Рабочая программа по ГПД по курсу «Волшебный мир книг»
Пояснительная записка к курсу «Волшебный мир книг»
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Данная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на второй год обучения. В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе читательской деятельности. Активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - стало особенностью программы. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цель программы:
Нравственно-этическое воспитание посредством книги.
Задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Прогнозируемый результат реализации программы.
1.Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
2.Умение работать с книгой.
3.Умение работать с текстом.
4.Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Содержание программы
2 класс
№
Тема
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание
Дата проведения
план
факт
1.
Самые интересные книги, прочитанные летом.
2
Посещение библиотеки.
Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
05.09
12.09
2.
Конкурс рисунков по прочитанным книгам.
2
Организация и проведение конкурса.
Выставка рисунков.
19.09
26.09
3.
Конкурсная программа «Путешествие в море книг»
2
Конкурсная программа.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
03.10
10.10
4.
Литературная игра- викторина по сказкам А. С. Пушкина.
2
Литературная игра- викторина.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
17.10
24.10
5.
День книги – именинницы.
2
Устный журнал.
Рассказ о книге по календарю знаменательных дат
31.10
14.11
6.
Писатели – юбиляры.
2
Устный журнал.
Рассказ о творчестве писателя.
21.11
28.11
7.
Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.
2
Литературная игра- викторина
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
05.12
12.12
8.
Сказки зарубежных писателей.
2
Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
19.12
26.12
9.
Сказки братьев Гримм.
2
Устный журнал.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
16.01
23.01
10.
Зарубежный фольклор.
2
Беседа, чтение.
Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.
30.01
06.02
11.
Сказки татарских писателей. Г. Тукай « Шурале».
2
Беседа, чтение.
Прослушивание сказки, ее творческое иллюстрирование.
13.02
20.02
12.
Сказки и стихи К.Чуковского.
2
Литературная игра- викторина
Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
27.02
06.03
13.
«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.
2
Конкурс кроссвордистов.
Отгадывание кроссвордов.
13.03
20.03
14.
Веселые игры со
словами Б. Заходер,
В. Хотомская.
О. Григорьев,
И. Токмакова.
Стихи
2
Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.
Выставка книг веселых поэтов. Работа над выразительным чтением.
03.04
15.
Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»
2
Организация и проведение конкурса.
Выставка рисунков и плакатов.
10.04
17.04
16.
«Папа, мама, я –читающая семья».
2
Проектная деятельность.
Праздник для родителей и детей
* конкурс на самую читающую семью;
*конкурс на лучшее чтение стихов;
*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».
24.04
08.05
17.
Посещение библиотеки.
2
Беседа, обзор книг.
Рекомендательный список произведений для летнего чтения
15.05
22.05
Итого
34 ч
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
15