Программа курса внеурочной деятельности для начальной школы Юный краевед





Принято на педагогическом совете « Утверждаю»
Протокол № 1 Директор МБОУ СОШ № 74
____________ 2014 года ________ Е.А. Клементьева
1 сентября 2014 г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 74 г. Ульяновска.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный краевед»

Класс 4

Уровень общего образования средняя общеобразовательная школа

Учитель Кузьмина Светлана Вячеславовна
Срок реализации программы, учебный год 2014-2015 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего – 34 часов, в год; в неделю – 1 час

Программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих документов:

Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся YII-IX классов основной школы, Авторы-составители: Табарданова Т.Б., Угольнов В.А. – Ульяновск ИПК ПРО, 1997 г.



Рабочую программу составила ______________ Кузьмина С.В.


Рассмотрено на заседании Согласовано
ШМО учителей гуманитарного цикла заместитель директора по УВР
Протокол № 1 МБОУ СОШ № 74
От 28.08. 2014г С.П. Анашина
Руководитель ШМО 29 августа 2014
А. А.Макарова















Аннотация к программе курса внеурочной деятельности «Юный краевед».

Программа по курсу внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана для учащихся 4 «Г» класса СКК 7 вида. 34 ч.
Программа внеурочного курса «Юный краевед» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся YII-IX классов основной школы, Авторы-составители: Табарданова Т.Б., Угольнов В.А. – Ульяновск ИПК ПРО, 1997 г.
Программа «Юный краевед» является дополнением к программе по истории России. Программа разработана для обучающихся на ступени основной школы. Программа реализуется в курсе внеурочной деятельности, в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
В программе основной структурной единицей планирования является раздел, их в учебной программе 10 в них выделены темы занятий и раскрыто их основное содержание, знания и умения, учащихся по каждой теме. Программа предусматривает работу с учебными пособиями, историческими источниками, картой, атласами, электронными ресурсами. Программа предусматривает проведение экскурсий, творческих отчетов, викторин.
Содержание учебного материала структурировано по проблемно – хронологическому принципу.
Проводиться сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений по истории родного края и отечественной истории, таких, как социально – экономическое, политические, культурные процессы происходившие в стране взаимосвязаны. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влияющие на развитие истории родного края.
Программа сохраняет единое образовательное пространство. Освоение нового содержания образования осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории Отечества, литературы, географии.
- Программа состоит основные задачи. воспитывать чувства уважения к истории родного края, к людям, труду, их достижениям; формировать желание к преумножению богатств родного края; развивать интерес у учащихся о людях и культуре. вызывать у детей чувства единства и общности со своей семьёй, с народом нашей страны, их интересами, заботами; развивать у учащихся понимания того, что человек любой национальности уникален, неповторим, обладает равными правами и свободами. предоставление возможности получения опыта творческой деятельности по преобразованию родного края, по сохранению его природы и культурно-исторического наследия; создание условий и предпосылок для всестороннего развития личности гражданина и патриота своей Родины, способного и готового отстаивать ее интересы; воспитание личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой и обществом.
Программа сохраняет единое образовательное пространство. Освоение нового содержания образования.





Сведения о сроках реализации программы курса внеурочной деятельности «Юный краевед»

Программа курса внеурочной деятельности «Юный краевед» в 4 «Г» классе рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раза в неделю. Наполняемость группы 9 человек.
Возраст 10 – 11лет.




Формы организации внеурочной деятельности.
Теоретические.
- Беседа
- Сообщение
- Встречи с интересными людьми
- Просмотр и обсуждение видеоматериала



Практические занятия.
- Творческие конкурсы
- Коллективные творческие дела
- Интеллектуальные познавательные игры
- Посещение музеев
- Выполнение проектов
- Викторины.


































Общие сведения курса внеурочной деятельности
«Юный краевед»




1. Вид курса – постоянный.
2. Год занятия – 1 год.
3. Количество человек: 4 класс «Г» - 9 человек
4. Количество часов в неделю – 1 часа, 34 часа в год.
5. Место занятий: МБОУ «СОШ №74, филиал. Г.Ульяновск, ул. академика Павлова №20, кабинет истории №11, краеведческий музей, городская детская библиотека №31, музей педагогического колледжа.


6. Режим занятий:
4 класс «Г» четверг 13.20 - 14.00









































Пояснительная записка к программе курса внеурочной деятельности «Юный краевед».
Программа по курсу внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана для учащихся 4 «Г» класса СКК 7 вида 34 ч.

