Статья Психологические аспекты педагогической деятельности
Фролова Елена Александровна,
Психологический аспект педагогической профессии
« Образование — это способность выслушивать что угодно,
не теряя самообладания и самоуважения. »Роберт Фрост
В данной статье мне хотелось бы рассмотреть психологический аспект педагогической профессии применительно как к процессу образования вообще, так и к самому педагогу с частности. На сегодняшний день педагог должен не только обладать профессиональными компетентностями, но и быть хорошим психологом, что на самом деле очень сложно. Каждый из нас, педагогов, изучал психологическую науку в высших или средних профессиональных учреждениях, однако знание теории и успешное применение ее на практике – это совершенно разные вещи.
Самым важным и сложным аспектом нашей работы и жизни является общение. Нередко по причине довольно сильного социального напряжения в обществе, вызванного отсутствием уверенности в завтрашнем дне, а так же очень сложно решаемыми материальными проблемами, в процессе общения возникают конфликты, слышны эмоциональные провокационные высказывания. Часто такие конфликты возникают между учителем и родителями ребенка, которые не имеют возможности уделять должного внимания образованию школьника и, стараясь оправдать собственное бессилие, начинают обвинять учителя во всех возникающих проблемах. Стоит так же упомянуть, что «как лечить и как учить», - знают все. Поэтому, имея свой взгляд на процесс образования, некоторые родители пытаются сделать так, чтобы учитель работал «по их правилам». Однако немногие понимают, что работая в массовой школе, учитель должен учитывать особенности каждого ученика, выбирая такой способ организации процесса образования, который будет приводить к позитивной динамике ученического коллектива. При этом индивидуализировать процесс возможно только в некоторых конкретных ситуациях.
Вот и получается, что учитель должен не только подобрать способы общения и методику преподавания так, чтобы учесть все возможные потребности учащихся, но и построить отношения с родителями учащихся так, чтобы они понимали, что перед ними профессионал, и могли доверить образование своего ребенка, не пытаясь конфликтовать, а находя только положительное во взаимодействии.Таким образом, учитель просто обязан быть тонким психологом, который может и умеет на своем уровне организовывать процесс образования так, чтобы его участники имели позитивное отношение и к личности учителя, и к процессу образования вообще. Это довольно сложная работа, требующая самодисциплины, самоорганизации педагога и, несомненно, знания психологии и умения управлять общественным мнением.
Однако, если обратиться к тому, как и где приобретаются подобные навыки, то здесь необходимо отметить, что кроме теоретического курса педагог не получает больше ничего и вынужден сам каждый раз «изобретать», как теорию перевести на практику. Конечно, хотелось бы, чтобы учителя имели возможность периодически участвовать в различных психологических тренингах с целью эмоциональной разгрузки и приобретения навыков «рационального» общения. Это столь же важно, как и наличие у педагога навыков преподавания того или иного предмета.
Теперь перейдем к другому аспекту деятельности учителя. Работа с ученическим коллективом. В этом случае работа учителя созвучна актерской профессии. Чем правдивее учитель себя ведет и красиво, эмоционально насыщенно преподает свой предмет, тем лучше будет отношение к нему учащихся и выше показатели образовательного процесса. При общении с ребенком необходимо не только поощрять словом, взглядом, но также важно заставить его задуматься над различными вопросами общения и поведения. Одних учащихся необходимо поддержать, подбодрить, от других – добиться уважения и понимания. При этом учитель использует как методики простейшего диагностирования, так и наблюдение за динамикой развития взаимоотношений. Каждый раз, оставаясь один на один с ученическим коллективом, учитель должен в первую очередь удержать внимание аудитории (вот здесь и надо применять результаты психологических исследований различных категории учащихся). Для этого педагог должен обладать харизмой. Без этого ничего не получится. И какой бы грамотный ни был специалист, без учения завоевать внимание и удержать его, ничего не выйдет. Поэтому здесь надо говорить еще и об индивидуальном психологическом развитии самого учителя.
В заключении хотелось бы сказать, что, конечно, без знания психологической науки педагогу просто не обойтись. Однако требуется ее переосмысление и умение применить знания на практике. Поэтому, очень бы хотелось, чтобы плоды развития психологии передавались педагогам не только в теории, но и на практических тренингах, чтобы мы становились увереннее, а следовательно спокойнее. Ведь каждый ребенок и родитель хочет видеть педагога всегда улыбчивого и компетентного.