Обобщение опыта работы Знакомство с родным краем


Детский сад № 3 « Ромашка» п.г.т. Уруссу







Из опыта работы по теме:

Знакомство с родным
краем



Воспитатель первой категории
Тарасенко Наталья Васильевна

Одна из задач нравственного воспитания ребенка – дошкольника –воспитание любви к родному краю. Я много думала над тем, как лучше организовать работу по воспитанию у детей любви к родному краю. Если делать это не от случая к случаю, а систематически, последовательно, у дошкольников будут сформированы глубокие и прочные знания. Надо составить перспективный план проведения занятий, экскурсий, а также план работы с родителями по ознакомлению их с приемами и методами организации с детьми прогулок по городу и в природу.
Первые представления о родном крае, которые, получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, в котором он живет, элементарные сведения экономической и социальной сферы страны. Однако не все сведения способствуют воспитанию высших нравственных чувств.
Поэтому при отборе познавательного материала я руководилась следующими принципами:
Определить, какие воспитательные задачи можно решать исходя из конкретного познавательного материала, как использовать воспитательные возможности данного познавательного материала.
Знания о родном крае дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:
- занятия, имеющие целью дать детям знания и конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия( наблюдения, экскурсии, целевые прогулки ) или опосредованно ( рассказы воспитателя, чтение художественных произведений )
- занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей ( беседы, дидактические игры ).Занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни.
Все мои воспитанники родились в поселке Уруссу. Знакомство с поселком я начала с улицы Луговая, на которой расположен наш детский сад. Потом мы побывали на улице Г.Тукая. Перед экскурсией объясняю детям, что улица названа в честь татарского писателя и поэта Габдуллы Тукая. Потом мы были на улице имени А.С. Пушкина. Объясняю детям в честь кого названа эта улица. Это главная улица нашего поселка, на ней сосредоточены основные здания: мэрия, торговый центр «Фарвин», школа №2 и №3.
Для закрепления полученных детьми знаний я провела занятие по рисованию на тему: « Дома на нашей улице ».
Провела консультации с родителями на тему « Моя малая Родина». Объяснила, насколько важно проводить совместные прогулки, которые помогут установить правильные взаимоотношения между родителями и детьми, укрепят авторитет взрослых.
Воспитатель должен научить замечать всё происходящее. В основе методики ознакомления детей с родными местами лежит умение педагога проводить наблюдения, опираясь на впечатления, полученные детьми. Поэтому я целесообразно планировала экскурсии и прогулки в разное время года, в процессе которых дети постепенно, убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по новому.
Провожу целевые прогулки к памятникам, подробно рассказывая кому установлены они, как люди бережно охраняют их, возлагают к подножию цветы.
Чтобы закрепить знания детей, полученные на занятиях и во время прогулок и экскурсий по поселку, я периодически помещаю в уголке книги – произведения писателей Татарстана, выставляю альбомы с фотографиями и иллюстрациями, отражающими быт и культуру татарского и русского народа.
В группе я оформила уголок малый Родины ( о поселке ). Там представлены куклы, одетые в татарские и русские национальные костюмы.
Наблюдая за детьми, прислушиваясь к их разговорам, я убедилась, что у них сложились определенные представления о нашем поселке, о республике Татарстан, о людях, которые в них трудятся.
Проделанная мною работа, несомненно, способствовала воспитанию у ребят чувство гордости и любви к своему родному краю.

