Специфика работы над хороводными песнями среднерусской песенной традиции в народных коллективах.
Специфика работы над хороводными песнями среднерусской песенной традиции в народных коллективах.
Филиппова С.А.
г. Липецк
Возрождение народных традиций невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.
Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития и со-вершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь. И почему народная мудрость жалела духовно больных людей, одержимых страстью к богат-ству и власти.
Хороводная песня один из древнейших видов народного искусства складывалась и развивалась под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Она конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связана с другими видами искусства, главным образом, с музыкой и пением.
Хороводная песня — результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, она обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои хороводные традиции, музыкальный язык, особая манера исполнения, приемы соотношения движений с музыкой.
Хоровод — вид народного искусства, объединяющий в разных соотношениях песню, пляску, игровое действие и инструментальную музыку. Слово «хоровод» (от греч. choreia — пляска, круговой танец с песней и от слав. — водить) известно всем славянским народам. Нельзя точно сказать, когда оно появилось в русском языке. В летописях оно не встречается, однако o них говорится о весенних игрищах с песнями и плясками. Нет сомнения, что обрядовые хороводы («Кострома», «Просо») дошли до нас от времен язычества. Многовековую традицию имеют и плясовые наигрыши, бывшие основой скоморошьей инструментальной музыки.
Число записанных хороводных и плясовых песен огромно. На протяжении 200-летнего раз-вития русской музыкальной фольклористики не было ни одного сборника, не включавшего песен этих жанров. В сборнике Львова — Прача представлены 10 хороводных и 60 плясовых пе-сен, известных тогда и сельским и городским жителям. Некоторые из них почти не изменились за прошедшие два столетия («А мы просо сеяли», «Заинька, попляши», «Во лузях», «Во поле берёза»», «Из под дуба, из под вяза»).
Изучение поэтической сущности хороводных песен началось с появлением иссле-дования Н. П. Колпаковой [4, с. 54]. Можно отметить также раздел в учебном пособии В. Е. Гусева «Истоки русского народного теат-ра» — «Игры в хороводах» [2, с. 56], в котором рас-смотрены идейно-тематическое содержание хороводных и игровых песен и их композиционное строение. Вместе с тем результаты указанных исследований нуждаются в дальнейшем раз-витии, уточнении и исправлении.
Большая заслуга Н. П. Колпаковой заключается в том, что она впервые обоснованно сформулировала сле-дующий тезис: «Прежде всего должны быть ясно разделены понятия песни игровой и хороводной. В большинстве изда-ний, как словесных, так и музыкальных, они отождествляются. Однако ставить знак равенства между ними нельзя; не каждая игровая песня является хороводной и не каждая хороводная — игровой. В хороводах («карагодах», «кругах», «кружках»,. «танках» и др.), где соб-равшиеся ходят кругами, цепью, змейкой, восьмеркой и другими фигурами, никакой игры, по существу, нет. Игра — это действие, разыгрывание той или иной сю-жетной ситуации. В круговых же хороводах, где такое разыгрывание отсутствует, зачастую исполнялись песни совершенно не игрового, а повествовательного характера на различные бытовые и семейные темы.
Предложенная классификация фольклора хороводов строится не только на основании изучения текстов песен, но и на анализе обрядово-драматургическо-хореографи-ческой сущности самих хороводов. Однако до сих пор, особенно в практике издания песенного фольклора, сохраняется представление о хороводах как о едином поэтическом явлении народного быта и искусства. Но уже собиратели Х1Х в. отмечали неоднородность хороводов и хороводных песен и пытались их классифи-цировать. Вот только несколько свидетельств. Г..Потанин писал об «игровых» песнях: «Эти песни поются во время игр, которые бывают в домах на вечерках и на улице». Он отличал от «игровых» «круговые» песни, которые ис-полнялись в «кругах, т. е. хороводах, которые бывают на улице, но иногда и на вечерках» [5, с. 62].
С. Гуляев разделял песни на четыре разряда:
- круговые, сопро-вождаемые играми;
- собственно круговые;
- проголос-ные;
- плясовые.
