Авторская модифицированная программа «По тропинкам наших предков»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Утверждаю:
директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»
________________________ Трунова О.Н
«____» _________________ 2013 г.
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«По тропинкам
наших предков»
/срок реализации 2 года/
/возраст детей 10-17 лет/
Педагог дополнительного образования
МОУДОД «Центр детского творчества
Белгородского района
Белгородской области»
Сыроватченко Татьяна Александровна.
Белгородский район,
2013 г.
Авторская образовательная программа краеведческой направленности «По тропинкам наших предков»
Автор программы: Сыроватченко Татьяна Александровна.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества Белгородского района Белгородской области»
от «23» августа 2013 г., протокол № 1
Председатель ______________________ /__________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Пояснительная записка 4
Учебный план 15
Учебно-тематический план 1 года обучения 16
Содержание программы 1 года обучения 17
Учебно-тематический план 2 года обучения 21
Содержание программы 2 года обучения 22
Методические рекомендации 26
Библиографический список 29
10. Приложение 31
ВВЕДЕНИЕ
«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,
определяется отношением к прошлому»
А.С. Пушкин
В течение нескольких лет в Белгородской области создается целостная система работы по развитию духовно- нравственного воспитания школьников. Во все времена оставался актуальным метод регионального воспитания школьников посредством декоративно- прикладного искусства и воссоздания национально – культурного компонента при помощи школьных музеев. Музей обогащает детей новыми впечатлениями от старинных, незнакомых предметов, которые школьник никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей его действительности. Это широко расширяет его кругозор и углубляет представление о мире.
Занятия, организованные в школьном музее, вызывают глубокий интерес к образу жизни наших предков, к декоративно- прикладному искусству, которым занимались наши земляки, традициям родного края, обогащая внутренний мир обучающихся. Такие занятия позволяют с пользой провести свободное время. Главное - обеспечить эмоциональный контакт внутреннего мира подростка с предметами старины. Соединить прошлое и будущее через настоящее, путем изготовления сувениров и поделок, участия в мероприятиях, перекликающихся с народным календарём, обогащать личность обучающихся духовным наследием прошлого.
Несмотря на век высоких технологий, когда компьютерная графика получила весьма широкое применение, самые древние материалы, такие, как бумага и глина остаются инструментами творчества, которые доступны каждому.
На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Побудительным мотивом для написания данной программы послужила необходимость обновления содержания кружковой работы в области декоративно - прикладного творчества в сфере дополнительного образования.
Программа «По тропинкам наших предков» подчинена решению главной задачи системы обучения, направленной на общее развитие обучающихся, - раскрытие широкой картины мира. Она способствует пробуждению интереса к истории родного края, воспитанию любви к родной земле, формированию чувства гордости за своих земляков. Данная программа разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к программам дополнительного образования и некоторых долгосрочных целевых региональных и федеральных программ, таких, как:
- Долгосрочная целевая программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы»;
- Областная программа «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции на территории Белгородской области на 2010-2014 годы»,
- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы» (во исполнение ФЦП «Развития образования на 2011-2015 годы»);
- Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и др.
Авторская образовательная программа дополнительного образования «По тропинкам наших предков» имеет краеведческую направленность. По цели обучения данная программа является познавательной, с элементами научно-исследовательской ориентации и проектной деятельности. По форме организации содержания и процесса – интегрированная.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной исследовательской деятельности по сбору информации и материалов) четко укладываются в схему поэтапного ведения творческой познавательной работы.
Данная программа – попытка систематизации технологических приемов, используемых при создании изделий в традиционных художественных техниках, и построения логичной, последовательной системы творческого освоения этих приемов путём осуществления творческой деятельности при помощи знаний, полученных на музейных уроках.
Авторская образовательная программа «По тропинкам наших предков» разрабатывалась с учётом требований, предъявляемых к педагогике дополнительного образования и Федеральных Государственных Стандартов второго поколения. Она актуальна, потому, что в процессе обучения по данной программе усиливается ориентация на конечный результат, который получаем путем успешного сочетания различных видов деятельности и направлений современного образования:
- творческой деятельности;
- исследовательской деятельности;
- регионального компонента;
- экспозиционно - выставочной деятельности;
- музейного дела, основанного на народных традициях и календарных праздниках малой Родины.
Основой успешной реализации данной программы становится формирование базовых компетентностей современного школьника:
-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения поставленной задачи);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать);
-самоорганизации (ставить цели, планировать, ответственно относиться к заданиям);
-самообразования (готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая себе успешность и конкурентоспособность).
Её новизна и отличие от существующих программ дополнительного образования в сфере краеведения и декоративно - прикладного творчества состоит в комплексном интегрированном подходе к процессу обучения и проявляется в том, что первоначальные навыки дети получают одновременно в нескольких видах творчества: краеведении, прикладном творчестве, музейном деле и фольклорном театре. Данная программа акцентирует внимание на воспитание духовных ценностей и сохранение культуры народного творчества у подрастающего поколения через знакомство с родным краем, его достопримечательностями, своеобразием, богатством и разнообразием.
Цели и задачи
Цели:
-выявление одарённых детей в области прикладного творчества
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы творческой и музейной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-научить выполнению работ в различных видах декоративно- прикладного творчества;
-сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
- способствовать формированию интереса к изучению исторического и культурного наследия своей малой Родины;
- научить творчески использовать полученные умения и практические знания;
-способствовать формированию активной гражданской позиции, готовности к самостоятельному нравственному выбору;
- научить планировать последовательность действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы.