Народное творчество как средство
воспитания любви к родному краю.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания дошкольников.
Одним из средств, обеспечивающих возможность формирования у дошкольников эмоционально- положительного отношения к окружающему миру, является народное творчество. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несёт в себе конкретные образы, краски доступные и интересные ребенку.
Произведения народного творчества могут служить эффективным средством воспитания любви к родному краю только при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни, если осуществляет отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитания начал патриотических чувств, если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.
При отборе произведений народного творчества необходимо руководствоваться общими принципами:
а) соответствие программе воспитания и обучения в детском саду;
б) доступность по форме и содержанию;
в) привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность.
Устное творчество, образное восприятие его углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, с национальным костюмом. И наоборот, для того чтобы обогатить знание детей о народном декоративном искусстве в устном творчестве используется такой метод как сравнение произведений. Ведущей задачей при этом является: формирование умения отличать своеобразие национального, декоративного искусства, его характерные особенности, а также нормы. Для того, чтобы дети смогли применять свои знания в самостоятельной деятельности необходимо сформировать у нее конкретные умения и навыки воспроизведения характерных особенностей народных узоров ( мотив, композиция, цветовое решение ). Поэтому занятия, на которых в первую очередь дети обучаются приемам рисования и вырезания простейших элементов русского и татарского орнаментов, дают основу самостоятельной деятельности. После этого дети могут привлекаться к оформлению национальных уголков.
Все это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному творчеству, искусству, пожиная его ценности необходимо для любой национальности, формирования чувства симпатии к народу – творцу талантливых произведений.
Естественно, что интерес и любовь к искусству народов родной страны становится частью любви к Родине.
Ознакомление детей с декоративным искусством должно проходить в единстве с приобщением их к особенностям традиций, обычаев, труда, быта, народов, которые находят отражение в произведениях фольклора. Для работы необходимо отбирать сказки, пословицы, поговорки наиболее отражающие эти особенности. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народов в прошлом. Это определяет и методику знаний. Включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирование на нравственные качества героев. « Каким ремеслом занимается народ? » « Как об этом сказано в сказке? » « в какую одежду был одет герой сказки? » « Как приветствовал джигит старика? » « Почему народ радостно встречал джигита? »
Метод сравнения национальных фольклорных произведений дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубочайший интерес к анализу этих особенностей. Анализируя и сравнивая русские и татарские пословицы и поговорки, дети узнавали, что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, Трудолюбие.
При ознакомлении детей с родным краем целесообразно сравнивать современную жизнь с жизнью изображенной в сказках. Чтобы дети не только поняли произведение, но и почувствовали его следует использовать разные методы ознакомления с этими произведениями (рассказывание с иллюстрациями и без них, инсценировка ,кукольный театр и другие). Необходимо создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, потешек, их драматизация.
Цель проводимых занятий – вызвать у детей устойчивый интерес к произведениям народного творчества. Это должно проявляться в желании продолжить занятие, в обсуждении его с воспитателями, родителями. Сверстниками.
Проявление интереса к образам народного творчества – это показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Конспект занятия по развитию речи
« Знакомство с родным краем»
(старшая группа)

Цель: Дать детям знание о том, что у каждого человека есть родной город или поселок где он родился. Продолжать знакомить с поселком в котором живут дети, знакомить его с достопримечательными местами, памятниками. Дать знания об их земляке, писателе Габдулле Тукае. Воспитывать у детей любовь к родным местам.
Ход занятия:
- Сегодня у нас занятие по развитию речи. Сядьте красиво, глазки смотрят на меня.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение Воронько «Лучше нет родного края»
Жура – жура – журавель
Облетел он сто земель
Облетел, обходил
Крылья, ноги натрудил
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он пролетая
Лучше нет родного края!
- В этом стихотворении говорится о том, что место где живет человек для него самое красивое и родное. Для нас такое место – это поселок, в котором мы живем.
- Дети, скажите как называется поселок, в котором мы живем?
- А в какой республике мы живем?
- Дети, посмотрите и скажите флаг и герб какой республике стоит у меня на столе?
- Скажите, из каких цветов состоит флаг Татарстана?
- А теперь посмотрите на герб Татарстана. Скажите, что изображено на нем.
- Дети, а какой же город в нашей республике самый главный?
- Правильно, Казань – это столица нашей республики Татарстан.
- А какие еще города в республике вы знаете?
- Правильно, Бугульма, Заинск, Набережные Челны, Альметьевск.
- правильно в нашей республике в дружбе и согласии живут татары, русские, немцы, чуваши.
- Дети, в нашем поселке есть много улиц, у каждой улицы есть свое название. А вы знаете на какой улице вы живете?
( Ответы детей )
- Скажите, на какой улице расположен наш детский сад?
- Правильно, на Луговой улице.
- А какая улица в нашем поселке названа именем поэта, который
написал сказку « О рыбаке и рыбке » ?
- Правильно, это улица Пушкина. На этой улице есть памятник поэту.
- А какие еще памятники есть в нашем поселке?
- Правильно, есть обелиск погибшим воинам – Вечный огонь.
- А какие еще достопримечательности есть в нашем поселке?
- Скажите, какая река протекает недалеко от нашего поселка?
- правильно, река Ик. Еще в нашем поселке растет много деревьев, кустарников, много зелени.
( В конце занятия провести татарскую национальную игру. Анализ занятия.)






