Интеграция социального развития детей старшего дошкольного возраста и музейной педагогики.

Интеграция социального развития детей старшего дошкольного возраста и музейной педагогики.
       Первые чувства гражданственности патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека, зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознаний любви к своему Отечеству (“Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации”). 
       
     Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Воспитание уважения к близким людям, такова цель проекта “Ребенок и его семья”. Идея его создания возникла неслучайно, вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка изучались и рассматривались не раз. Были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи.

       В центре идеальной модели нашего проекта: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) – это такое совместное бытие детей и взрослых, для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Детско-взрослое сообщество строится на принципах событийной жизни всего детского сада, на основе какого-либо события. В ходе проведения тематической недели организованы конкурсы, выставки, детско-взрослые занятия, открытие мини-музеев, оформление макетов. Организации совместной деятельности способствует интегрированный подход. Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические естественно-научные аспекты. Например, понятие “Семья” рассматривалось следующим образом: 
социальный аспект – семья, ее члены, родственные связи между разными поколениями семьи, участие родителей в общественной жизни страны;
логико-математический аспект – выявление количества членов семьи, установление кто из них старше, а кто младше, сравнение по высоте (кто выше ростом, а кто ниже), решение задач, семейный бюджет.
художественно-эстетический подход – рассматривание картин художников, изображающих портреты, сцены из семейной жизни; продуктивно-творческая деятельность: рисование “Наша семья”, “Моя мама”, “Вместе с бабушкой” и др.
 Обогащение словаря в процессе знакомства с семьей происходит через составление рассказов по фотографиям: “Как я помогаю маме”, “Наша семья путешествует”, через речевые игры, рассматривание картин. Таким образом, путем взаимопроникновения знаний из разных областей создается целостное представление о семье. 
       Созданию детско-взрослого сообщества способствуют и наш созданный мини-музей «Русская изба». Совместная работа в этом мини-музее обеспечивает такое образование, которое позволяет ребенку быть субъектом деятельности. Занять позицию субъекта деятельности – это значит, сохраняя свою индивидуальность, проявлять творческую активность и направленность. Создание центров активности приобщают ребенка к современному миру, формируют первые социальные ориентировки. Педагоги создают такие проблемные ситуации, при которых ребенок на практике применяет свои умения и навыки. В организации педагогического процесса участвуют и родители. Объединение происходило на основе общих интересов, а вся деятельность строилась по законам творчеств и сотрудничества.
       Технология проектирования, ориентированная на отношении “ребенок – взрослый”, строится на соучастии в деятельности, где происходит равноправное общение, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
       Проект “Ребенок и его семья” рассчитан на 4 года, с младшей до подготовительной группы. В каждой группе решаются свои задачи, внедряются разнообразные формы работы и виды деятельности.

       Так основной формой воспитания любви к родным в младших группах является использование семейных фотографий, которые были представлены в форме красочно оформленного листа, в центре которого изображен ребенок, а по углам мама, папа, дедушка и бабушка, братья и сестры. Семейная фотография с успехом используется, как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях математики и сенсорики. 

       В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам “Увлечения нашей семьи”, “Вместе дружная семья”, “Наши путешествия” и др. в группе было отведено место для фотовыставки, где разместились фотографии “Один день нашей семьи”, “Трудимся на огороде”, “Семейный праздник”. Дети знакомились с индивидуальными особенностями, традициями семьи, составляли рассказы из личного опыта.
       В старших и подготовительных группах стояла задача: знакомство с родословной семьи. Так возникли семейные проекты: “Реликвии семьи”, “Генеалогическое древо”, “Происхождение фамилии”, “Герб нашей семьи”.

       Работа, построенная на основе проектов, показала инициативу и интерес со стороны родителей. Так выяснилось, что большинство из них впервые столкнулись с понятием “Реликвии семьи” и начался их поиск с установления контактов с прадедушками, бабушками, дальними родственниками.
       Детский сад, это, то место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того, чтобы дошкольный период запомнился ярко на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых.  

     Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умения видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем.
       Беседы с детьми выявили то, что они имеют представления о разных странах, крупных городах, в которых они побывали во время поездок со своими родителями, но у детей не сформировано целостное представление о месте, где они родились и живут. Нет знаний о том, чем знаменит их город, в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу, к своей земле.
       Знакомство с историей возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея.      
       Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея. Идею создания мини-музея «Русская изба” подсказали дети. Однажды во время чтения сказки “Федорино горе”, дети стали спрашивать: “Что такое ухват, кочерга, для чего они нужны?”, воспитатели решили, что для знакомства необходимы настоящие предметы. Так начался сбор экспонатов в музей, который в настоящее время насчитывает немало предметов быта русского и хакасского народов. Материалы экспозиции музея постоянно пополняются. Музей стал местом, где дети имеют реальную возможность соприкоснуться с историей своего края. Работа музея предусматривает обучение детей в “Школе маленького экскурсовода”, тесную связь с сотрудниками музеев города, сотрудничество со школьными музеями. Работа в мини-музеях развивает поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, а самое главное приобщает к истории родного края. Так постепенно, начиная с младшего возраста, знакомство с семьей, детским садом, родным городом перерастает в работу по формированию понятий о нашей стране. Работая по программе О. Князевой “Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры”, педагоги решили, что необходимо включение родителей в совместную деятельность по изучению традиций русского народа. Так возникла идея создания клуба семейного общения “Сударушка”, целью которого стало развитие совместного творчества через проведение обрядовых праздников, через знакомство с обычаями и традициями русского народа. Встречи в клубе общения проходили один раз в месяц. Родители, бабушки по очереди готовили программу заседания клуба. Так для темы “Куколка-душа, до чего же хороша” мама Ромы Г. подготовила выставку куколок-закруток, стригушек, кувалдок, рассказала историю возникновения, а затем все вместе: мамы и дети учились делать кукол. На занятии “Ай да пряник, просто загляденье” – бабушка Насти Ш. принесла испеченные пряники и познакомила с их изготовлением, а в конце занятия дети стряпали пряники, встреча закончилась чаепитием. Так путем интересных рассказов, творческой деятельности родители и дети знакомились с традициями и праздниками, проходившими на Руси. 
       Итоговым мероприятием стали конкурсы “Добры молодцы”, “Русская краса”, где мальчики и девочки проявили свои умения и способности. Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству, интерес к русской культуре.
       В старшем дошкольном возрасте, рассказывая детям о России, о Родине нельзя обойтись без знакомства с государственной символикой. Основной темой было знакомство с гербом России, Хакасии, города Абакана. Флаг, Герб, Гимн – официальные государственные символы были главным оформлением праздника, посвященного Дню Республики. Хакасия славится народно-прикладным искусством, неповторимостью узоров, разнообразием красок. Истории возникновения костюма был посвящен проект “Хакасский национальный костюм”, дети смогли рассмотреть настоящие старинные костюмы, знакомились с хакасским орнаментом, делали кукол в костюмах разных районов Хакасии.
       Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, мы убедились в ценности культурно-исторического соразвития мира детства и взрослости, активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые стимулируют развитие способностей. 
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Заголовок 115