Воспитательно - развивающие:
- побудить интерес к декоративно- прикладному творчеству;
- раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого обучающегося;
- формировать адекватную самооценку, развивать чувства собственного достоинства, самоуважения, уверенности в себе;
-воспитывать любовь к родному краю, природе, народным традициям;
-формировать навыки общественного поведения, развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками;
-формировать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;
-формировать потребности вносить красоту в окружающую среду
Программа детского объединения по декоративно – прикладному творчеству «По тропинкам наших предков» рассчитана на 2 года обучения и включает различные разделы работы с детьми. В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится. Занятия в группе проводится 2 раза в неделю по 2 часа – в 1 год обучения и 3 раза по 2 часа – во 2 год обучения. В группах по 12-15 человек. Возраст ребят, занимающихся в кружке 10-15 лет.
Количество часов в год для первого года обучения составляет – 144 часа, для второго – 216 часов. В процессе второго года обучения углубляются полученные знания, и происходит переход к изготовлению более объемных и более трудоемких работ. Воспитанники фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют технологией и различными материалами при изготовлении изделий, совершенствуют ранее полученные знания, что позволяет им самоутвердиться среди своих сверстников.
Основная форма организации учебного процесса – учебно-исследовательское занятие в музее или творческий урок, т.е. работа в мастерской. Это обусловлено логической поэтапностью процесса выполнения деятельности. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность узнавать, повторять и закреплять пройденное.
В ходе занятий активно используются игровые театральные моменты, физкультминутки. Проводятся выездные экскурсии в музей Народного творчества и Краеведческий музей г. Белгорода. Организовывается проведение школьных выставок, беседы с демонстрацией подлинных авторских произведений декоративно – прикладного искусства, готовых работ, предварительный просмотр фильмов, чтение литературы, участие в праздничных школьных концертах и мероприятиях, которые проводятся в поселке местным Домом культуры.
Представляемый вариант обучения может рассматриваться как альтернативный по отношению к традиционным. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления творческих работ.
Используя полученные знания на занятиях, проводимых в музее, ребята уже на первом году обучения самостоятельно создают свои работы, активно выполняют творческие задания с элементами исследовательской деятельности, которые учитываются при построении календарно – тематического плана. Коллективные работы незаменимы для реализации творческих проектов и объединения коллектива, приобретения коммуникативных навыков и естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми и окружающим миром.
Круг тем, предлагаемых при выполнении практических работ подразделяется на 4 основных тематических блока, которые соотнесены со временем года, народными и календарными праздниками, и, взаимосвязаны с отделами школьного музея. Тематические блоки « Рождественская сказка» первого года обучения и «Пасхальная радость» второго года обучения являются темами маршрутов с элементами творческо-исследовательской деятельности различной степени сложности, определяемой годом обучения, завершением которых являются проведение праздничных развлечений и выставкой работ по данным темам.
Возрастные особенности
Обучение по данной авторской программе подразумевает работу с детьми от 10 до 17 лет. Известно, что это сложный, особенный период развития подростков. Нередко школьники, вступая в период подросткового возраста, отличаются сентиментальностью, которая порою уживается с поразительной черствостью, болезненной застенчивостью - с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьбой с авторитетами. Однако ребятам этого возраста свойственно стремление постоянно что-то изобретать или конструировать. C целью привлечь к себе внимание, могут избираться такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, этнография, прикладное искусство. Почти всегда эти занятия преследуют всё ту же цель - демонстрацию своих успехов, желание выглядеть взрослым, стремление быть современным и интересным в кругу сверстников.
Я.А. Коменский был первым, кто выдвинул и обосновал принцип «природосообразности», согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.
С одной стороны, подросток стремится отделиться от взрослого, добиться автономности, а с другой - чрезвычайно нуждается в добром, спокойном и умном старшем друге, который без назидательности и занудства сумел бы помочь. В этом качестве должен выступить педагог дополнительного образования. И его роль в этом случае заключается в возможности заинтересовать подростка и помочь в поиске и освоении общих способов решения самых разнообразных задач, которые предлагает жизнь. Самое главное, что появляется у подростка в этот период и чем он резко отличается от младших ребят - это чувство взрослости. И задача педагога общаться с подростком, как с взрослым.
Форма проведения занятий
Понимая, что любое внешкольное обучение детей должно не только способствовать формированию культурно-исторической памяти, укреплению чувства национального достоинства и любви к Родине, но и параллельно развивать творческий кругозор обучающихся, «идти в ногу со временем», автор программы предлагает использовать и европейские по происхождению художественные техники (Айрис фолдинг, Декупаж, квилинг) для создания ярких изображений, тематически привязанных к русским национальным корням. В программу включен целый ряд заданий по созданию декоративных композиций на тему русской истории, культуры, быта («Деревня», «Силуэты русского народного костюма», «Кто с мечом к нам придет», «Храм над рекой», и др.).
Система учебно-творческих заданий выстроена таким образом, что дети постоянно широко используют те знания и навыки, которые они получили в школе на уроках изобразительного искусства и технологии. В ходе обучения дети должны научиться делать правильный, обоснованный выбор в пользу применения той или иной художественной техники при изображении отдельных элементов декоративной композиции. Результат обучения поданной программе нацелен на активное использование в художественном творчестве знаний об истории родного края.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и их уровнем развития. Занятия проводятся в группах, численность группы 12- 15 человек. Для успешной реализации программы используются различные формы обучения. Положительный эффект дают нетрадиционные формы: темы программы углубляются и насыщаются за счет фольклорного, краеведческого и этнографического материала, собранного школьным музеем. Именно он и создает мотивацию для творческой и исследовательской деятельности, углубления теоретических знаний, расширяет кругозор учащихся. В свою очередь, исследовательские работы создают мотивацию для участия детей в проведении народных праздников, выставок, краеведческих конкурсов и олимпиад. Программа обогащается на каждом этапе историческими и этнографическими сведениями.
