РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Л.Н. Моисеенко, учитель математики МОУ «Гимназия № 2» г. Саратова
Развитие речемыслительной деятельности учащихся при изучении математики
В любом уроке заложен огромный развивающий и воспитательный потенциал. Каждый учитель постоянно находится в поиске наиболее интересных и эффективных приёмов и способов активизации речемыслительной деятельности учащихся, которые могут применяться при изучении его предмета. Наш опыт подтверждает, что применение на уроках математики различных способов стимулирования у школьников речемыслительной деятельности дает положительные результаты и в усвоении ими математических компетенций, и в приобретении и развитии коммуникативных и творческих способностей. Последние не менее важны, чем предметные, т.к. составляют важнейшую часть универсальных умений учащихся школ любого вида, включая специальные (коррекционные) учреждения.
Успех урока зависит от многих составляющих. Очень важно мотивировать учеников к пониманию новой темы. Например, когда в массовой школе озвучивается тема урока, вполне естественно предложить учащимся подумать, как она связана с предыдущими, что именно следует повторить из ранее изученного, чтобы поддержать цепочку. Обсуждение строится в форме диалогов «ученик-учитель», «ученик-ученик».
Школьники должны научиться воспринимать значение новых терминов не только на слух, но и визуально. С этой целью на классной доске формируется словарь новых терминов, которые являются органической частью процесса обучения, способствующей развитию интереса к теме и стимулирующей речемыслительную деятельность. Запишем новые слова на доске и попросим учеников догадаться, что они обозначают, особенно если речь идет о «прозрачных», «говорящих» названиях (треугольник, равнобедренный и т.д.), а происхождение интернациональных слов легко найти. В этом случае в дисциплинированном классе снимаем на время запрет на использование мобильного телефона, чтобы желающие могли обратиться к интернету для выяснения происхождения слова. Например, использование элементов этимологического анализа слова при объяснении термина «периметр», состоящего из двух корней «пери» + «метр» («вокруг» + «мерять») переводится как «измеряющий вокруг») лучше сохраняется в памяти – «располагаясь» рядом с другими номинациями, включающими один из этих корней (сантиметр, период, перископ, перитонит и даже перифраза – синонимичный описательный оборот). Таким образом, у ребят расширяется активный и пассивный словарь, даже не связанный напрямую с математикой. К тому же, для многих это способ предупреждения такого явления, как смешение понятий типа периметр и площадь (кстати, площадь измеряется на плоскости! т.е. только у плоских фигур).
Выражение мыслей языковыми средствами – сложный и многогранный процесс, позволяющий осуществлять устное вербальное общение. Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями. Я стараюсь подбирать задания творческие, проблемного характера – с тем, чтобы стимулировать учащихся к применению полученных знаний, сравнивать, рассуждать, искать неожиданные аналогии и т.п. Максимальные возможности для поиска самостоятельных решений – это то, что необходимо для учащихся гимназии. Таким образом, решается сразу несколько методических задач:
обучающиеся сами формулируют задачи урока, что позволяет воспитывать творческое и логическое мышление, демонстрировать свои возможности, самостоятельность;
постановка проблемы, которую надо попытаться самостоятельно разрешить на уроке, позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность за свои решения;
обучающиеся самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации – при этом уверенность в своих силах возрастает;
постоянные рассуждения вслух мотивируют учащихся к активному участию в дискуссии. Очень важно, чтобы они не боялись высказывать свои мысли вслух.
Цепочка рассуждений приводит их к убеждению, что все новые термины – это не что иное, как понятия, с которыми они уже встречались, либо с которыми обязательно можно найти тесную взаимосвязь. Поэтому активное участие принимают в обсуждении все группы учащихся. Такие приемы позволяют создавать ситуацию успеха на уроке для каждого ребёнка.
При выборе форм и методов организации речевой деятельности школьников важно учитывать рекомендации психологов о включении различных видов деятельности, ведущих для того или иного возраста, на разных этапах урока. Для учащихся 5-6-х классов ведущей остается игровая деятельность, в 7-9 классах на первый план выходит познавательная деятельность, в 10-11 классах возрастает значение коммуникативной деятельности – их увлекает сам процесс языковой коммуникации.
Во время урока школьники овладевают такими важными навыками общения, как начало беседы, её поддержание, умение корректно остановить собеседника, вежливо опровергнуть его мнение или согласиться с ним, или целенаправленно слушать собеседника, задавая уточняющие вопросы и так далее.
Очень эффективно в этом отношении применение эстафетной игры, в которой математические правила и понятия передаются по цепочке: каждый отвечающий ученик готовит вопрос для следующего, а весь класс внимательно слушает и делает поправки к ответам.
Урок-игра положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, развивает внимание. Учащиеся активно помогают друг другу.
Активизируют и стимулируют речемыслительную деятельность такие задания, которые позволяют школьникам подготовить сообщения на различные темы, в соответствии с их возможностями и интересами. Самую высокую оценку получают те учащиеся, которые не читают сообщения, а интересно и увлекательно рассказывают о предмете своих исследований, толково разбирают новые понятия, отвечают на вопросы, умеют увлечь одноклассников своим рассказом. И оценивание проходит с учётом мнений самих ребят.
В последние годы многие итоговые работы проводятся в форме тестов, поэтому вся работа со школьниками ориентируется на успешную подготовку к тестированию различного уровня, что явно ограничивает развитие коммуникативных способностей школьников. Но стоит ли жалеть время на чтение вслух текстов из различных пособий по математике и подробные комментарии к прочитанному? Сценарий урока часто включает небольшие тренинги по предмету, которые требуют глубокого анализа изученного материала: ученики отвечают на вопросы и сами задают вопросы друг другу.
Психологические особенности старшеклассников отражаются в их речемыслительной деятельности. В этом возрасте у школьников увеличивается аргументированность и критичность доказательства, отмечается способность к обобщению, поэтому новый материал, преподносимый в виде логических цепочек, с четко просматривающимися взаимосвязями, в которых одни математические факты плавно вытекают одни из других, усваивается более прочно.
Например, при изучении темы «Площади многоугольников» каждый ученик в начале урока получает вырезанные из бумаги многоугольники. Делим все многоугольники на прямоугольные треугольники и прямоугольники – площади этих фигур ученики умеют вычислять уже в начальной школе. Используем простое правило: «Площади равносоставленных и равновеликих фигур равны». Обсуждая результаты практической работы, ученики выводят площади параллелограмма, треугольника (как половины параллелограмма), трапеции.
Проведение подобной работы позволяет воспитывать самостоятельность, критичность мышления, позволяет создать ситуацию успеха, поддерживает интерес к материалу, создает мотивацию к изучению темы.
Творческий интерес учителя к планированию и проведению урока, стремление к постоянному поиску новых форм и методов – всё это передаётся ученикам и позволяет увеличить плотность общения на уроке. Ученики привыкают к активному обсуждению всех проблем и чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. В этой творческой атмосфере реального сотрудничества эффективность обучения повышается.
Литература
Ахутина Т.В.., Горелов И.Н. Исследования речевого мышления в психолингвистике. - М. : Наука, 1985.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М, 1983.
Дридзе Г.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М. 1984.
Петрашкин Г. В. “Методико-психологические основы формирования коммуникативной компетенции”, М. 1986.