Аналитическая справка МОУ СОШ №12 с УИОП

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
140304, Российская Федерация, Московская область, г. Егорьевск, 1 микрорайон, д. 61
тел./факс: 8 (49640) 3-63-28, 3-67-05
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http//:egorschool12.edumsko.ru
ОКПО 117 294 02, ОГРН 1035002351240 ИНН 5011005867, КПП 501101001



Информационно-аналитическая справка по организации работы с детьми, склонными к совершению правонарушений
Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задачи по формированию нравственных качеств у учащихся в целях предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений среди детей и подростков в школе осуществляется следующая деятельность:
Общее количество учащихся.
Из них по данным социальных паспортов классов:
772

детей из неполных семей
201

детей из многодетных семей
79

дети из малоимущих семей
28

опекаемые
5

дети – инвалиды
12

семей на учете в ОДН
5

несовершеннолетних на учете в ОДН
6

несовершеннолетних на ВШК
15


Практически все несовершеннолетние из вышеперечисленных категорий входят в группу риска, поэтому требовали особой заботы, повышенного внимания.
Содержание работы строилось на индивидуальном консультировании и собеседовании с учащимися и их родителями, обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, организации коррекционных занятий с психологом, системе персонального контроля. Работа осуществлялась классными руководителями 1-11 классов, социальным педагогом Л.П. Бычковой, психологом М.В. Турухиной, заместителем директора по ВР Е.В. Гориной, директором школы Н.С. Быбиной.
Работа с учащимися, состоящими на разных видах профилактического учета: Дадонова Софья (7В), Тазина Татьяна (7В), Щеглюк Святослав (7В), Ашыралиев Рауф (8В), Лахина Евгения (8В), Семяхин Юрий (2А) предполагает систематический контроль за успеваемостью, посещаемостью, организацией досуга.
Проблемные учащиеся, склонные к совершению противоправных деяний, не обязательно являются малолетними преступниками или правонарушителями. Это часто тихие, пассивные, замкнутые, внешне благополучные дети. Изучение контингента учащихся школы, проводимое социальным педагогом, психологом, классными руководителями, показало, что неблагополучные подростки есть в каждом классе: Мартьянов Артем (4В), Белов Иван (5В), Петров Даниил (7А), Треков Даниил (7А), Афанасьев Власий (9А), Устинкин Владислав (9А), Леликов Олег (9В), Широкова Дарья (9В), Никитин Дмитрий (9В). Это дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, к антисоциальному поведению. Работа с различными группами учащихся школы, наблюдение за их поведением, условиями в семье, детскими отношениями позволили выделить следующие факторы риска:
отклонения в развитии ребенка,
отчужденность от семьи, школы и общества;
частые случаи антисоциального поведения уже в раннем возрасте;
неблагополучные семьи;
недостаточная забота о ребенке со стороны семьи;
экономическая и социальная обделенность;
плохая учеба в школе, отсутствие интереса к ней;
влияние дурной компании, окружения.
Наличие вышеуказанных факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит антисоциальное поведение. Однако наличие их повышает его вероятность. Чем больше подобных факторов, тем больше степень риска.
Категория учащихся, нуждающихся в особом внимании и контроле со стороны администрации школы, социального педагога, психолога, классных руководителей остается приблизительно на одном уровне. Такая же политика выбрана и в отношении семей, которые можно причислить к разряду неблагополучных. Тем самым меры «карательного» воздействия заменены профилактическими мероприятиями (в т.ч. индивидуальной работой с семьями и детьми).
Количество семей, состоящих на учёте.
Год.
2015--2016 уч. г.
2016-2017 уч. г.