Используются такие формы, как, групповые и индивидуальные занятия, музейные уроки, домашние самостоятельные творческие работы учащихся: написание рефератов на заданную тему, исследовательские работы по выбранной теме (индивидуальные, коллективные) и т.д., которые развивают фантазию, творческое мышление и воображение обучающихся.
Формы и методы обучения
Учитывая психологические и возрастные особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, применяются следующие основные методы и приемы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский (исследование и сбор информации и материалов для пополнения фонда школьного музея);
-творческий (выполнение творческих заданий, участие в мероприятиях и конкурсах);
-метод «от простого к сложному» (образовательный процесс происходит постепенно);
- связь обучения с жизнью (обучение по данной программе происходит при помощи материалов и экспонатов музея);
- метод контроля;
- метод индивидуального подхода.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
1.Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы;
2. Практические умения и навыки;
3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
Предложенный программой вариативный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности и направленность интересов. Вариативные задания подбираются педагогом с учетом соответствия возрасту конкретного школьника, особенностям восприятия, памяти и мышления, и уже сложившимся навыкам работы.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- основные народные праздники, почитаемые издавна на Белгородчине;
- историю поселка Новосадовый Белгородского района;
- понятия «музейный предмет», экспозиция, экскурсия;
- приёмы работы с различными материалами: бумагой, солёным тестом, природным материалом, пластикой;
- последовательность технологических операций при выполнении творческого задания;
- технологические приёмы исполнения росписи, понимать принципы построения композиции;
- правила по технике безопасности.
В конце первого года обучения воспитанники должны уметь:
- овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги, солёного теста;
- самостоятельно подбирать материал по цвету, плотности, фактуре в соответствии с потребностями задуманной композиции; - при изготовлении декоративной композиции использовать дополнительные декоративные элементы, творчески оформлять готовую композицию;
- использовать в работе приметы и символы народных праздников;
- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- анализировать качество выполнения работы.
Навыки:
научиться выносить объективные оценочные суждения о своей и чужой работе, проявляя при этом доброжелательное и уважительное отношение к членам коллектива, терпимость к чужому мнению;
бесконфликтно работать в коллективе, при работе в смешанной возрастной группе проявлять собственную инициативу по оказанию помощи младшим членам коллектива;
работать со справочной литературой;
инициировать применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни или на других предметах школьной программы;
оформлять творческие работы;
устно описывать собранные в музее экспонаты.
В конце второго года обучения воспитанники должны знать:
- отличительные черты художественных техник, используемых при работе с бумагой и солёным тестом;
- разнообразные технологические приемы, используемые при работе в художественных техниках;
- способы окраски и декорирования бумаги, закономерности использования цветовых решений.
- историю и культурное наследие Белгородчины;
- символику и карту Белгородской области, Белгородского района;
- историю названия своего посёлка, городов, рек, природные богатства Белгородской области;
- музейную терминологию;
- понятия «род», «семья», «древо»;
- приёмы работы в различных техниках с различными материалами: бумагой, солёным тестом, природным материалом, пластикой;
- семантическое значение орнаментальных мотивов;
- правила техники безопасности при работе в мастерской и проведении экскурсий.
В конце второго года обучения воспитанники должны уметь:
- создавать индивидуальные и коллективные работы на основе полученных знаний;
- подбирать правильные цветовые решения и материалы для реализации собственных идей, самостоятельно окрашивать и декорировать материалы в соответствии с задуманным решением;
- красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять работы;
- использовать в речи народные приметы, пословицы;
- грамотно использовать различные технологические приемы, совмещать их;
- составлять генеалогическое древо;
- знать и описывать музейные предметы;
- описывать жилища, предмета быта, одежду различных времен отечественной истории;
- рассказывать о наиболее важных событиях в истории родного поселка;
- проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ;
Навыки:
работать по образцу, шаблону или технологической карте;
работать со справочной литературой;
оформлять творческие или исследовательские работы;
собирать краеведческие материалы.
научиться ставить перед собой реальные цели, намечая сроки их исполнения;
иметь навык качественной оценки собственных и чужих работ;
научиться продуктивно заниматься в группах;
проявлять стремление к поиску новых идей и материалов, используемых в работе.
Способы контроля уровня теоретической подготовки,
практических умений и навыков, развития качеств
личности обучающихся
Для оценки результатов в той или иной мере используются следующие виды контроля:
устный контроль;
практический контроль;
дидактические тесты;
наблюдение.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает текущий, промежуточный итоговый контроль.
Текущий контроль (наблюдения педагога в ходе занятий):
оценка качества усвоения содержания какой-либо темы или раздела образовательной программы;
незамедлительное внесение в образовательный процесс корректив, исходя из результата оценки.
Промежуточный контроль (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие):
фронтальная и индивидуальная беседа;
проверка уровня усвоения знаний с использованием карточек – заданий по темам изученного курса;
выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, направленных на проверку практических умений и навыков.