Программа «Юный краевед» составлена на основе программ: Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся YII-IX классов основной школы, Авторы-составители: Табарданова Т.Б., Угольнов В.А. – Ульяновск ИПК ПРО, 1997 г.
Программа соответствует Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа скорректирована и адаптирована для детей с ограниченными здоровья, обучающимися в 4 «Г» классе СКК 7 вида , 2014 – 2015 учебный год в МБО СОШ № 74 .
Программа реализуется в курсе внеурочной деятельности, в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованием федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Программа по курсу представляет базовый уровень краеведческих знаний. Главная цель курса внеурочной деятельности «Юный краевед» воспитание чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только на основе национальной культуры, национальных традиций и потребности общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей и личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Одна из задач национально – регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и создатель природы и культуры, понимающий и любящей свою «малую Родину».
В программе основной структурной единицей планирования является раздел, их в учебной программе 10 в них выделены темы занятий и раскрыто их основное содержание, знания и умения учащихся по каждой теме. Программа предусматривает работу с учебными пособиями, историческими источниками, картой, атласами, электронными ресурсами. Программа предусматривает проведение экскурсий, творческих отчетов.
Содержание учебного материала структурировано по проблемно – хронологическому принципу.
Программа сохраняет единое образовательное пространство. Освоение нового содержания образования осуществляется с опорой на метопредметные связи и является пропедевтическим курсом изучения истории..







Программа по курсу «Юный краевед», и составлена на 34 часа в год , 1 занятия в неделю.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих документов:

1. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС. Второго поколения (методические рекомендации)автор Е.Л. Петренко. / Ульяновск ИПК ПРО /
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьник: методический конструктор /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2011. (Стандарт второго поколения).
3. Степанов П.В. Как разрабатывать программу внеурочной деятельности? / П.В. Степанов, Ступени классного руководителя.- 2011. - №8.
4.Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся YII-IX классов основной школы, Авторы-составители: Табарданова Т.Б., Угольнов В.А. – Ульяновск ИПК ПРО, 1997 г.











































Коррекционная направленность курса внеурочной деятельности «Юный краевед».


На занятиях внеурочной деятельности организуется специальная помощь, направленная на то, чтобы облегчить усвоение учебного материала, от излишней детализации. В программе заложена разгрузка программы за счет освобождения от слишком сложного учебного материала, от излишней детализации. Разнообразные виды деятельности, применяемые на занятии, такие как, игровые формы, работа в парах, решение логических задач, применение икт. Разнообразные методические приемы помогают в доходчивой форме усвоить учебный материал. Рабочая программа обеспечивает работу детей с ЗПР со значительной помощью учителя, так как ребенок, имеющий такие взаимоотношения со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.



Особенности курса. Коррекционная направленность:
Виды коррекционной работы с обучающимися СКК VII вида:

Коррекция памяти через неоднократное повторение
Коррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты.
Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу
Коррекция внимания через работу с таблицами, схемами, алгоритмами
Коррекция пространственной ориентации через распознавание знакомых
предметов
Коррекция речи через комментирование действий и правил
Коррекция долговременной памяти через воспоминания, пояснения.
Развитие слухового восприятия через лекцию
Коррекция мышления через проведения операции анализа
Коррекция умений сопоставлять и делать выводы
Коррекция умений в установлении причинно-следственных связей
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу
Коррекция волевых усилий при выполнении задания
Осуществление межпредметных связей.
Проведение урока воспитывающим и развивающим.
Применение различных методов обучения.
Проведение уроков в компьютерном классе.



















Цели программы:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок.

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позиции по отношению к окружающей реальности.

Освоение систематизированных знаний по истории человечества, формирование целостно представления о месте и роли истории родного края в истории России.


Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, давать характеристику исторических событий показывать роль личностей в истории страны.


- Программа состоит из 3 содержательных линий.
Задачи: воспитывать чувства уважения к истории родного края, к людям, труду, их достижениям; формировать желание к преумножению богатств родного края; развивать интерес у учащихся о людях и культуре.
Задачи: вызывать у детей чувства единства и общности со своей семьёй, с народом нашей страны, их интересами, заботами; развивать у учащихся понимания того, что человек любой национальности уникален, неповторим, обладает равными правами и свободами.
Задачи: Изучение природы родного края, народной культуры и традиции.
Растить рачительного хозяина своей земли; учить вдумчиво, читать вечно молодую книгу природы; воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного гуманного отношения ко всему живому на Земле; прививать чувство уважения к национальной культуре и народным традициям.













Содержание курса «Юный краевед» 34ч.



«Веление» - 1 час. Характеризуется необходимость изучения истории и культуры края. Что изучает предмет. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые.

1часа учебного времени. В разделе характеризуются понятия первобытность, палеолит, мезолит, неолит, занятия людей в данных периодах и их орудия труда. Племена с боевыми топорами. Абашевские племена.

Раздел 2. «Волжская Булгария.» - 2 часа учебного времени. Булгары, их быт и культура. Буртасы, своеобразие племен, их расселение, занятия, взаимоотношения с соседями. Образование булгарами государства – Великий Булгар.

Раздел 3. «Золотая Орда» и Казанское ханство-1 часа учебного времени. монголо – татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. Образование Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Покорение Иваном Грозным Казанского ханства.

Раздел 4. « Освоение Симбирска 167 – 18 в.» - 3часов. По окончании изучения раздела итоговое повторение разделов 1,2,3.4. В разделе 4 характеризуется причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Деятельность по освоению края воеводы Богдана Хитрово. 1648г. – основание Симбирска. Планировка Симбирска. Штурм Симбирска разинцами. Пугачев в Симбирске.