Конспект занятия по развитию речи
« Мой родной поселок»
( старшая группа)

Цель: закреплять и расширять знания детей о родном поселке; объяснять что поселок- это результат труда людей разных поколений, что уруссинцы – хозяева поселка и каждый житель должен о нем заботится; воспитывать нетерпимость к беспорядку в поселке.

Материал: фотографии поселка, фишки.

Ход занятия:
-Дети, сегодня я хочу вам рассказать о нашем поселке Уруссу. Но прежде чем говорить об этом давайте вспомним,что мы знаем о нем. Поиграем в «Угадайку». Кто больше наберет фишек – тот победит. Фишка дается за каждый правильный, полный ответ. Кто может ответить на мой вопрос, поднимет руку.
- Как называется наш поселок?
- Как называют людей, живущих в нашем поселке?
- Одна из главных улиц нашего поселка – улица Пушкина.
- Кто скажет, в честь кого названа эта улица?
-Улиц в поселке много, на них есть магазины, школы, детские сады.
- Скажите, на какой улице расположен наш детский сад?
- Как он называется?
- Молодцы. Вот улица Ленина (фотография). Здесь находится роддом, в котором многие из вас родились. В центре поселка здание, в котором работает администрация района. ( Фото)
- Как вы думаете, на чем можно приехать в наш поселок?
(Автобус, поезд, машина).
Поезд приходит на станцию, которая так и называется – станция Уруссу. Здесь стоит старинное здание железнодорожного вокзала.
( Фотография). А зачем нужен вокзал?
- В поселке есть автовокзал. Отсюда идут автобусы в соседние деревни, города, поселки.
Давайте сядем в «автобус» и поедем по нашему поселку. Какие улицы нашего поселка вы знаете?
Сейчас мы едем по Уруссинской улице. Кто из вас живет на этой улице? ( 2-3 ребенка называют свой адрес).
Какие важные интересные учреждения находятся на этой улице?
- Кинотеатр « Восток».
- Дом культуры.
- Спорткомплекс « Олимп ».
- Магазины. ( Использовать фотографии).
- В Уруссу живет очень много людей: дети и взрослые. Чем же они занимаются? ( Рассуждения детей. Вывод: маленькие дети ходят в детские сады, старшие дети – в школы. А взрослые работают на заводах, в школах, детских садах, магазинах.)
- Дети, ведь для того, чтобы все уруссинцы имели жилье, надо построить много домов, чтобы все дети ходили в детские сады – много детских садов, для школьников – много школ – и еще надо много всего, чтобы люди могли жить и работать. Кто же это все построил? ( Рассуждения детей. Вывод: поселок – это творение рук человеческих.)
- Все это создавали наши прадеды, деды, сейчас строят наши родители. А придет время – строить будете вы.
А чей он – поселок Уруссу? Наш. Мы – уруссинцы. Мы – хозяева поселка. И я, и ты, и мама твоя, и твой папа, А хозяева должны свой поселок беречь, заботится о нем. Как вы считаете, уруссинцы хорошие хозяева или не очень? ( Рассуждения детей. Вывод: если бы все: и дети, и взрослые – не бросали на улице обертки от мороженого, стаканчики, бутылки, то поселок был бы чистым, красивым.)
Воспитатель предлагает детям поговорить дома со своей семьей об этом, подумать вместе с папами, мамами, бабушками и дедушками, сестрами и братьями, как надо заботится о поселке.
- И помните, что человек сам решает, как ему поступать - хорошо или плохо. Сам. И вы тоже сами решаете: можно ли бросать мусор, вставать на скамейку, на которую садятся, ногами и т.п.? Значит, каким будет родной город , зависит от нас.
Давайте посчитаем фишки. Кто же у нас победитель? Кто лучше всех знает город?
- когда вы перейдете в подготовительную группу, узнаете, как наш поселок, изменялся и стал таким, каким мы его видим сегодня.



Занятие по рисованию
« Дома на нашей улице »
( средняя группа)

Программное содержание: Уточнить представление детей о том, что дома бывают разные. Учить определять, что общего у всех домов, чем они отличаются. Закреплять знание о форме крыши ( трапеция, треугольник ). Учить располагать изображения по всему листу, определять место отдельных предметов. Закреплять технические навыки и умения. Развивать самостоятельность, активность.