Итоговый контроль (определяется уровень освоения программы за весь учебный год и по окончании курса обучения):
выполнение комплексного задания, включающего изготовление элементов декоративной композиции по предложенному шаблону с использованием различных материалов и технологических приёмов;
участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Ожидаемые результаты фиксируются через:
- выполнение самостоятельной практической работы;
- отчетную выставку работ воспитанников объединения;
- результативность участия детей в выставках и конкурсах различного уровня.
Для отслеживания уровня теоретической подготовки и практических умений и навыков в тетради наблюдения педагога в течение всего курса фиксируются как результаты обучающегося по всем разделам предлагаемой программы, так и результаты вводной, промежуточной и итоговой диагностик.
Материальное обеспечение
Для успешной реализации программы необходимы следующие материалы:
- глина, для приготовления солёного теста - мука, соль, обойный клей, вода;
-пластилин;
- бумага: цветная, креповая, цветная пергаментная, бархатная, гофрированная, металлизированная, бумага для оригами;
- цветной и белый картон;
-проволока, тесьма, нитки цветные для рукоделия;
- природные материалы: сухие листочки, травы, злаки, кукурузные листья, солома, желуди, кора деревьев, веточки и многие другие;
- краски гуашевые, акварельные, акриловые;
- карандаши простые и цветные, фломастеры, маркеры;
- клей ПВА, клеящий карандаш;
- копировальная бумага;
- ткань различной фактуры, ленточки разной ширины, кружева;
- флористическая сетка, сизаль, сизофлор;
- бумажные салфетки, одноразовые картонные тарелки;
- подручные материалы;
- вторичное сырье (пластиковые стаканчики и бутылки, соломка для напитков, спичечные коробки и т.п.).
Инструменты:
- ножницы;
- простые карандаши;
- кисти;
- набор формочек для лепки, доски, стеки.
Раздаточный материал:
- шаблоны (по всем разделам программы);
- трафареты (рисунки-схемы для вырезания);
- технологические карты (по некоторым разделам программы);
- иллюстрации с изображениями предметов, народных кукол, старинных предметов народного творчества и т.д.;
- образцы изделий, выполненные педагогом;
- игрушки разного размера и цвета.
Дидактические и методические материалы.
Для детей и родителей в кабинете оформлены:
- уголок воспитанника;
- стенды с моделями;
- образцы практических работ;
- журналы, книги.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела
Год обучения
1 год
2 год
Введение в образовательную программу
2
2
Музейное дело
8
12
Предания старины глубокой
34
48
Рождественская сказка
40
50
Где родился, там и пригодился.
28
40
Праздник вечной весны. Пасха.
24
56
Экскурсии
6
6
Итоговое занятие
2
2
Всего
144
216
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Раздел
Общее кол-во часов
В том числе
Теория (час.)
Практика (час.)
1
Введение в учебный курс.
2
2
-
2
История музейного дела
8
6
2
3.
Предания старины глубокой. Изучение предметов старины
34
12
22
3.1
3.2
3.3
3.4
«Родники Белогорья.»
« В избе наших предков».
« Кузнец всем ремеслам отец».
«В гостях у дядюшки Кузьмы. Народный осенний праздник Кузьминки».
8
10
10
6
4
2
4
2
4
8
6
4
4.
Рождественская сказка Праздник Рождества. Святки. Коляда.
40
8
32
4.1
4.2
4.3
4.4.
« Как готовились и праздновали Рождество наши прадеды»
« И с запахом еловым к нам сказка в дом войдет...»
« Раз в крещенский вечерок... Святки»
« Праздничное развлечение Рождественская звездочка»
4
14
4
18
2
2
2
2
2
12
2
16
5
Где родился, там и пригодился.
28
10
18
5.1
5.2
5.3
5.4
«История поселения»
«Традиции и праздники Белгородчины»
«Широкая Масленица»
«Что в имени моем?»
6
6
8
8
4
2
2
2
2
4
6
6
6
Праздник вечной весны. Пасхальная радость.
24
8
16
6. 1
6.2
«Традиции празднования Пасхи в моей семье»
«Пасхальная радость»
12
12
4
4
8
8
7
Экскурсии
6
2
4
8
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
144
46
98
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Введение в образовательную программу- 2 часа.
Теоретические знания: Знакомство с группой. Уточнение анкетных данных детей, записавшихся в объединение. Диагностика общего уровня подготовки детей. Правила внутреннего распорядка в объединении, техника безопасности. Обзор общих задач на учебный год. Обзорная лекция об истории возникновения краеведения.
Форма занятий: экскурсия
Приемы, методы: беседа, рассказ, анкетирование
Методическое обеспечение: план- конспект, анкеты.
Форма подведения итогов: тестирование
2. История музейного дела – 8 часов
Теоретические знания: История возникновения музеев. Первые музеи в России. Петр первый и его кунсткамера. Понятие музейного фонда. Работа экскурсоводов. Роль школьного музея в современном обществе. Музей в конце 20 – начале 21 вв. Музей на службе человека. Новые возможности музея.
Практическая работа: знакомство с содержанием экспозиций школьного музея, экскурсии обзорные и тематические.
Форма занятий: просмотр презентации, лекция, беседа
Приемы, методы: беседа, рассказ
Методическое обеспечение: тематическая презентация, план-конспект, литература по теме, дидактический материал.
Форма подведения итогов: беседа, викторина
3. Предания старины глубокой.
Изучение предметов старины - 38 часов.
3.1 «Родники Белогорья»-10 часов.
3.2 «В избе наших предков» - 10 часов.
3.3 « Кузнец всем ремеслам - отец» - 10 часов.
3.4 «В гостях у дядюшки Кузьмы. Народный праздник Кузьминки» - 8 часов.