Количество
семей
9 (Французова Светлана Сергеевна, Калинина Юлия Владимировна, Люль Оксана Юрьевна, Мартьянова Татьяна Николаевна, Критская Юлия Алексеевна, Клепова Ольга Юрьевна, Дадонова Наталья Николаевна, Перекатнова Евгения Викторовна, Фирсенков Леонид Александрович)
9 (Французова Светлана Сергеевна, Калинина Юлия Владимировна, Люль Оксана Юрьевна, Мартьянова Татьяна Николаевна, Критская Юлия Алексеевна, Клепова Ольга Юрьевна, Дадонова Наталья Николаевна, Перекатнова Евгения Викторовна, Миняева Екатерина Михайловна)

Из выше представленных данных можно сделать следующие выводы:
Имеет место изменения ряда параметров, по которым семью можно было причислить к разряду неблагополучных: рост семейного благосостояния, изменение семейного статуса родителей, отказ от употребления спиртного одним или обоими родителями и т.д. Это позволяет исключить часть семей из числа неблагополучных Калинину Ю.В., Критскую Ю.А.
При этом рост числа детей, нуждающихся в особом внимании и контроле, также можно объяснить появлением, так называемого синдрома «скрытого неблагополучия»:
Семья в состоянии развода.
Отчуждённость родителей из-за занятости.
Недостаточная психолого-педагогическая образованность родителей.
Жестокое и холодное обращение с детьми.
Скрытый алкоголизм одного или обоих родителей.

Число детей, состоящих на учёте в ОДН, периодически увеличивается.