Раздел 5 «Симбирск и губерния в 19 веке» - 4 учебных часов. Отечественная война 1812г. И участие в ней симбирян. Симбирсое ополчение и его боевой путь. Декабрист - симбиряне. Дворянство Симбирской губернии. Дворянские проекты по отмене крепостного права. Симбирск в пореформенный период.

аздел 6 «Семья Ульяновых в истории нашего края» - 4ч. Приезд в Симбирск семьи - 3ч. Деятельность И.Н, Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ. Рождение Володи. Памятные места в городе, связанные с семьей Ульяновых.

Раздел 7 «Культура края в 19 веке» - 4ч. Начало планомерного строительства. Центр города и окраины. Классическая архитектура Симбирска. Мемориальные зоны Карамзина и Гончарова.Творчество художников, архитекторов, литераторов.

Раздел 8 «Строительство моста через волгу 2ч.

Раздел 9 «Отечественная война» - 2ч. Начало войны. Патриотический подъем в области. Перевод промышленности на военный лад, эвакуация предприятий. Работа госпиталей. Ульяновцы в боях за Родину.
Раздел. 15 «Культура» - 3 часов. Развитие учреждений образования, здравоохранения. Творчество художников, артистов.

Защита творческих проектов.2ч. Итоговое повторение курса 1час. Защита творческих проектов.




















Цель и задачи программы.

Цель курса – создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Совершенствовать все виды речевой деятельности детей. Воспитывать
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, истории своего края, нравственных и социальных установок. Сознательного человека, любящего свою родину. Чувство любви к родному краю, своей малой родине.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих в крае, определять собственную позиции по отношению к окружающей реальности. Познавательные интересы.
Освоение систематизированных знаний по краеведению, формирование целостно представления о месте и роли истории родного края в истории России.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа краеведческой информации. Стремление к познанию культурных традиций через творческую, исследовательскую деятельность.
Формирование историко – краеведческого мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, давать характеристику краеведческому событию показывать роль личностей в истории края и страны. Разнообразных познавательных интересов. Представления о Росси как о родной стране
Задачи курса:
Воспитательные. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей. Создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры. Воспитание патриота своей страны и гражданского мира. Нравственное развитие ученика: его создания, чувств поведения. Формирование правовой культуры. Эстетическое развитие ребенка: воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости. Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Формирование элементов творческой деятельности и развития креативности. пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине. (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициями.).
Образовательные. Развитие образного и логического мышления.Создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры. Ознакомление с основными сведениями по истории, культуре, национальными традициями России и Ульяновской области; Создание системных представлений о народной культуре России, ее связь с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России. Формирование понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции.
- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине. (России, родному краю, народному творчеству, традициями.);
Развивающие. Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя. Совершенствование всех видов речевой деятельности. Развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества. Привитие навыков прикладного труда и художественного творчества. Формирование навыков критического мышления в условиях пропагандистского воздействия.Создание системных представлений о народной культуре России, ее связь с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России.



Учебно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный краевед» для 4 класса «Г» СКК 7 вида


Наименование темы
Кол
ч
Аудиторные
часы
Внеаудиторные часы
Формы организации учебной деятельности

Раздел 1: Наш край в древности
1
1



1. Что было на территории ульяновской области в древности.



Формирование уважительного отношения к своей истории. Использование исторической карты в качестве одного из основных источников информации. приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Раздел 2: «Волжская Булгария».
2




2 Край в составе Волжской Булгарии

3 Монголо – татарское нашествие
1


1

Пропедевтический курс изучения истории своей области. Воспитание идентичной принадлежности к истории своей страны. Развивать рефлексивные умения, способность к адекватной оценке.

Раздел 3: «Период Золотой Орды и Казанского ханства».
1
1



4 Наш край в составе Золотой Орды.



Формирование культурно – исторических ориентиров.Использование исторической карты в качестве одного из основных источников информации. приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Раздел 4:
«Основание Симбирска и освоение края в 17 – 18 в.
3
1
2


5 Богдан Хитрово.
1
1

применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

6 Строительство Симбирска.


1


1
Формирование культурно – исторических ориентиров.Использование исторической карты в качестве одного из основных источников

7 Защита Симбирска от врагов
1


1

Использование исторической карты в качестве одного из основных источников информации. приобретение опыта активного освоения исторического наследия. Уважительное отношение к исторческой личности.

Раздел 5:
«Симбирск и губерния в 19 веке».
4




8 Участие Симбмрян в войне 1812года.
1


1

Пропедевтический курс изучения истории своей страны. Умение работать по исторической карте.

9 Симбиряне прославившие наш край.
1
1

применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

10 Как жили Симбиряне.
1
1

применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия родного края.