Материал: - альбом
- простой и цветные карандаши

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: Провести экскурсию по улице, обратить внимание на разные дама, рассмотреть соответствующие иллюстрации в книгах.

Методика проведения занятия: Поговорить с детьми о том, какие бывают дома, что общего у всех домов и чем они отличаются. Уточнить способы их изображения. Сказать детям, что сначала надо рисовать общую форму нескольких домов, а потом обвести цветным карандашом по линии контура, затем рисовать части, детали.
Самостоятельная деятельность детей.
Индивидуальная помощь.
Все рисунки по окончании рассмотреть, направить детей на выбор наиболее интересных, подчеркнуть разнообразие.

Конспект занятия по развитию речи
« Беседа о Татарстане»
( старшая группа)

Программное содержание: Закрепить и уточнить знания детей о Татарстане; месторасположении природе, промышленности, труде людей, искусстве; продолжать вызывать интерес и уважение к людям труда, жизни сверстников. Воспитывать у детей интернациональное чувство, гражданское чувство по отношению к нашей многонациональной Родине, развивать грамматический строй речи.

Предварительная работа: Рассказы воспитателя о Татарстане, рассматривание и сбор иллюстраций для альбома «Татарстан», чтение художественных произведений татарских писателей, поэтов, беседа о народных героях Татарии, о татарском народном орнаменте, разучивание татарского танца, игры детей.

Ход занятия:
Показ куклы в татарском национальном костюме.
- Дети, откуда приехала к нам эта кукла?
- Из Татарии.
- Правильно. А как вы догадались?
- На ней татарский костюм.
- Да, дети, эта кукла из Татарии.
Вспомните, где расположена татарская республика ( ответы детей).
Показ картины.
Посмотрите внимательно и скажите, чем покрыта земля Татарии?
(зелеными лесами, лугами).
- Правильно дети, земля Татарии богата лесами, лугами, на полях колосятся хлеба (показ иллюстраций). пасутся стада домашних животных.
Вспомните, какой город является столицей Татарии? (ответы 4-5детей)
-Что вы можете рассказать о главном городе Татарии? ( ответы детей ) ( Показ иллюстраций, уточнение ответов детей )
Какие еще города в Татарстане вы знаете?
- Чем славится город Набережные Челны? ( ответы детей, показ иллюстраций )
Скажите, что нужно автомобилям чтобы они могли двигаться? ( бензин, горючее )
Из чего делают бензин? (из нефти )
- Татария богата нефтью. Татарские нефтяники бурят скважины, качают нефть из земли мощными насосами. Татария обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарии бензин, мазут, горючее.
-Что ещё на заводах и фабриках Татарстана? ( холодильники, ткани, одежду и т. д.
Показываю детям портрет Мусы Джалиля.
-Чей это портрет?
-Кем был Муса Джалиль?
-Какой подвиг совершил Муса Джалиль в годы Великой Отечественной войны?
-Кто из вас запомнил стихотворение Мусы Джалиля?
- Я вижу, что вы много узнали и запомнили о жизни и подвиге национального героя Татарии Мусе Джалиле, который погиб, защищая нашу великую, многонациональную Родину.
- Татарский народ не только хорошо трудится на благо всей нашей страны, но и умеет хорошо веселиться.
- Как отдыхает, веселится татарский народ?
-В какие костюмы одеваются на празднике татары? (показ иллюстрации) Дети называют предметы одежды, воспитатель уточняет татарские названия: ичиги, камзол, калфак.
Какой орнамент украшает татарскую одежду?(яркий, красочный)
Какие элементы татарского узора вы здесь видите?
( вывешываются работы детей по рисованию и аппликации )
Какие предметы украшают татарский народ своим орнаментом?
Какие татарские народные сказки вы знаете?
А из какой сказки эти герои?
( показ иллюстраций )
- Вспомните пословицы и поговорки, прославляющие любовь к Родине, смелость, трудолюбие. ( Дети вспоминают знакомые пословицы: «Работа учит безделье портит», «Дружба и братство сильнее богатства», « Один за всех и все за одного», « Играть- играй, а дело не забывай», « Человек без Родины своей, что без песни соловей». )
( Дети танцуют татарский танец )

Итог занятия:
- Вы много узнали о Татарстане, умеете рассказать о ее богатстве, труде и жизни людей. Не хотите ли вы поехать в город Казань? А может быть мы напишем письмо в детский сад города Набережные Челны? На следующем занятии мы еще больше узнаем о республике Татарстан.

Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим
« Рассказ воспитателя о республике Татарстан»
( старшая группа)

Программное содержание:
Дать общее представление о республике Татарстан, ее городах. Познакомить с татарским прикладным искусством, рассмотреть национальный костюм. Познакомить с названием частей одежды. ( с этой целью внести национальную куклу). Учить отличать особенности украшения татарского костюма от русского. Познакомить с особенностями звучания татарской народной мелодии. Воспитывать уважение к татарскому народу, дружеские чувства к сверстникам Татарии.
Предварительная работа:
Знакомство с картой Татарии. Подбор иллюстраций города Казани, национальных костюмов. Рассматривание куклы в национальном костюме. Грамзапись татарской народной песни.
Ход занятия:
Воспитатель показывает на карте географическое расположение Татарии, затем рассматривает отдельную республику.
Воспитатель обращается к детям:
Посмотрите, ребята, вот на эту карту-картинку, на ней изображена республика Татарстан, обратите внимание на очертания ее границы. Теперь посмотрите, где Татария находится на карте страны. В городах Татарии много школ, детских садов, фабрик, заводов.
Знаете ли вы эту машину? ( показ иллюстрации )
Да, это машина « КамАЗ». Выпускают ее в Автограде Набережные Челны. А в городе Чистополь на часовом заводе делают красивые часы. Бугульма славится добычей нефти. Каждый город чем-то славится. А в селах Татарии выращивают богатый урожай.
Основное население в Татарии - татарский народ. Он имеет свой родной язык. У этого народа свои сказки, пословицы, поговорки, песни, игры. У них свои национальные праздники, костюмы. Вот посмотрите, из татарского села к нам приехала кукла Гуля. Она одета в татарский национальный костюм. Вы много раз видели татарские костюмы, все они разные, красивые. Кукла Гуля одета в длинное цветное платье, поверх платья одет камзол. Вам уже знакомо это слово, повторите еще раз. Обута кукла в красивые сапоги с узорами - ичиги, а на голове у нее красивый национальный головной убор. Вы помните как он назывался? Верно, калфак. Давайте перечислим все предметы одежды на татарском языке. Красиво как украшена вся татарская одежда.
- А теперь посмотрите на иллюстрацию с изображением мужской татарской одежды. Вспомните, как называются эти предметы одежды? ( жилет, тюбитейка)
-Вы видите, какие красивые костюмы создал татарский народ. Татарский народ сложил красивые сказки, песни. Послушайте татарскую песню, ее будут исполнять на татарском языке
( включается запись )

Сегодня вы много узнали о республики Татарстан. В следующий раз мы послушаем татарские народные сказки, пословицы, поговорки.
Давайте вспомним, о чем вы сегодня узнали, с какой республикой вы познакомились?
Как называется столица республики?
Как называются предметы женской и мужской национальной одежды?
Как вы будете заботиться о кукле Гуле?
В какие игры будете играть с ней?


Обзорная экскурсия
« Река Ик »
( старшая группа)

Цель: обратить внимание на красоту речного пейзажа. Показать общие для всех водоемов признаки ( вода, берега, дно ). Вызвать интерес к реке как экосистеме. Закрепить правила поведения у водоема.
Материал. Корзинка, два – три ведерка для сбора створок моллюсков и камешков, бумажный кораблик.
Предварительная работа. Беседа о правилах поведения около реки, чтение книг, посвященных водоемам.
Ход экскурсии. Дети рассматривают реку с пологого берега.
Педагог. Здравствуй, наша река Ик ! Посмотрите, как она красива! Прозрачная вода кажется синим ситцевым полотном. Но если внимательно приглядеться, то увидишь: это вовсе не ситец, а зеркало, в котором отражаются облака, белоствольные березы, растущие на берегу, камыш, который, словно верный страж, встал непроходимой стеной, ивушка, опустившая свои ветви – косы в воду и будто шепотом рассказывающая свои тайны. И невидимый глазом, но ощутимый кожей свежий прохладный ветер. А что заметили вы? (Стрекоз, водомерок, кувшинки, кубышки) Движется ли вода в реке? Как это можно определить? Педагог пускает в воду бумажный кораблик: движение в воде есть! Предлагает подойти к кромке воды: что находится под водой?
Педагог. Правильно! Песок, камни – это дно реки. А мы находимся на берегу. Берега, дно есть у любого водоема: у пруда, озера, моря. На берегу я вижу опасные для реки следы. Их оставили не звери, не птицы, а люди. Бумажки, бутылки.. Как быть? ( Нужно этот мусор убрать и самим не оставлять его после себя: взять с собой и выбросить в мусорный бак ) Молодцы! Смотрите, река для добрых, наблюдательных, трудолюбивых друзей своих приготовила подарки – пустые створки, в которых когда – то жили моллюски, а еще красивые камешки, которые можно взять с собой на память о сегодняшней прогулке.

