Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный мир книг


Рассмотрено на заседании ШМО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № 9 от 1 сентября 2014г. Директор МБОУ СОШ с.ХондергейРуководитель ШМО __________________/А.С.Сат/
________________/ Л.Д. Монгуш/
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
(программа рассчитана на 4 года обучения)
Составитель: библиотекарь Монгуш К.С.
Хондергей 2012
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программысоздание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Волшебный мир книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю во внеурочное время в объеме 66 часа в год - 2-4 класс.
Формы организации занятий:литературные игры,
конкурсы-кроссворды
библиотечные уроки
путешествия по страницам книг
проекты
уроки-спектакли.
Предполагаемый результат деятельности:В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитаннойкниге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу назаданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Формы и средства контроляЭффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.
Календарно-тематический план1 час в неделю, всего 32 часа
№ Наименование раздела и тем Часы Метапредметные результаты и деятельность учащихся Плановые сроки прохождения
Познавательные Регулятивные Коммуникативные По плану Фактически
Здравствуй, книга (2 ч) Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово 3.09 Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализиро-вать произведения 10.09 Книги о Родине и родной природе (2 ч) Книги о Родине и природе. 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции Различать особенности диалогической и монологической речи;
17.09 Н.Сладков «Золотой дождь» 1 Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Формулировать главную мысль рассказа: Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду24.09 Писатели детям (3 ч) Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. 1 Различать книги Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной 1.10 Книги-сборники писателей-классиков о детях. 1 Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 8.10 Книги современных писателей о детях. 1 Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции Различать виды текста, выбирать текст. 15.10 Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч) Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной 22.10 Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово 12.11 Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». 1 Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении.
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Использовать алгоритм самостоятельной работы 19.11 По страницам книг В. Сутеева (3 ч) По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). 1 Определять жанр и тему Выявлять структурные части произведения Моделировать обложку 26.11 В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово 3.12 Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». 1 Определять жанр и тему Выявлять структурные части произведения Моделировать обложку 8.10 Сказки народов мира (3 ч) Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. 1 Определять жанр и тему Выявлять структурные части произведения Моделировать обложку 10.12 Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведенем1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово 17.12 Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. 1 Определять жанр и тему Выявлять структурные части произведения Моделировать обложку 24.12 Книги русских писателей-сказочников (3 ч) Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». 1 Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) 14.01 По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. 1 Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения Характеризовать образы героев и персонажей.
Сравнивать иллюстрации с содержанием текста 21.01 Детские писатели (3 ч) Книги С. Маршака. Выставка книг. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Корректировать деятельность Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной 28.01 Книги-сборники произведений К. Чуковского. 1 Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Удерживать цель деятельности до получения ее результата Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 4.02 Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Различать особенности диалогической и монологической речи;
18.02 Сказки зарубежных писателей (3 ч) Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. 1 Определять жанр и тему Читать, выполняя задания ктексту Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной 25.02 Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». 1 Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения Удерживать цель деятельности до получения ее результата Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду4.03 В гостях у сказки. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Различать особенности диалогической и монологической речи;
11.03 Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч) Стихотворения для детей. Книги-сборники. 1 Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
18.03 Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Различать особенности диалогической и монологической речи;
1.04 Дети — герои книг (3 ч) Дети — герои книг детских писателей. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать 8.04 Литературная игра «Вопросы и ответы». 1 Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду15.04 Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. 1 Определять жанр и тему Анализировать эмоциональные состояния Составлять небольшие устные монологические высказывания 22.04 Книги о животных (3 ч) Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Корректировать деятельность Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 29.04 Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг». 1 Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Выявлять структурные части произведения Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду13.05 Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг». 1 Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты Анализировать эмоциональные состояния Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбо20,05 Содержание программы
1 класс (32 ч)
Тема 1: Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Тема 2: Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Тема 3: Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 4: Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
Тема 5: По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Тема 6: Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Тема 7: Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Тема 8: Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Тема 9: Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 10: Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Тема 11: Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Тема 12: Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Список литературыПисатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006