11 Занятие Симбирян во второй половине 19 века.
1

1
Формирование культурно – исторических ориентиров. Пропедевтический курс изучения истории своей страны

Раздел: 6 «Семья Ульяновых в истории нашего города».
4




12 Приезд в Симбирск Ульяновых.
1

1
Уважительное отношение к исторической личности. Пропедевтический курс изучения истории своей страны

13, 14. 15, Экскурсия в дом – музей Ульяновых.
Отчет об экскурсии.

3






3
Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. приобретение опыта активного освоения исторического наследия получение знаний из разных источников. Культура поведения в обществе. Формирование культурно – исторических ориентиров.

Раздел: 6 Этнография народов Среднего Поволжья.
4




16, 17, 18, 19. Наш многонациональный край.
4
1
3
Умение работать по исторической карте. Готовность к сотрудничеству. приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Раздел: 7
«Культура края в 19 веке».
4




20 Знаменитые симбиряне Н. Карамзина, И. Гончарова.
1
1

Формирование культурно – исторических ориентиров. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

21 22
Пройдись по улочкам Симбирска.
2

2
Приобретение опыта активного освоение исторического и культурного наследия своего народа. Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. приобретение опыта активного освоения исторического наследия

23Литературная жизнь в Симбирске. Чтение художественных книг писателей.
1
1

Извлекать знания из различных источников.Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. Расширять опыт оценочной деятельности.

24 Классическая архитектура Симбирска 19 века
1
1

Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Раздел 8
25 26
«Строительство императорского моста через Волгу»
2


Расширение опыта оценочной деятельности осмысления деятельности личностей и народов нашего края.

Раздел: 9
«Отечественная война». 27 28
«Ульяновы участники отечественной войны».
2


2
Уважительное отношения к историческим личностя.Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Раздел: 10
«Культура Ульяновской области в 20 веке».
2




29, 30 Культурные места в Ульяновске.
2
2

Приобретение знаний из различных источников.Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

31.Наши знаменитые современники
1
1

Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

32, 33
Защита творческих проектов.
2
2

Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

34, 35
Итоговое повторение курса
1
1

Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Систематизация учебных знаний. Работа в группе, решение творческих задач. Уважительное отношение к товарищам.

Общее количество часов
34ч.
23ч.
1ч.






Формирование универсальных учебных действий в ходе изучения курса

Личностные. Принцип гуманизация, согласно которому предметной основой общечеловеческого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство. Принцип ненасилия предлагает развитие способности к принятию и понимания другого человека, формирование не насильственного отношению к природе, ко всему живому. Для социализации ребенка ему необходимо учиться взаимодействовать с другими людьми, а также познавать самого себя. Это служит основной для самовоспитания и самосовершенствования, становление ребенка, как существа социального. Принципиальным при этом является включение детей в процесс самопознания, выявление особенностей собственного характера, интересов, чувств внимания. Идея сотрудничества, в соответствии, с которым образуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя, построенная на демократических принципах.

Предметные. Пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.Учащимся получают общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края.
Подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре. Сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы.
Он ориентирован на приобщение учащихся к достижениям краеведческой культуры как части мировой. Связи событий происходивших в крае с общеисторическими событиями. Многие темы приурочиваются к тем или иным событиям, которые происходили одновременно и в стране и крае. Гражданское образование школьников предусматривает целостность педагогического процесса, осуществление в единстве воспитания и обучение, взаимосвязь учебной и внешкольной жизни ребенка. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя. Знакомство со знаменитыми людьми края. Литературные, музыкальные произведения народов, проживающих на территории области. Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры. Обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации, посредствам расширения представлений об окружающем мире, месте где человек родился. Чувствовать и осознавать себя частью большого этноса. Воспринимать красоту окружающего мир (людей, природу). Понимать ценность жизни, проявлять заботу и внимание к окружающему миру. Осуществляется уточнение и углубление знаний, оказывается помощь в самоопределении, выявлении смысла своей роли и своего назначения как в жизненном пространстве, так частично, и во времени. Для социализации ребенка ему необходимо учиться взаимодействовать с другими людьми, а также познавать самого себя. Это служит основной для самовоспитания и самосовершенствования, становление ребенка, как существа социального. Принципиальным при этом является включение детей в процесс самопознания, выявление особенностей собственного характера, интересов, чувств внимания. Получают представление о государстве и его признаках, но при этом не предусматривает обобщение этих признаков, заучивание определений.
Содержание программы позволяет ребенку развитие творческой деятельности.

Метопредметные связи с другими учебными предметами (русский язык и литературное чтение, история, обществоведение, ОБЖ), внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволяет более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания, становление мировоззрения, возникновения в них создании необходимых ценностных ориентаций. Владения умений работать в группе, работать с учебной литературой. Слушать партнера, аргументировать свою точку зрения. Сознательно организовывать свою учебную деятельность. Решать творческие задачи. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, продуктивно решать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.


методы и формы проведения занятий с детьми.

