Разработка мультимедийного урока по истории для 10 класса по теме Александр I. Возможна ли в России свобода…
• социальный строй – совокупность групп данного общества и поддерживаемый государством порядок отношений между ними (основные критерии: справедливый или несправедливый). • политический строй – способ осуществления власти и возможность для граждан участия в деле управления государством (основные критерии: по названию – монархия или республика; по содержанию – авторитаризм или демократия). Екатерина II (1762-1796) Дети Павел I Павел I (1796-1801) Мария Фёдоровна Дети Александр I Константин Павлович Александра Павловна Екатерина Павловна Елена Павловна Мария Павловна Ольга Павловна Анна Павловна Николай I Михаил Павлович Александр I (1801-1825) Елизавета Алексеевна Николай I (1825-1855) Александра Фёдоровна Дети Александр II Мария Николаевна Ольга Николаевна Александра Николаевна Константин Николаевич Николай Николаевич Михаил Николаевич Александр II (1855-1881) Мария Александровна Дети Александра Александровна Николай Александрович Александр III Мария Александровна Владимир Александрович Алексей Александрович Сергей Александрович Александр III (1881-1894) Мария Фёдоровна Дети Николай II Александр Александрович Георгий Александрович Ксения Александровна Михаил Александрович Ольга Александровна Николай II (1896-1917) Александра Фёдоровна Дети Ольга Николаевна Татьяна Николаевна Мария Николаевна Анастасия Николаевна Алексей Николаевич • Крестьянство Население Российской империи в XIX веке делилось по сословному признаку (?) основные сословия российского общества • Казачество • Дворянство • Духовенство • Интеллигенция • Рабочие – 0,5%• Буржуазия – 0,5% • Крестьянство – 91%• Казачество – 3% • Дворянство - 2% • Чиновничество – 1%• Купечество - 1% • Духовенство – 0,5%• Интеллигенция – 0,5% В начале XIX века население России составляло около 40 млн. Из них: Наиболее многочисленным, но экономически незащищенным и малограмотным было крепостное крестьянство, которое фактически было полностью бесправно. Наиболее экономически сильным и высокообразованным, но не многочисленным сословием было дворянство. На дворянство, а также на чиновничество опиралось в своей политике самодержавие, которое защищало интересы этих сословий. Значительная масса российской интеллигенции высказывала недовольство существовавшим строем При Александре I к России присоединены территории:● Восточной Грузии (1801)● Финляндии (1809)● Молдавии (Бессарабии) (1812)● Азербайджана (1813)● Царства Польского (1815). При нем Россия одержала победу над наполеновской Францией в Отечественной войне 1812. В начале правления пытался проводить реформы, которые по замыслу должны были улучшить государственное управление и ситуацию с правами человека в России. Во внешней политике проводил курс лавирования между Великобританией и Францией. Вёл успешные войны с Турцией (1806-1812) и Швецией (1808-1809). Ещё до восшествия на престол вокруг Александра сплотилась группа молодых друзей (М.Сперанский, П.Строганов, B.Кочубей, А.Чарторыйский, Н.Новосильцов), которая получила название «негласный комитет». Комитет должен был разработать схему реформ. Михаил Сперанский стал одним из самых близких советников царя и составил множество проектов реформ. М.М.Сперанский Деятельность негласного комитета:● реорганизация министерств вместо устаревших коллегий; ● создание Государственного Совета (прототип парламента) ;● проведение финансовой реформы 1801 г. было дано право землевладения купцам, мещанам и казенным поселянам.1802 г. вместо существовавших до этого коллегий учреждены министерства.1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах.1803- 1805 гг. принято положение об устройстве учебных заведений, открыты университеты в Казани и Харькове. Кроме того, были отменены пытки, разрешен ввоз в страну иностранных книг и деятельность частных типографий в России. Россия являлась страной аграрной. Особенностью было то, что уровень развития сельского хозяйства был чрезвычайно низок. Нововведений в сельском хозяйстве практически не было. Крестьяне работали, используя инвентарь XV – XVI века, урожайность зерновых была крайне низкой. Тем не менее, зерновые запасы России были достаточными. Россию «спасали» огромные пространства пашни и угодий. Однако, бедственное положение крестьянства все чаще становилось поводом к их выступлениям против помещиков. С 1822 года Александр I утратил интерес к реформам. В это же время его первым советником и фаворитом становится А.Аракчеев. С его именем связан целый период российской истории известный как «аракчеевщина». Основная идея этого деятеля – усмирение крестьян и «наведение порядка» в деревнях и селах путем создания военных поселений. По сравнению со странами Европы, где основу экономики составляло уже не сельское хозяйство, а быстро развивающаяся промышленность, Россия все больше и больше отставала. Развитие промышленности тормозилось все той же системой крепостного права. Для промышленного производства нужен, прежде всего, рабочий класс. Рабочие должны иметь возможность свободно распоряжаться своим трудом. Однако ситуация в России была прямо противоположной: крестьянин накрепко был «привязан» к помещичьей земле и зависел от хозяина. Кроме того, существенным препятствием для развития капиталистических отношений на селе – было общинное устройство жизни (община препятствовала появлению и развитию частной собственности и самостоятельности). Россия в первой половине XIX века – страна аграрная. Способы ведения хозяйства отсталые. Страна отстает от Европы в развитии промышленности и капитализма.Основные препятствия для развития страны:существование в России системы крепостного права, которое лишало крестьян желания высокоэффективно работать и распоряжаться своим трудом; община, препятствовавшая развитию частной собственности. ВЫВОД С 1805 Россия участвует в антифранцузской коалиции и воюет с Францией. Однако русско-австрийская армия терпит поражение при Аустерлице. В1806 в Париже был подписан русско-французский мирный трактат. В 1806 Александр объявил о новой войне против Франции. После поражения русской армии в войне в 1807 г. Россия вынуждена пойти на мирные переговоры с Наполеоном. 25 июня 1807 заключен Тильзитский мир с Францией , по условиям которого Россия обязалась выступить на стороне Франции против Англии. В 1808—1809 русские войска успешно провели русско-шведскую войну, присоединив к Российской империи Финляндию. В 1806—1812 Россия вела войну против Турции. … но даже блестящий успех русской армии в Европе не мог изменить жизнь в отсталой России… Проводимые перемены в основном происходили за счет восхищения, которое реформаторы испытывали по отношению к английским порядкам. То, что пытались осуществить реформаторы намного превосходило возможности российского общества того времени. Борясь с почти поголовной коррупцией, он остался без верных ему людей, а наполнение страны иностранцами только привело к большему сопротивлению его реформам со стороны «старых русских». крепостное право, даже если бы это стоило ему головы. Александр утверждал, что если бы российская цивилизация была более развитой, он бы прекратил Так, правление Александра, начатое желанием улучшить жизнь русского народа, кончалось значительным усилением неравенства и упрочением крепостного права – основного препятствия на пути просвещения. Александринская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге 1. Перечислите основные сословия российского общества XIX века. 2. Интересы какого сословия защищало самодержавие. 3. Какую общественную позицию занимала российская интеллигенция. 4. Какие последствия имел сословный строй российского общества. 5. Дайте краткую характеристику государственной деятельности Александра I. 6. Какие новы территории вошли в состав России в начале XIX века. 7. Перечислите российских императоров XIX века. 8. Что такое «негласный комитет», кто в него входил, чем он занимался. 9. Назовите реформы, задуманные М.М.Сперанским, чему они способствовали. 10. Почему задуманные реформы были обречены на неудачу.