Детская литература.