Методы реализации программы определяются возрастными особенностями детей.
1.Групповые формы работы. Изготовление поделок - макетов, просмотров видеофрагментов, экскурсии, прогулки, встречи с людьми разных профессий. Занятий могут проводиться не только в классе, но и на улице, в музее, библиотеке в зависимости от формы проведения и цели занятия.Организации занятий могут включать: рассказ, беседу, экскурсии, устные сочинения – миниатюры, беседы – рассуждения, выставки, вернисажи, экскурсии, воспитывающие ситуации,
2. Подготовка и участие в конкурсах и викторинах, создание творческих работ, игры-открытия, игры-фантазирования.
3. Индивидуальные формы работы. Чтение произведений краеведческой литературы и фрагментов статей периодической печати. Составление проектов, нахождение нужной информации в Интернете.
4. уроки – экскурсии.
Основные методы обучения

Обучения (монологический, диалогический, алгоритмический, показательный).
Преподавания (объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный).
Учения (репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный).
Воспитания (убеждения, упражнения, личный пример).

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;
Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.






Предполагаемые результаты программы курса внеурочной деятельности «Юный краевед».

1 Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются.
- приобретение детьми способности к саморазвитию; - анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей других людей; - сформированию у обучающихся:
А. положительных мотивов к получению знаний.
Б. приобретение основ гражданской идентичности.
В.формированию социально – смысловых установок, отражающих индивидуальность личностных позиций. Личностных качеств.
Г.Мотивированное и посильное и созидательное участие в жизни общества.
Д. ответственность за свою страну перед нынешнем и грядущем поколением.

2. Метапредметные результаты.
Сформированности у детей универсальных учебных действий, составляющих у детей основу умения учиться. Умения выполнять познавательные и практические задачи.
По результатам обучения внеурочного курса школьники научаться: планировать, организовывать свою познавательную деятельность.
- получать представления о предметных и понятиях, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
контролировать действия в соответствии с постановкой задачей;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- пользоваться различными способами поиска, сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
получать представления о предметных и понятиях, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
- вести поиск, сбор информации, описание объектов своей местности;
-вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.
- представлять информацию в виде презентации, творческого отчета.
-уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповых работ, вести диалог, аргументировать свою собственную точку зрения.

3. Предметные результаты курса внеурочной деятельности «Юный краевед».
Знать. архитектурные памятники родного края.
-Национальные традиции народов Ульяновской области.
-Знаменитых земляков прошлого и настоящего.
Знать.
- культуру нашего края;
- государственную символику России и ульяновской области – флаг, герб, узнавать гимн;
- историю возникновения ульяновскго края различных праздников;
- особенности одежды Симбирском губернии;
- традиции и обряды народов поволжь;
- знаковые события, происходившие в разные годы на территории края;
- героев великой отечественной войны, их вклад в победу страны;
-архитектурные памятники города;
- исторических личностей, прошлого;
Уметь:
- общаться со сверстниками в учебной, игровой и трудовой деятельности;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих дел;
- быть доброжелательным, вежливым, выдержанным в общении с родственниками, одноклассниками, соседями и другими взрослыми людьми;
- делать выбор модели поведения в конкретной ситуации;
- анализировать и оценивать свои поступки и других людей;
- пользоваться словами благодарности, извинения, приветствия, прощания, приглашения;
- увидеть, почувствовать, когда другому плохо, выразить сочувствие, оказать помощь;
- не причинять другому огорчения;
- находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость;
- сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи народов;
- пользоваться некоторыми источниками информации: составлять сообщения на основе текстового и иллюстративного материала;
- правильно вести себя в общественных местах;
- выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
- различать понятия «война», «мир»;
- иметь представление о празднике «День Победы»
- различать национальные праздники.



Формы контроля

В ходе реализации программы планируется использование следующих приемов:
словесные (мини-лекция, рассказ, беседа, диспут).
наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, натуральные наглядные пособия);
практические (наблюдения, экскурсии, практические работы);
использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Формирование знаний осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.
При организации занятий внеурочной деятельности предполагается использование следующих видов учебных занятий:
Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
Систематизация и обобщение знаний.
Учебное занятие по контролю, и коррекции.
7. Проектная деятельность.

При организации занятий внеурочной деятельности предполагается использование следующих форм организации учебного процесса:
1. Беседа.
2. Экскурсия.
3. Видео-занятие.
4. Самостоятельная работа обучающихся.
5 Практическая работа обучающихся (выставки, викторины, отчеты об экскурсии)
6. Сочетание различных форм учебных занятий.
7. Нетрадиционные (путешествия, интеллектуальные, этические игры, встречи с интересными людьми, тематические вечера и праздники).



Литература

Ульяновск – Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.1, в 2 –х томах.
Ульяновск – Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.2, в 2 –х томах.
Историческое краеведение, учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.
«Симбирский – Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения».
Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей.» Издю 2 – е Ульяновск: 1997г.
Буров Г.М. «Каменный век Ульяновского Поволжья». Путеводитель по археологическим памятникам. Приволж. кн. изд. Ул. отд., 1980г.
Кузминский Н.А. «Край наш родной». Учебное пособие. приволж. кн.изд. Ул. отд., 1985г.
8.»Родной город Ильича». Редакционная коллегия: Гайдашенко К.П., Гнутов М.А., Никитин М.И. Приволж. кн. изд. Ул. отд., 1986г.
«Ульяновцы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Ульяновск, ИПК ПРО, 1994г.
Саранцев И.П. «Трудовые резервы Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945г.г.). – Ульяновск УИПК ПРО, 2005г.
Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 1, 2002г.
Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 3, 1999г.
Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 4, 1999г.
Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 2, 2008г.
Историческая застройка Симбирска – Ульяновска (обзор). Составитель Свешникова О.А., Изд. «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск 2001г.
Электронные ресурсы.