Теоретические знания: История и традиции Белгородской земли. Знакомство с орудиями труда крестьян: серп, жернова, грабли, цеп и предметами крестьянского быта: печь, самовар, ухват, горшок. История возникновения ремесел на Белгородчине. История Борисовской керамики и старооскольской глиняной игрушки. Знакомство с осенними народными календарными праздниками на Белгородчине. Осенняя обрядность. Окончание полевых работ. Как праздновали Кузьминки наши прадеды.
Практическая работа: Составление эскизов. Аппликация из бумаги и природных материалов «Белгородская чета», « В избе моих предков» Лепка из солёного теста предметов крестьянского быта (самовар, чашки, ложки, блюдца, горшок). Роспись предметов крестьянского быта. Изготовление народной старооскольской игрушки «Барыня», роспись.
Форма занятий: игра, путешествие, беседа.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.
Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, тематическая презентация, литература по теме.
Форма подведения итогов: праздник «Кузьминки»: итоговая выставка работ, игры.
4. Рождественская сказка Праздник Рождества.
Святки. Коляда - 40 часов.
4.1 « Как готовились к встрече нового года и Рождества наши прадеды»- 4 часа.
4.2 « И с запахом еловым к нам сказка в дом войдет» - 14 часов.
4.3 « Раз в крещенский вечерок... Святки» - 4 часа.
4.4. « Праздничное развлечение Рождественская звездочка»- 18 часов
Теоретические знания: История и традиции празднования Нового года и Рождества на Белгородской земле. Знакомство с обычаями украшения дома к зимним праздникам. Старинные ёлочные игрушки. Знакомство с понятиями: «Рождественский сочельник», «Коляда», «Святки» и т. д.
Практическая работа: Сбор информации у людей старшего поколения о традициях празднования Рождества на Белгородчине. Подготовка сценария, разучивание стихов, колядок. Подготовительно – творческая работа над сценарием: распределение ролей, заучивание текстов, подбор и изготовление реквизита, декораций. Работа над созданием сценических образов действующих лиц обряда «Коляда». Репетиции и постановочная работа. Составление эскизов декораций и украшения зала и школьных кабинетов к новогодним праздникам. Аппликация из бумаги и природных материалов « Новогодняя сказка », силуэтное вырезание в технике «Вытынанка», изготовление ёлочных украшений из бумаги и других материалов.
Форма занятий: игра, путешествие, беседа, репетиции.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее, посиделки.
Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.
Форма подведения итогов: праздник « Рождественская звёздочка» итоговая выставка работ, игры.
5. Где родился, там и пригодился – 28часов.
5.1. История поселения -6 часов.
5.2. Традиции и праздники – 6 часов.
5.3. Широкая Масленица- 8 часов.
5.4. «Что в имени моем?» - 8 часов.
Теоретические знания: История возникновения Новосадовского сельского поселения. Традиционные сельские праздники, народные забавы. Особенности празднования и обычаи. Новые праздники Белогорья. Проводы зимы. Масленица. Дни масленичной недели: Встреча. Заигрыши. Лакомка. Широкий четверг. Тещины вечерки. Золовкины посиделки. Прощеное воскресенье. Обряды, связанные с ними. Древняя символика круга, связанная с круговоротом солнца и цикличностью жизни. Отражение символики круга в обрядах: катание на лошадях вокруг деревни, блины, шанежки, оладьи, лепешки. Чествование молодых и поминание предков. Обряды Белгородской и некоторых других областей: взятие снежного городка, катание с ледяных гор, ярмарки, балаганы, кулачные бои, примирение и целование, сожжение или похороны чучела Масленицы, тужилки по Масленице. Песни и приговорки, сопровождающие праздник.
Понятие «род». Синонимы: народ, родня, родичи, Родина, родить, природа, рождать, урожай и другие. История происхождения имен. Что означают наши имена. Как в старину выбирали имя своему ребенку. Имя и Ангел – хранитель. Именины. Знакомство с семейными традициями. Святцы
Практическая работа: Подготовительная творческо-поисковая работа. Сбор информации о «старожилах» поселения. Изготовление сувениров с логотипом поселения в технике «Аппликация» и «Айрис Фолдинг», лепка из солёного теста, изготовление поздравительных открыток. Разучивание веснянок и народных прибауток. Подбор пословиц, поговорок, отгадывание загадок на темы: «Родина, «родня», «родители», «дети», «хлеб», «человек», «небо», «земля», «явления природы». Определение значения своего имени и дня именин.
Форма занятий: беседа, игра, путешествие, экскурсии, гуляния.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее, элементы исследовательско - поисковой работы.
Методическое обеспечение: план – конспект, музейные экспонаты, Тематические презентации, фотографии, музыкальное оформление, литература по теме.
Форма подведения итогов: итоговая выставка, участие в поселковом народном гулянии «Широкая Масленица».
6. Праздник вечной весны –24часа.
6. 1. «Традиции празднования Пасхи в моей семье» - 12 часов
6.2. «Пасхальная радость» -12 часов
Теоретические знания: Знакомство с традициями празднования и подготовки к Светлому празднику Пасхи на Белгородской земле. Семейные традиции.
Практическая работа: Составление рассказа о традициях своей семьи. Подготовка к Светлому Воскресению: изготовление сувениров на тему праздника, украшений для дома, праздничная упаковка. Изготовление панно из ткани различных материалов «Праздник вечной весны».
Форма занятий: рассказ, беседа, игра, путешествие, экскурсии.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.
