Знакомим дошкольников с родным краем
«Знакомим дошкольников с родным краем»
Если мы хотим. Чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Чтобы детям было интересно, нужно преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
На занятиях и в повседневной жизни следует использовать разнообразные методы и приемы работы. Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Ёще во второй младшей группе надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы - длинные, а дома стоят разные и высокие многоэтажные и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. У каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Эту работу следует проводить в утренний отрезок времени и подключать к помощи родителей.
Во время праздников нужно обращать внимание на то, как украшается город, какой он становится красивый. Эта работа продолжается на занятиях по изо-деятельности: рисование: «Воздушные шары», «Зажжем разноцветные огоньки». Аппликация: «Домик», «Флажки на ниточке». Детям будет интересно, если занятия будут проходить в игровой форме, например: «Украсим город к празднику», «Выпал беленький снежок», «Золотая осень».
Во время игр со строительным материалом можно предложить детям построить улицу для машин, разные дома.
Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству города. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Горожане хотят, чтобы их родной город был красивым, привлечь стоит и детей к этой работе. Необходимо объяснять, что фантики от конфет, обертки от мороженого бросать на землю нельзя, для этого существуют урны. Если все будут следить за чистотой, то наш город будет красивым и чистым.
В средней группе уже можно провести занятие по знакомству с достопримечательностью города (памятниками, храму, музей). Начать следует с целевых экскурсий по ближайшим улицам закрепить их название, что там находится например: в микрорайоне есть магазин, аптека, почта, библиотека. После этих экскурсий, познакомить детей с микрорайоном, где находится детский сад. Во время них учить детей соблюдать правила поведения на улице. В этом возрасте расширять знания детей о транспорте, больше обращать внимания на дома, подводя детей к тому, что многие здания построены очень давно.
В средней группе по-прежнему большая часть работы проходит вне занятий - это и беседы с детьми, и чтение художественной литературы, и наблюдения, и целевые прогулки. Стоит познакомить детей с центральной улицей города. Чтобы закрепить полученные знания можно с детьми провести дидактические игры: «Найди свою улицу», «Что я видел на своей улице», «Путешествие по микрорайону».
В старших группах знакомим детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить его название и древних улиц, рассказать об основателе города, гербе.
Работу по знакомству дошкольников с родным городом и его достопримечательностями следует проводить в определенной последовательности, чтобы в ней были логика и постепенное усложнение. Например, это можно делать так:
1. История возникновения города.
2. История названия улиц города.
3. Здания города: можно начать с того, что в городе много разных по назначению зданий - жилые дома, детские сады, школы, магазины, театры, музеи. Рассмотрите наиболее красивые здания города - это может быть вокзал, старинный особняк, например. Следует рассказать детям об особых зданиях – храмах, церквях, так как во всех древних городах России – это исторические памятники, памятники искусства.
4. Они прославили наш город: рассказать детям о людях прославивших город, о том, как увековечена память о них( обелиск, аллея героев, мемориал славы, краеведческий музей).Желательно, чтобы в группе были в книжном уголке фотографии города, запоминающихся его мест.
5. Места отдыха жителей города: начинать свой рассказ следует с того, что жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать. Сначала предложить детям назвать эти места, а потом организовать беседы с просмотром слайдов, иллюстраций. Провести дидактические игры: «Путешествие по городу». Особенно важно остановиться на знакомстве детей с музеями, следует рассказать, что такое музей.