Темы для самостоятельной работы учащихся.

Стоянки древних людей на территории Ульяновской области.
Наш край в составе Волжской Булгарии.
Наш край в составе Золотой Орды.
Симбирская земля в составе казанского ханства.
Крепости Богдана Хитрово.
Богдан Хитрово.
Поражение Степана Разина под Симбирском.
Емельян Пугачев в Симбирске. Пугачевский бунт.
Отечественная война 1812года и участие в ней Симбирян.
Подготовка проектов по отмене крепостного права Симбирскими помещиками
Симбиряне – декабристы.
Отмена крепостного права в Симбирской губернии.
Семья Ульяновых в Симбирске.
Строительство моста через Волгу
Работа Ульяновских предприятий в годы войны.
Развитие промышленности в период социализма.
Наука, культура, образовании





Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный краевед» . для 4 класса «Г» СКК 7 вида 34ч.


Наименование темы
Кол
ч
Требования к подготовке курса
Спецификация учебных элементов
Предметные задачи
Метопредметные задачи
Личностные задачи
Даты
План,
Дата фактич

Раздел 1: Наш край в древности
1








1. Что было на территории Ульяновской области в древности.

Знать: находки эпохи палеолита на территории Среднего Поволжья, изменения климата в период мезолита, хозяйственная жизнь населения, основные проблемы периода
Знать: причины наступления неолита в Северной Европе. Новые виды хозяйственной деятельности людей. Причина наступления мезолита.
Уметь: выделять существенные признаки неолита и мезолита, называть события, которые проходили на данном этапе, уметь показывать роль человека в исторических событиях

Палеолит, мезолит.
Использование исторической карты в качестве одного из основных источников информации. приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Использование современных источников информации, материалов на электронных носителях. Умения работать в группе.
Роль личности в развитии истории нашего краяю
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



Раздел 2: «Волжская Булгария».
2








2 Ккрай в составе Волжской Булгарии


3 Монголо – татарское нашествие
1


Знать: причины вторжение м.-т. В Волжскую Булгарию. Организация сопротивления.
Уметь: показывать по карте основные места военных походов, сражений уметь их характеризовать.
Знать: хозяйственную и культурную жизнь особенности и и отличия народов: булгар, буртасов. Уметь: характеризовать исторические понятия, выделять главные особенности в жизни народов, четко излагать исторические события. Правильно использовать научную терминологию. Показывать по карте места расселения народов..
11 – 12 в.в. – расцвет Волжской Булгарии
8 – 9 в.в. племена буртасов.
1223г. Вторжение на Волжскую Булгарию.
1236г. Завоевание государства. 11 – 12 в.в. –
Пропедевтический курс изучения истории своей страны
Способствовать сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Владение умениями работать в группе
Воспитание своей гражданской идентичности. Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений.



Раздел 3: «Период Золотой Орды и Казанского ханства».
1








4 Наш край в составе Золотой Орды.

Знать: историю образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения.
Уметь: показывать по карте территорию государств. Правильно использовать научную терминологию. Показывать по карте места расселенияю. Знать: воцарение крымской династии, участие местного населения в борьбе с ханством.
Уметь: характеризовать исторические понятия, выделять главные положения в названных периодах, четко излагать исторические события.
1251 - 1262г.г. перепись населения.
1236 г. Нашествие м.-т. На Среднее Поволжье.
Использование исторической карты в качестве одного из основных источников информации. приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Использование современных источников информации, материалов на электронных носителях.
Роль личности в развитии истории нашего краяю
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



Раздел 4:
«Основание Симбирска и освоение края в 17 – 18 в.
3








5 Богдан Хитрово
1
Знать: причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Карсунско- Симбирская черта. Социально – экономическое развитие края в период его освоения..
Уметь: четко излагать исторические события. Правильно использовать научную терминологию. Показывать по карте территории строительства сторожевых линий.
Б.М. Хитрово, сторожевые линии.
применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Использование современных источников информации, материалов на электронных носителях.

Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



6 Строительство Симбирска.