Методическое обеспечение: план–конспект, музейные экспонаты, фотографии, музыкальное оформление, литература по теме, выставка детских работ.
Форма подведения итогов: итоговая выставка сувенирной продукции.
7. Экскурсии – 6 часов.
Теоретические знания: Классификация экскурсий. Правила поведения во время экскурсии. Исторический экскурс в историю создания музея села Мясоедово и села Ближняя Игуменка. Храмы Белгородчины. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа: Экскурсия в музей села Мясоедово Белгородского района, Белгородский музей народной культуры, краеведческий музей, по местам боевой славы села Ближняя Игуменка. Встречи с настоятелем Свято - Никольского храма села Ближняя Игуменка. Написание мини-сочинения «Глазами современности».
Форма занятий: встреча, путешествие, беседа.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.
Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.
Форма подведения итогов: рефлексия.
8. Итоговое занятие – 2 часа
Практическая работа: работа по замыслу в различных техниках (аппликация, роспись, лепка). Подготовка коллективной презентации « Сохраняя традиции»
Форма занятий: интегрированная
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа.
Методическое обеспечение: план- конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.
Форма подведения итогов: просмотр презентации, награждение кружковцев.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Раздел
Общее кол-во часов
В том числе
Теория (час.)
Практика (час.)
1
«Добро пожаловать»
2
2
-
2
История музейного дела
12
2
10
3.
Предания старины глубокой. Изучение предметов старины
48
16
42
3.1
3.2
3.3
«Родники Белогорья»
«Мифология жилища»
«Кукла живая, рукотворная, родная »
8
20
20
4
4
4
4
16
16
4.
Рождественская сказка Праздник Рождества. Святки. Коляда.
50
10
40
4.1
4.2
4.3
«Новый год у ворот»
« И с запахом еловым к нам сказка в дом войдет...»
« Раз в крещенский вечерок... Святки»
24
20
6
4
4
2
20
16
4
5
Где родился, там и пригодился.
40
12
28
5.1
5.2
5.3
5.4
«История поселения»
«Традиции и праздники Белгородчины»
«Широкая Масленица»
«Что в имени моем?»
12
12
6
10
4
4
2
2
8
8
4
8
6
Праздник вечной весны. Пасхальная радость.
56
6
50
6. 1
6.2
6.3.
«Традиции празднования Пасхи в моей семье»
« Весенний сувенир»
Праздничное развлечение «Пасхальная радость»
12
16
28
2
2
2
10
14
26
7
Экскурсии
6
2
4
8
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
144
18
126
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Введение- 2 часа.
Теоретические знания: Знакомство с группой. Уточнение анкетных данных обучающихся объединения. Диагностика общего уровня подготовки детей. Правила внутреннего распорядка в объединении, техника безопасности. Обзор общих задач на учебный год. Обзорная лекция об истории возникновения краеведения.
Форма занятий: экскурсия
Приемы, методы: беседа, рассказ, анкетирование
Методическое обеспечение: план- конспект, анкеты.
Форма подведения итогов: тестирование
2. История музейного дела – 12 часов
Теоретические знания: История возникновения музеев. История возникновения школьного музея п. Новосадовый, его первый основатель. Современный облик школьного музея. Новые возможности музея.
Практическая работа: Обзорная экскурсия по школьному музею, описание музейных предметов. Участие в неделе «Музей и дети».
Форма занятий: лекция, беседа.
Приемы, методы: беседа, рассказ
Методическое обеспечение: план-конспект, литература по теме, дидактический материал.
Форма подведения итогов: беседа, викторина
3. Предания старины глубокой.
Изучение предметов старины – 48 часов.
3.1 «Родники Белогорья» -8 часов.
3.2 «Мифология жилища» -20 часов.
3.3 «Кукла живая, рукотворная, родная» - 20 часов.
Теоретические знания: Осенняя обрядность. Празднование окончания полевых работ в Белгородских селах. Мифология жилища наших предков. Украшение избы. Символика рушников. Белгородский рушник. История и символика народной русской игрушки. Первые игрушки: идол, кукла – полено, соломенная кукла. Кукла-пеленашка, кукла-закрутка, кукла-крупенечка, обрядовые куклы и их предназначение. Технология изготовления народных кукол. Народная кукла и современность.
Практическая работа: Составление эскизов и изготовление коллажей из бумаги, глины, соленого теста и природных материалов «Оберег на счастье», «В избе моих предков» и др.
Изготовление народных кукол: кукла- закрутка, соломенная кукла, кукла-пеленашка кукла-крупенечка, кукла из бумажных салфеток и кружева. Изготовление народной Старооскольской и Борисовской глиняной игрушки, роспись.
Вышивка салфеток с элементами традиционной Белгородской вышивки рушников.
Форма занятий: игра, путешествие, беседа.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.
Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, тематическая презентация, литература по теме.
Форма подведения итогов: итоговая выставка работ.
4. Рождественская сказка. Праздник Рождества.
Святки. Коляда - 50 часов.
4.1 «Новый год у ворот» -24 часа.
4.2 «И с запахом еловым к нам сказка в дом войдет...» - 20 часов.
4.3 «Раз в крещенский вечерок... Святки» - 6 часов.
Теоретические знания: Историческое происхождение Святок. Особенности празднования Нового года и Рождества на Белгородской земле. Обряды, связанные со Святками: колядование, ряженье, посиделки, святочные игры, гадания. Святочная обрядовая кулинария и сувениры. Семейные традиции, связанные со Святочными днями. Знакомство с обычаями украшения дома к зимним праздникам. Старинные ёлочные игрушки. Современные украшения к Новому году.