По его мнению, песни, «принадлежа-щие к двум первым разрядам, называются круговыми потому, что девушки и молодые мужчины, взявшись за руки, становятся в круг и, запев круговую песню, начинают под меру такта ходить в которую-нибудь сторону, а там оборачиваются в другую, попеременно, изменяя с тем вместе фигуру круга, вьющегося по прихоти запе-валы или запевальщицы. Круговые песни, сопровож-даемые играми, изображают какие-нибудь случаи из се-мейной жизни русского народа. Содержание просто круговых составляют жалобы девушки на грустную жизнь одиночества, или сожаление женщины, вышедшей за-муж за постылого человека, о счастливом беззаботном девическом времени, об утраченной в горе девичьей кра-соте, и жалобы на ревнивого мужа, на лихого свекра и свекровь и злых золовок, пересуды соседей и проч.» [1, с. 59 — 60].
На неоднородность хороводов указывали и советские исследователи. О хороводах Курской области писала А. В. Руднева: «Нами отмечены четыре типа танков и караводов, сопровождающихся определенными песнями:
- танок «молодцев водить» — торжественное многолюдное праздничное шествие вдоль улицы с пляшущими впереди ряжеными;
- медленные круговые хороводы с пением песен в два хора;
- подвижные девичьи караводы с плясками всех присутствующих девушек в кругу (женщины стоят по кругу и поют песни);
- караводы с величанием (в них две, четыре или шесть танцующих в кругу девушек или женщин величаются в песне, исполняемой женщинами и девушками, стоящими по кругу.) Последний тип кара-водов является преобладающим» [6, с. 57].
Итак, как термин «хоровод» обозначает неоднотипные явления в народном хореографическом искусстве, так и термин «хороводные песни» определяет разножанровые песенные образования, в том числе и игровые песни.
Но являются ли игровые песни принадлежностью только хороводов? Свидетельства собирателей говорят о том, что термин «игровые песни» — понятие более ши-рокое, чем термин «хороводные» песни. Уже по приве-денным ранее сведениям можно было увидеть это. Напри-мер, Потанин противопоставлял игровые песни хоровод-ным (игровые песни исполнялись «в домах на вечерках и на улице», а круговые — в хороводах). Вот еще одно свидетельство — Ф. Студитского: «В Подмосковье летом во многих дворах собираются девушки и молодцы, играют в хороводы и поют хороводные песни, целые ночи прово-дят в этих увлечениях; я с восторгом слушал очарова-тельные звуки их песен. Зимой хороводные песни поют на посиделках» [7, с. 111]. Конечно, среди хороводных песен, которые могли исполняться и вне хороводов — на праздничных увеселениях молодежи зимой, в доме, где водить хороводы не было возможности, были и игровые песни. Так, известная игровая песня «Столб» («Еще вкруг столба ли я хожу») исполнялась в Рязанской губер-нии на святочных игрищах [7, с. 206 — 207], а в Владимирской — в хороводах как «круговая» [7, с. 404—405]. Часто записывавшаяся игровая песня «Венок» («Венчик ли мой, веночек») была зафиксирована и как «святоч-ная», и как «троицкая» , и как «игровая» [7, с. 87].
В связи со сказанным можно отметить не только «общий» репертуар игровых песен, исполнявшихся в хо-роводах и в разные календарные праздники, но и наличие таких игровых песен, которые пелись только вне хорово-дов. О них писал В. Е. Гусев в цитировавшейся выше книге в разделе «Игры вне хоровода» [2, с. 80 — 86] .
Таким образом, в песенном репертуаре календарных праздников и хороводов имелись «игровые» и «круговые» песни, круговые песни, сопровождаемые играми, и кру-говые без такого сопровождения; были хороводные пес-ни, исполнявшиеся летом в хороводах, а зимой на поси-делках, игрищах и т. д.