1

Знать: причины строительства Симбирска его планировку. Первые жители их образ жизни.
Уметь: показывать по карте основные места военных походов, сражений, их характеризовать.
1648 г. – основание Симбирска.
Симбирский кремль.
Использование исторической карты в качестве одного из основных источников
Формирование уважительного отношения к истории страны, к истории родногокрая.
Роль личности в развитии истории нашего края
Понимание культурного многообразия мира



7
Защита Симбирска от врагов

1




Знать: причины , ход восстания под предводительством С. Разина. Требования восставших. Неудачные попытки штурма.
Уметь: четко излагать исторические события, выделять этапы восстания. Объяснять причинно- следственные связи. Уметь показывать по карте места сражений и путь продвижения войск.
1 октября 1774 г. Плененный Пугачев в Симбирске. Граф Панин
1770 г. Осада Симбирска отрядами Разина, поражение восставших. 1 октября 1774 г. Плененный Пугачев в Симбирске. Граф Панин
Использование исторической карты в качестве одного из основных источников информации. приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Использование современных источников информации, материалов на электронных носителях.
Роль личности в развитии истории нашего краяю
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



Раздел 5:
«Симбирск и губерния в 19 веке».
4








8 Участие Симбирян в войне 1812года.

1



Знать: причины войны, действие регулярных войск, формирование ополчения. М.И. Кутузов, Дохтуров, Д. В. Тенишев. 1812г. в Симбирске сформирован пехотный полк.
Уметь: показывать по карте основные места военных сражений, их характеризовать, четко и последовательно излагать ход событий. Выделять этапы войны. Называть понятия, относящиеся к этому периоду. Называть даты основных сражений.
1812г. начало Отечественной войны.
1812г. в Симбирске сформирован пехотный полк.
Пропедевтический курс изучения истории своей страны. Умение работать по исторической карте.
Способствовать сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Владение умениями работать в группе
Воспитание своей гражданской идентичности. Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений.



9 Симбиряне, прославившие наш край.
1
Знать: причины восстания декабристов, их требования, последствия восстания. Биографию Симбирян – декабристов: Н.И. Тургенева (1789 1871г.г.), В.П. Ивашева 1797 – 1840г.г.), Ф.М. Башмаков 1780 – 1859г.г.). Уметь: характеризовать политическую обстановку накануне восстания и после него, излагать факты биографии декабристов, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.

Н.И. Тургенева (1789 1871г.г.).
В.П. Ивашева 1797 – 1840г.г.).
Ф.М. Башмаков 1780 – 1859г.г.).

применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Использование современных источников информации, материалов на электронных носителях. Роль личности в развитии истории нашего края.

Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



10
Как жили Симбиряне
1
Знать: социально – экономическое развитие края, дворянские проекты по отмене крепостного права, проведение реформы.
Уметь: характеризовать социально – экономическую обстановку периода , называть понятия, относящиеся к этому периоду, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.
1861г. Отмена крепостного права.
1857г. Начало работы Симбирского комитета. Пореформенное положение крестьян.
применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия родного края.
Роль личности в истории. Использование современных источников информации, материалов на электронных носителях.

Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



11 занятия я Симбирян во второй половине 19 века.
1
Знать: развитие экономики края, виды торговли.
Уметь: характеризовать экономическую обстановку во второй половине 19 века, называть понятия, относящиеся к периоду, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории. Знать: быт и нравы Симбирского дворянства; основа дворянского благосостояния, дворянство за службу. Меценатская деятельность дворян.
Уметь: показывать роль личности в истории края
1884г. Пожар в Симбирске.
1878г. Утверждение Симбирского герба. Владимир Николаевич Поливанов (1849 – 1915г.г.). Михаил Петрович Баратаев (1784 – 1856г.г.). Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859г.г.).
Пропедевтический курс изучения истории своей страны
Способствовать сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Владение умениями работать в группе
Воспитание своей гражданской идентичности. Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений.



Раздел: 6 «Семья Ульяновых в истории нашего города».
4








12
Приезд в Симбирск Ульяновых.
1
Знать: историю семьи Ульяновых, их приезд в Симбирск. Назначение И.Н. Ульянова на должность инспектора, затем директора народных училищ. Дома, в которых жила семья Ульяновых: дом Прибыловских, дом Жарковой на Стрелецкой улицы, ул. Московская, ул. Покровская.
Уметь: Показывать роль личности в истории.
1874г. Назначение И.Н. Ульянова (1831 – 1886г.г.) на должность директора народных училищ. 10 (22) апреля 1870г. рождение сына Владимира.

Пропедевтический курс изучения истории своей страны
Способствовать сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Владение умениями работать в группе
Воспитание своей гражданской идентичности. Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений.



13, 14. 15, Экскурсия в дом – музей Ульяновых.
Отчет об экскурсии.