Практическая работа: Сбор информации у людей старшего поколения о традициях празднования Рождества на Белгородчине. Подготовка сценария, разучивание стихов, колядок. Работа над созданием сценических образов действующих лиц обряда «Коляда». Репетиции и постановочная работа. Составление эскизов декораций и украшения зала и школьных кабинетов к новогодним праздникам. Аппликация из бумаги и природных материалов « Новогодняя сказка », силуэтное вырезание в технике «Вытынанка», изготовление ёлочных украшений из бумаги и других материалов.
Практическая работа: Составление эскизов и изготовление декораций и украшения зала к новогодним праздникам. Изготовление новогодних и рождественских сувениров, упаковка подарков. Аппликация из бумаги и природных материалов « Новогоднее чудо», силуэтное вырезание в технике «Вытынанка», изготовление ёлочных украшений, современных новогодних композиций и декора из различных природных материалов.
Форма занятий: путешествие, беседа.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее, посиделки.
Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.
Форма подведения итогов: праздник « Рождественская звёздочка» итоговая выставка работ, игры.
5. Где родился, там и пригодился - 40 часов.
5.1. «История поселения» - 12 часов.
5.2. «Традиции и праздники Белгородчины» - 12 часов.
5.3. «Широкая Масленица» -6 часов.
5.4. «Что в имени моем?» -10 часов.
Теоретические знания: История возникновения Новосадовского сельского поселения. Традиционные сельские праздники, народные забавы. Особенности празднования и обычаи. Новые праздники Белогорья. Проводы зимы. Масленица. Дни масленичной недели: Встреча. Заигрыши. Лакомка. Широкий четверг. Тещины вечерки. Золовкины посиделки. Прощеное воскресенье. Обряды, связанные с ними. Древняя символика круга, связанная с круговоротом солнца и цикличностью жизни. Отражение символики круга в обрядах: катание на лошадях вокруг деревни, блины, шанежки, оладьи, лепешки. Чествование молодых и поминание предков. Обряды Белгородской и некоторых других областей: взятие снежного городка, катание с ледяных гор, ярмарки, балаганы, кулачные бои, примирение и целование, сожжение или похороны чучела Масленицы, тужилки по Масленице. Песни и приговорки, сопровождающие праздник.
Понятие «род». Синонимы: народ, родня, родичи, Родина, родить, природа, рождать, урожай и другие. История происхождения имен. Что означают наши имена. Как в старину выбирали имя своему ребенку. Имя и Ангел – хранитель. Именины. Знакомство с семейными традициями. Святцы
Практическая работа: Подготовительная творческо-поисковая работа. Сбор информации об истории своей семьи и своих предках. Изготовление сувенира « Моё родовое дерево». Разучивание веснянок и народных прибауток. Подбор пословиц, поговорок, отгадывание загадок на темы: «Родина, «родня», «родители», «дети», «хлеб», «человек», «небо», «земля», «явления природы». Определение значения своего имени и дня именин. Изготовление поздравительных открыток.
Форма занятий: беседа, игра, путешествие, экскурсии, музейные уроки, гуляния.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее, элементы исследовательско - поисковой работы.
Методическое обеспечение: план–конспект, музейные экспонаты, тематические презентации, фотографии, музыкальное оформление, литература по теме.
Форма подведения итогов: итоговая выставка, участие в поселковом народном гулянии «Широкая Масленица».
6. Праздник вечной весны – 56 часов.
6. 1. «Традиции празднования Пасхи в моей семье» -12часов.
6.2. « Весенний сувенир» -16часов.
6.3. Праздничное развлечение «Пасхальная радость» -28часов.
Теоретические знания: Знакомство с традициями празднования и подготовки к Светлому празднику Пасхи на Белгородской земле. Семейные традиции. Весенние сувениры, их символика.
Практическая работа: Составление рассказа о традициях своей семьи. Подготовка к Светлому Воскресению: изготовление сувениров на тему праздника, украшений для дома, праздничная упаковка. Изготовление панно из ткани различных материалов «Праздник вечной весны». Подготовка сценария к празднику – развлечению. Подготовительно – творческая работа над сценарием: распределение ролей, заучивание текстов, разучивание стихов, и песен о весне, подбор и изготовление реквизита, декораций. Работа над созданием сценических образов действующих лиц. Репетиционная и постановочная работа.
Форма занятий: рассказ, беседа, игра, путешествие, экскурсии.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.
Методическое обеспечение: план–конспект, сценарий мероприятия, музейные экспонаты, фотографии, музыкальное оформление, литература по теме, выставка детских работ.
Форма подведения итогов: Проведение праздничного развлечения «Пасхальная радость», итоговая выставка сувенирной продукции.
7. Экскурсии – 6 часов.
Теоретические знания: Классификация экскурсий. Правила поведения во время экскурсии. Исторический экскурс в историю создания музея села Мясоедово и села Ближняя Игуменка. Храмы Белгородчины. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа: Экскурсия в музей села Мясоедово Белгородского района, Белгородский музей народной культуры, краеведческий музей, по местам боевой славы села Ближняя Игуменка. Встречи с настоятелем Свято - Никольского храма села Ближняя Игуменка. Написание мини-сочинения «Глазами современности».
Форма занятий: встреча, путешествие, беседа.
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.
Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.
Форма подведения итогов: рефлексия.
8. Итоговое занятие – 2 часа
Практическая работа: работа по замыслу в различных техниках (аппликация, роспись, лепка). Подготовка коллективной презентации « Сохраняя традиции»
Форма занятий: интегрированная
Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа.