И действительно, величальные песни, которые весной и летом пелись во время вождения хороводов, зимой могли исполняться, как и игровые, на посиделках; круговые песни могли быть лирическими, а потому бытовать и вне хороводов; ритуальные песни хо-роводов обнаруживают сходство, как мы видели, с ри-туальными календарными и свадебными; в хороводах, как и в календарные праздники и на свадьбе, исполня-лись корильные песни. Вполне естественно, что среди этого песенного разнообразия выделяется группа песен, имеющих игровой характер. Поэтому игровые песни, как особый жанр фольклора, могут быть поставлены в один ряд с ритуальными, заклинательными, величальными и корильными песнями.
Тематика хороводных и плясовых песен разнообразна, касается всех сторон жизни. Поэти-ческий язык не лишен символики, хотя ее роль здесь меньше, чем в обрядовом фольклоре. Символика связана с миром природы. Хороводы и пляски связаны прежде всего с празднич-ным бытом и отражают оптимистические свойства народного характера.
Хороводы-игры представляют собой музыкально-драматические сценки: в центре круга не-сколько участников хоровода разыгрывают сюжет песни под пение остальных, стоящих или ходящих по кругу. В исполнении песни ведущая роль принадлежит запевале, которая начинает каждую строфу, а хор поет припев. Темпы песен умеренные или медленные.
В хороводах-плясках все поют и пляшут одновременно, стремясь в такт песни выполнять вслед за ведущей хоровод «хороводницей» все «узоры» («ручеек», «ворота», «плетень» и др.). Такие хороводы обычно движутся вдоль улицы, реже по кругу. Темп и ритм являются основой коллективной пляски.
Собственно пляски отличаются от плясовых хороводов большей сложностью приемов, сте-пенью мастерства. Пляшущие движутся по круту, а поют стоящие вокруг зрители. Нередко к поющим присоединяются музыканты-инструменталисты. Темпы плясовых песен значительно быстрее, чем хороводно-плясовых.
Классификация А.В.Рудневой может быть перенесена, в самом общем плане, на общерус-ский материал. При этом следует добавить еще одну разновидность хороводов — некруговые. В древних хороводах «А мы просо сеяли» и «Подойду, подойду я под ваш ли город» игровое дей-ство связано с конфликтным сюжетом. Играющие делятся на две группы, становятся лицом к лицу («стена на стену») и с поочередным пением песенных строф то «наступают», то «отступают».
В исполнительской практике народных коллективов немалое ме-сто занимают народная хореография и пантомима. Хочется порекомендовать руководителям хоров на необходимость.зани-маться этой стороной народного творчества с не меньшим усердием и вниманием, чем пением. К сожалению, пока народ-ная хореография находится в наибольшем отрыве от музыки и пения у исследователей и собирателей народного творчест-ва. Специалисты, хореографы и музыканты по-разному вос-принимают движения в танцах и ритмы народных танцеваль-ных песен. Руководители хоров, получая специальное образование дирижеров, постигают ис-кусство танца лишь тогда, когда вплотную сталкиваются с ним в своем коллективе. Поэтому мы считаем необходимым дать сведения о народной драме и хореографии в связи с хо-ровым пением.
Как мы уже говорили раннее, что хороводные песни можно разделить по их со-держанию на игровые и плясовые.
В первых развивалось и приобретало более острую сюжет-ную направленность драматическое искусство (пантомима); во вторых получила право на самостоятельное существование и развитие народная хореография.
От песен и хороводов второй группы, в свою очередь, от-делились и выкристаллизовались в самостоятельный жанр пляски и сопровождавшие их плясовые песни, вокальные и ин-струментальные, которые следует рассматривать как третью са состоятельную группу.
Отличительные особенности этих трех самостоятельных жанровых групп заключаются в следующем.
Хороводы-игры представляют собой небольшие закончен-ные музыкально-драматические сценки, разыгрываемые уча-стниками хоровода. Корифеи хора разыгрывают действие под пение остальных участников, стоящих по кругу. Действие происходит внутри круга. Главное для этих хороводов — со-держание песен, ибо все, о чем поется в песне, должно изобра-жаться действующими лицами в виде маленькой драматиче-ской пьесы.