3





Знать: историю семьи Ульяновых, их приезд в Симбирск. Назначение И.Н. Ульянова на должность инспектора, затем директора народных училищ. Дома, в которых жила семья Ульяновых: дом Прибыловских, дом Жарковой на Стрелецкой улицы, ул. Московская, ул. Покровская. Уметь: показывать роль личности в истории. Называть ключевые факты из биографии семьи.
Уклад семьи Ульяновых.
Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству.приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



Раздел: 6 Этнография народов Среднего Поволжья.
4








16, 17, 18, 19.
Наш могонациональный край.
4
Знать: быт и нравы народов Среднего Поволжья: чуваш. Татар. Мордвы. Вклад просветителей в развитие образования, науки. Меценатская деятельность передовых людей.
Уметь: показывать роль личности в истории края и страны. Национальные традиции народов.
Яковлев Иван Яковлевич (1848 – 1930г.г.)
Авксентия Филипповича Юртова (1854
Макар Евсевьевич Евсеев.
Умение работать по исторической карте. Готовность к сотрудничеству. приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Освоение традиционных ценностей многоационального российского общества
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



Раздел: 7
«Культура края в 19 веке».
4








20 Знаменитые Симбиряне. Н. Карамзина, И. Гончарова.
1
Знать: биографию выдающихся Симбирских жителей.
Уметь: показывать роль личности в истории страны. Четко последовательно излагать учебный материал.
И. Гончаров (1766 – 1826г.г).
Н. Карамзин(1766 – 1826г.г).
.
применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Использование современных источников информации, материалов на электронных носителях.

Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



21 22
Пройдись по улочкам Симбирска.
2
Знать: особенности развития архитектуры в Симбирске. Биографию Шодэ и Ливчака, архитектурные стили в которых работали архитекторы.
Уметь: показывать роль личности в истории страны, знать биографию архитекторов. Четко последовательно излагать учебный материал. Творчество Симбирских архитекторов. Шодэ А.А., Ливчак Ф.А. Бенземан
Шоде Август Августович (1864 – 1918г.г.).
Ливчак Федор Адольфович (1815 – 1854г.г.).
Бенземан Иван Адольфович (1815 – 1854г.г.).
Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



23Литературная жизнь в Симбирске. Чтение художественных книг писателей.
1
Знать: особенности развития, достижения литературы, музыкального искусства. Биографию Симбирских поэтов, их литературные произведения.
Уметь: называть характерные, отличительные, противоречивые признаки литературной жизни общества данного периода, называть имена личностей, которые внесли свой вклад в формирование духовной жизни.
Художественная культура.
Н. М. Языков.
Д.Н. Садовников.
Д.Д. Минаев.
С.Т. Аксаков.
Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. Расширять опыт оценочнойдеятельности.

Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



24 Классическая архитектура Симбирска 19 века
1
Знать: особенности архитектурного облика Симбирска в конце 19 века.
Уметь: называть характерные, отличительные, противоречивые архитектурных стилей данного периода, называть имена личностей, которые внесли свой вклад в формирование архитектурного облика города.
9 июня 1871г. Приняты «Постановления Симбирской городской думы по Благоустройству г. Симбирска
Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



Раздел 8
25 26
«Строитеимператорского моста через Волгу»
2
1916г. начало строительства императорского моста через Волгу. Трудности в строительстве. Столыпин. Трудности строительства.
1916г. Строительство моста.
Расширение опыта оценочной деятельности осмысления деятельности личностей и народов нашего края.
Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.
предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



Раздел: 9
. 27 28
«Ульяновцы участники Отечественной войны».
2

Участие ульяновцев в войне 1941 – 1945г.г. под Сталинградом, на огненной дуге,Ленинградское сражение
экономическую и аграрную политику области в годы войны. Эвакуация заводов: Харьковский электоромеханический завод ныне «Контактор», ф –ка «КИМ», Московский автомобильный завод, приборостроительный завод. Показывать роль личности в истории.

Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



Раздел: 10
«Культура Ульяновской области в 20 веке».
2
«Культура Ульяновской области в 20 веке».ападное и восточное направления во внешней политике страны. мический застой.







29, 30 Культурные места в Ульяновске.

Знать: становление драматического театра в Ульяновске. Деятельность актеров в Ульяновском театре.
Уметь: характеризовать перемены, происходившие в развитии драматического театра, излагать учебный материал, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.

Стриженов Глеб Александрович (1925 – 1985г.г.).
Родина Лия Ефимовна (1921 – 2000г.г.).
Леонтьева Валентина Михайловна (1923 – 2007г.г.).
Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



31.Наши знаменитые современники.

Знать: основание филармонии симфонического оркестра в Ульяновске. Деятельность музыкальных коллективов..
Уметь: характеризовать перемены, происходившие в развитии филармонии и симфонического оркестра, излагать учебный материал, отвечать на поставленные вопросы.
1944г. основание филармонии.
Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



32, 33
Защита творческих проектов.
2
Знать: основные события данного периода. Выдающиеся личности, деятельность архитекторов, творчество художников, Литературную деятельность писателей и их вклад в развитие края.Уметь: характеризовать социально – экономическую обстановку периода, называть даты и понятия, относящиеся к периоду, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.

Умение работать в группе. Готовность к сотрудничеству. применять исторические знания приобретение опыта активного освоения исторического наследия

Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.
Способность решать творческие задачи предавать информацию в различных источниках
Понимание культурного многообразия мира к мировоззрению культуре исторической личности



34
Итоговое повторение курса
1
Знать: фактический к материал по краеведению.Уметь: характеризовать исторические понятия четко излагать события по истории родного края. Правильно использовать научную терминологию. Объяснять причинно следственные связи.








Заголовок 415