Методическое обеспечение: план- конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.
Форма подведения итогов: просмотр презентации, награждение кружковцев.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Наибольшее значение в данной программе уделяется поиску и применению таких методов, которые имеют высокую практическую направленность и одновременно позволяют детям раскрыть свой творческий потенциал, помогают сформировать представление о пошлом и настоящем своих земляков посредством элементов декоративно- прикладного творчества и музейных уроков, основах краеведения и творческо-исследовательской деятельности.
Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные.
Педагог имеет возможность применить различные формы и методы в организации работы в музее, такие как:
занятия–вариации;
творческие портреты;
импровизации,
лекция;
рассказ;
беседа;
дискуссия;
консультация;
практическая работа в музее, библиотеке;
ознакомительные музейные экскурсии;
разработка схем и шаблонов;
индивидуальные занятия;
праздники;
встречи с интересными людьми;
викторины, конкурсы и олимпиады по декоративно- прикладному творчеству, краеведению и православной культуре;
опрос;
элементы исследовательской деятельности;
тестирование;
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит задачу и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема ставиться детьми и находятся пути ее решения).
Необходимость варьирования методов обучения обосновывается различным уровнем способностей обучающихся.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих ее составляющих:
Общие требования к обстановке
- оформление музея должно соответствовать содержанию программы, постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями
- чистота, освещенность, проветриваемость музея.
Организационное обеспечение
- школьный музей, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 15 шт.
- стол педагога – 1 шт.
- стулья – 20 шт.
- переносная доска – 1 шт.
Кадровое обеспечение
Педагог, руководитель музея, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
-умение создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
- умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;
- постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.
Методическое обеспечение
- методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные карты;
- дидактические материалы: карточки по краеведению, образцы изделий, шаблоны, схемы, технологические карты;
- зрительный ряд: презентации, репродукции, фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы;
- литературный ряд: произведения устного народного творчества
-музыкальный ряд: диски с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
Техническое и материальное оснащение:
Музейные экспозиции:
- «Родина моя – мое Белогорье» (материал, посвящённый Белгородчине и истории поселения);
- « Ремесла» (материал о мастерах Белогорья и их работы)
- «Предметы быта крестьянской Белгородчины» (орудия труда; одежда; домашняя утварь; новоделы: зыбка, стол, скамейки).
- «Кукла живая, рукотворная, родная» (народные куклы и игрушки Белогорья)
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,
Инструменты: ножницы, кисти, стеки.
Материалы: бумага различных видов, картон, ткань разнообразной фактуры, солёное тесто, глина, клей, краски, палитра, непроливайки, тряпка, скатерть, губка. Природный материал: шишки, жёлуди, кора деревьев, солома, семена, листья и др.
Организуя краеведческую работу в музее на основе исследовательского подхода, целесообразно использовать различные источники информации о своем крае (печатные источники, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов природы).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
«Зимние праздники, игры и забавы для детей». В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. ТЦ «Сфера», М., 1999.
«Золотая веточка. Русская традиционная культура». Книга для родителей и воспитателей. Выпуск 2, издательство «Родник», №3 1997.
«К истокам русского народного творчества». Пенза, Управление образования, областная школа искусств для одаренных детей, 1997.
Ладик Л.А. «Русские народные праздники: Возрождение традиций. Рождество». Методические рекомендации, сценарий. М., 1999.
«Летние праздники, игры и забавы для детей». В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. ТЦ «Сфера», М., 1999.
Музыкально – игровой материал для дошкольников и младших школьников «Наш веселый хоровод». Учебно-методическое пособие в трех выпусках. Выпуск 1, М., «Владос», 2002.
«Народный календарь», Пенза, Управление образования, областная школа искусств для одаренных детей. 1998.
«Народное творчество». Научно – популярный иллюстрированный журнал. №№ 1 – 6, 1997 – 2002 г.
«Осенние праздники, игры и забавы для детей». В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. ТЦ «Сфера», М., 1999.
Пармон Ф.М. «Русский народный костюм как художественно – конструктивный источник народного творчества». М., «Легпромбыт», 1994.
Алексеенко Н.П.Заметки краеведа/Н.П. Алексеенко.- М.: Просвещение, 1992.
Пословицы, поговорки, загадки», М., «Современник», 1986.
«Праздников праздник». Православный сборник о Пасхе. М., «Молодая гвардия», 1993.
Асмалов А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмалов. - М.: Просвещение, 1990.
Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе/ Д.А. Белоусов. - М.: Просвещение, 1987.
Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской/ С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков.– Белгород, 2000.
Ганичев В.Н. Белгродчина духовная/В.Н. Ганичев.- Белгород, 2005.
Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики// Преподавание истории в школе.- 2007-№8.- с.45-49.
Даринский А.В. Краеведение/ Под редакцией А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987.
Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины/ М.С. Жиров.- Белгород, 2000.
«Русские обрядовые песни». Ю.Г. Круглов. «Высшая школа», М., 1982.
«Русские пословицы и поговорки». М.А. Рубникова, М., 1961.
«Русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. М., «Художественная литература», 1987.
«Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья». М., «Художественная литература», 1985.
Кальневич С.В. Дополнительное образование детей: Методическая служба/ С.В. Кальневич, В.Н. Иванченко - М.: Учитель, 2005. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008.
Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.
Климова Я. М. Праздники и обряды Белгородчины,- Белгород, 2007.
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE 15
13PAGE 14815