Вечером целесообразно предложить нарисовать то, что им запомнилось, оформить коллекции камешков. Рассматривая иллюстрации в книгах. Слушая чтение художественных произведений, дети подготовятся к следующей экскурсии.



Экскурсия в парк
« Ранняя осень»
( средняя группа)
Цель: Учить детей видеть, любоваться красотой осеннего пейзажа. Уточнить представления детей о приметах осени: появились желтые листья на деревьях, становится прохладнее, чаще идут дожди, птицы улетают в теплые края.
Учись различать деревья по окраске коры и листьям: береза, клен.
С целью уточнения у детей знаний о цветущих растениях, обратить внимание детей на то, что в цветниках много красивых цветущих цветов: астры, георгины и др.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение: нельзя ломать кусты, бросать мусор, разорять гнезда. Учить делать выводы о зависимости расширения от отношения к нему человека: болеет, вянет, погибает. Мы должны защищать и беречь эту красоту.
Подготовка к экскурсии: Рассматривание картин, наблюдение за погодой, проведение бесед, чтение стихов, рассказов о временах года, работа в уголке природы.
Ход экскурсии:

« Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только печаль.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море
Все деревья блистают
В разноцветном узоре.»
- О каком времени года это стихотворение? (об осени)
- Как вы догадались? (стали дни холоднее, птицы улетели)
Обращать внимание детей на свою одежду.
- Почему мы надели именно теплые вещи? ( стало прохладно, дует ветер холодный, солнце светит, но греет не так, как летом)
- Посмотрите как красиво вокруг: деревья еще стоят зеленые, но кое-где видны желтые и красные листья.
= Какие листья опадают с деревьев?
« Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила:
Пожелтел орешник
И зарделись клены.»

Предлагаю детям собрать листья опавшие, сделать из них букеты, сплести гирлянды. Порадоваться красотой, полюбоваться разноцветной листвой.
Провести игру «Найди такой же лист».
Подойти ближе к деревьям. Указывая на березу - спрашиваю, знают ли дети это дерево? Какого цвета у него кора, какие листья у березы?
Предлагаю поискать еще березу в парке использовав игровой прием – кто скорее найдет дерево (березу).
Обратить внимание на клен.
- Дети, это клен. Посмотрите, какое высокое дерево. Ствол и ветки у него темные, листья большие, резные.
- Какого цвета ствол у клена? А у березы? Какие листья у клена, у березы?
Предлагаю поискать листья клена и березы на земле, дорожках, принести и сказать – у кого кленовые, у кого березовые листья, рассмотреть их, сравнить по форме, величине. Для закрепления умения различать деревья по листьям провести игру «От какого дерева лист?»
- Вот мы с вами и назвали примету осени: стало холоднее, начали желтеть листья и опадать.
- Какие приметы я назвала?
- А сейчас мы с вами послушаем, поют ли птицы? Вспомните, как много их было летом, как хорошо пели птицы.
- Многие птицы уже улетели в теплые края. Это еще одна примета осени.
Обращаю внимание на то, что на клумбах очень много цветов. Все они красивые, разноцветные. Рассматриваем цветы, называем их, любуемся их красотой. Отмечаю: астры, золотые шары, георгины – это осенние цветы. Закрепляем названия цветов. Это еще одна примета осени.
В конце прогулки еще раз перечисляю приметы осени. Любуемся красотой осеннего пейзажа.
Обращаю внимание детей на разбросанный мусор в парке: бумага, пакеты, бутылки, разбитое стекло, поломанные ветки деревьев. Отмечаем, что люди, которые приходили в парк отдохнуть, оставили после себя мусор
- Нельзя после себя оставлять мусор, нельзя ломать ветки деревьев, разорять гнезда. Надо, чтобы деревья, природа радовали нас, чтобы мы любовались этой красотой. Эту красоту мы должны защищать.







15