Работа с данной категорией учащихся в школе преследует следующие цели:
Выявление детей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и контроле, оказание психологической, педагогической помощи.
Создание оптимальных условий для успешного воспитания, развития и самореализации детей данной категории.
Выявление и коррекция социальных проблем.
Организация досуга учащихся.
В течение года с учащимися проводятся: профилактические беседы; тематические классные часы; профориентационная работа.
Основные темы бесед, проводимых с учениками и их родителями: пропуски уроков, поведение на уроках, а также совершение несовершеннолетними противоправных действий. Основные причины обращений родителей: конфликты в классе, агрессивные действия по отношению к ребенку со стороны одноклассников.
Ведется индивидуальная консультативная работа с учащимися, родителями, педагогами. Особое внимание уделяется детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей Фролов Руслан (1В), Покровский Максим (4Б), Логинов Александр (7В), Березовский Георгий (8А), Голубев Никита (8А).. С целью их устройства и оказания необходимой помощи с учащимися проводится психологическая диагностика.
Школой поддерживается связь с инспекторами ОДН, специалистами КДН и ЗП, которые проводят профилактические беседы в классах в рамках проведения Единых дней профилактики и индивидуальные беседы по мере необходимости.
Социальный педагог располагает оперативной информацией о несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений: где находится, с кем проживает, каков круг друзей, какие отношения в семье, чем заняты в свободное время; консультирует по вопросу организации досуга, знакомит с возможностями, предоставляемыми ЦВР, подростково-молодежными центрами города.
Классные руководители проводят работу по вовлечению детей в кружки, секции, добиваясь максимального вовлечения учащихся в проведение классных и школьных мероприятий, давая тем самым возможность им проявить себя.
С целью профилактики правонарушений классными руководителями и специалистами школы посещаются семьи учащихся, склонных к совершению правонарушений с целью проверки соблюдения режима дня, проведение консультаций для родителей об организации свободного времени учащихся.
Ведётся ежедневный контроль за посещаемостью учащихся, состоящих на учёте.
С целью коррекции поведения несовершеннолетних и, в первую очередь, предупреждения совершения противоправных действий со стороны учащихся школы работает Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (СПП).
Изучение социальных и жилищно-бытовых условий проживания учащихся показало, что наибольшее количество детей, находящихся в сложной жизненной ситуации и подверженных факторам риска, обучается в 7-9 классах. Это несовершеннолетние из семей с конфликтными отношениями. В большинстве случаев это неполные, неблагополучные семьи. Как следствие, плохая учеба в школе, отсутствие интереса к ней; отчужденность от семьи, школы и общества. Учитывая вышеназванные особенности, классные руководители, социальный педагог, психолог школы уделяют большое внимание профилактической работе с детьми и семьями. Многим детям удается сопротивляться сложным обстоятельствам и воздерживаться от противоправной деятельности. Задача школы в данном вопросе – способствовать повышению сопротивляемости, т. е. умению преодолевать воздействие факторов риска и стресса.
За год были посещены семьи детей классными руководителями и социальным педагогом, в т.ч. состоящие на ВШУ и ОДН (Фирсенкова Л.А., Клеповой О.Ю., Дадоновой Н.Н., Критской Ю.А., Калининой Ю.В., Люль О.Ю., Мартьяновой Т.Н., Перекатновой Е.В., Французовой С.С. и Миняевой Е.М.). Некоторые семьи посещались неоднократно. Основными причинами посещений были: неявка ребенка в школу без уважительной причины, нарушения дисциплины, а также семьи, где родители самоустранились от воспитания своих детей и предоставили им полную свободу действий, либо родители не являются авторитетом для своих детей. Данный метод работы с семьей является наиболее доступным и наиболее эффективным.
На настоящий момент в школе обучаются дети из неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН Дадонова С., Тазина Т.). Данные семьи можно классифицировать как семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем, и ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по воспитанию, обучению детей.
Эти семьи характеризуются отчужденностью родителей, неудовлетворительным материальным положением. В работе с такими семьями используются индивидуальные беседы, приглашения на совет профилактики и направление документов в КДН и ЗП.
Педагогический коллектив школы уделяет внимание процессу воспитания, совершенствованию и обновлению форм и методов воспитательной деятельности. Наиболее эффективные формы и методы организации профилактической работы с детьми и подростками: профилактические беседы: «Как сказать нет», информационные дни безопасности, классные часы, Единые дни профилактики, месячник по правовым знаниям и т.д.
Пресечение любых форм пропаганды насилия, противоправных действий осуществляется посредствам организации дежурства учителей.
В результате анализа работы по профилактике правонарушений можно сделать следующие выводы:
1. Со всеми несовершеннолетними подростками, поставленными на учет ВШУ, ОДН согласно Федеральному Закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», проводится индивидуально-профилактическая работа.
2. Классными руководителями, социальным педагогом и психологом школы используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на разных формах учета:
изучение особенностей личности подростков,
занятия с психологом по коррекции их поведения;
посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;
посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей - предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
индивидуальные профилактические беседы с подростками;
вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность школы;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.
3. Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школе уделяется внимание пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков во внеклассную работу. Дети посещают не только кружки и секции, но и принимают активное участие в классных, школьных мероприятиях, конкурсах, играх.
4. Классными руководителями проводится работа:
– по ознакомлению с классными коллективами: изучаются индивидуальные особенностей детей, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования, социальное положение и жилищно-бытовые условия, по результатам данных обследований составлены социальные паспорта классов;
– по адаптации учащихся в классных коллективах (особенно это касается вновь прибывших из других школ).
5. Воспитательная работа в классах планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых школьных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:
– гражданско-патриотическом;
– спортивно-оздоровительном;
– художественно-эстетическом;
– правовом;
– культурно-массовом; и др.
Как положительный момент можно отметить активное участие ребят в реализации общешкольных дел: предметные недели, общешкольные игровые программы, участие в трудовых делах; мероприятий по ПДД, экологии, толерантности и др.; спортивных школьных и муниципальных соревнованиях.
6. Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями - предметниками способствует решению проблемы с обучением учащихся, имеющих трудности в освоении программы. Так как большинство проблемных ребят имеют слабые способности, у многих возникают трудности в изучении предметов, поэтому одна из основных задач классного руководителя – помощь в обучении, контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам. Помогают этому и проводимые индивидуальные консультации учителей - предметников, консультации с психологом.
7. С целью выполнения Закона РФ «Об образовании в РФ», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:
– классными руководителями выявляется причина пропусков;
– учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;
–– классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков (запись в дневнике, звонок по телефону);
– большинство учащихся, имеющих пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле, поэтому с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется контроль за их посещаемостью социальным педагогом.
8. Выявляются семьи и дети, находящиеся в социально-опасном положении, по результатам проводится информирование ОДН, КДН и ЗП, органов опеки МО.
9. С целью профилактики правонарушений, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе систематически проводятся тематические классные часы, Единые дни профилактики.
В течение года классные руководители не только добросовестно выполняли свои обязанности, но и активно взаимодействовали с администрацией школы по профилактике правонарушений, работе с «трудными детьми», семьями, находящиеся в социально-опасном положении.

Директор школы Н.С. Быбина

Исполнитель социальный педагог Л.П. Бычкова
15