В исполнении песен для хороводов-игр ведущую роль иг-рает запевала, который начинает каждую строфу песни, а хор ее продолжает. Запевала «рассказывает» (поет) содержание песни„а хор поет припев или повторяет слова, пропетые запе-валой.
Темпы таких песен умеренные или даже медленные. Содер-жание песен весьма разнообразно, но это всегда какая-нибудь жанровая сценка из народного опыта (например, «Из-за ле-сику, лесу темного»).
Хороводы-пляски представляют собой большие группы танцующих людей. Их главная особенность заключается в том, что все пляшущие поют песню и стремятся в такт пению соблюдать четкость хореографических построений («змейки», «ручейки», «улицы», «ворота» и пр.) и не менее точно и отчет-ливо «выбивать» ногами ритм установленного движения.
В песнях хороводов-плясок содержание обычно бывает шуточного либо лирического характера. Чаще всего в них встречается мотив величания или «примечания» юно-шей к девушкам с упоминанием имен величаемых («припевае-мых»).
В величальных песнях упоминается либо одно имя — де-вушки или молодца, либо пары (жениха и невесты, жены и мужа), с похвалой их достоинствам. В некоторых областях величают 3 — 4 пары присутствующих. Встречаются песни, в которых поют пока всех присутствующих не повеличают. В припеваниях звучит мотив взаимной симпатии, любви юно-ши и девушки, их предполагаемого сватовства.
Важное место занимают песни с текстами о земледельче-ском труде: сеяние проса, уборка льна, плетение плетня. Гро-мадную роль в них играет темп и ритм как основа коллектив-ного движения, коллективного танца.
Поют песню все участники хоровода. Запевала только начинает песню, задавая тон и устанавливая темп. Хор под-хватывает песню и продолжает ее до конца, не останавливаясь .
В хороводах-играх с окончанием песни заканчивается и хоровод, а в хороводах-плясках одна песня сменяет другую, но хоровод не останавливается. Часто один напев служит трем или четырем песням, разным по содержанию.
Пляски отличаются от хороводов-плясок степенью необхо-димого исполнительского мастерства, виртуозными приемами, доступными лишь немногим одиночкам. Главное здесь — об-щение с партнером (или партнершей) и независимость от остальных участников пляски (даже в ансамблевом танце типа кадрили во много пар — на первом месте внимание к партнеру).
В песнях для плясок по кругу содержание бывает шуточное, бытовое, лирическое. Поют песни только зрители, стоящие вокруг пляшущих, пляшущие же не поют.
Таким образом, богатство народа — это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость русского харак-тера, но и тайна его непобедимости. Творчество неис-черпаемо по многогранности своих сторон и оттенков. Народно-национальный элемент в обучении и воспитании подрастающего поколения может рассматриваться как необходимость изучения народной основы культуры России. Руководители народных хоровых коллективов должны понимать необходимость изучения фольклорной летописи на-шей страны, русских традиций и обрядов, понимать это как свое личное, нужное, родное.
В народных традициях, а в частности в хороводных и игровых песнях выражаются художественные вкусы народа. Произведения народного творчества веками отбирались и от-шлифовывались прекрасными мастерами и знатоками фолькло-ра. Их смело можно рассматривать как средство нравственного, духовного и эстетического воспитания подрастающего поколения, чувства прекрасного, чувства формы, ритма, языка. Народное творчество воплотило в себе принципы народной эс-тетики, отразило художественные вкусы народа, которые выра-батывались веками. А ценны тем, что в них воплощены объек-тивные законы природы.
--
Список литературы
Гуляев С.А. Этнографические очерки Московской области. – М., 1948.
Гусева В.Е. Истоки русского народного театра. – Л., -1977, 235 стр.
Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.
Колпакова Н.К. Русская народная бытовая песня. – М., 1962, 350 стр.
Потанин Г.Н. Юго-западная часть Московской области. СПб., 1964.
Руднева А.В. Народные песни Курской области. – М., 1957.
Студитский Ф. Народные песни Вологодской и Олонецкой губернии. СПб., 1841.
Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.
Заикин Н. И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.