Рабочая программа внеурочной деятельности Юный краевед


Управление по делам образования и здравоохранения
Администрации Курского района
МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области

Рассмотрено на заседании
МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №1 от «29» августа 2015г.
Руководитель МО
_______________ /Н. И. Рощина/


Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2015г
Председатель педагогического совета
____________ /В. Я. Ильюта
Утверждаю
Директор лицея
_____________ /М. М. Шелехов/
Приказ № ____
от «____»______________2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Направление: проектная деятельность
Возраст: 11-12 лет
2015 – 2016 учебный год
Руководитель: Мелихова Надежда Владимировна




Пояснительная записка

Для образования и социализации школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 11- 13 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту.
Явная низкая мотивация школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В пятом классе, в период адаптации детей в новом возрастном звене , я предлагаю содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Программа детского объединения учащихся «Юный краевед» изучается в 5-м классе в рамках внеучебной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

Основная образовательная программа ООО МБОУ «Полевской лицей»;
Программы формирования универсальных учебных действий;
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, рег.№19993.

Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановка проблемы, формулирование темы;
целеполагание, выдвижение гипотез;
ознакомление с литературой по данной проблематике;
овладение методами проектной деятельности
сбор собственного материала, его анализ;
обобщение, выводы;
защита работы.

Цели и задачи:
Углубить и расширить знания учащихся по истории Курской области, Курского района, деревни Полевая, школы.
Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.
Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.
Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Программа дополнительного образования «Юный краевед» предназначена для детского объединения учащихся 5 классов.
Программа рассчитана на 35 часов в год, в неделю 1 час.
Принципы построения программы:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Встречи с интересными людьми
Мини-сочинения
Походы, экскурсии
Конкурсы, викторины
Составление презентаций Power Point
Что должны знать и уметь воспитанники:
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Составлять доклады, рефераты
Оформлять дневник экскурсии (похода)
Применять полученные знания на практике
Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
Практиковаться в умении проводить экскурсии


Ожидаемые результаты реализации программы:
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности «Юный краевед» для учащихся 5 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.









Учебно-тематический план

№ п/п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика

1
Моя родословная
8
4
4

2
Малая родина – моя деревня, район
10
6
4

3
Начальные навыки туризма
5
2
3

4
Охрана природы
6
4
2

5
Поиск
3
2
1

6
Литература моего края
5
3
2

Итого:
35 часов



Содержание программы
1. Моя родословная.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка, района, области.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
3. Герб семьи
2 . «Малая родина – мой посёлок, район»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом.
История школы. Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
3. Начальные навыки туризма – 5 ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия: 1. Поход в лес.
4. Охрана природы – 6 ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды, «Красная книга»
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
5. Поиск – 3 ч.
Война – глазами очевидцев
Оформление записей, фотоматериалов
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
6.Литература моего края -5 ч.
Писатели Соловьиного края
Литературные традиции
Оформление докладов, проектов.

Список литературы
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
10. Учительская газета, № 15, 2006 год.
11. Учительская газета, № 21, 2006 год.
12. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
13. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения.
//Начальная школа, 2008. № 12.





Календарно – тематическое планирование



Раздел 1. «Моя родословная»

№п/п
Дата планируемая
Дата фактическая
Тема
Содержание занятия. Форма проведения
Кол-во
часов
Примечания

1


Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.
Вводная беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?
1


2


Имя твое
Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах.
1


3


Фамилия – флаг семьи
Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах.
1


4,5


Моя семья. Семейные традиции.
Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.
2


6


Семейные гербы
Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России
1


7,8


Летопись семьи ,Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»
Составление генеалогического древа семьи.
2




Раздел 2 «Малая родина - мой поселок, район»

9,10


Моя школа - мой дом.
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.
2


11,12


Учителя нашей школы
Сбор материала об учителях школы
2


13,14


Церкви в нашем сельсовете
Изучение истории церквей
2


15,16


Мой посёлок, район. За что люблю.
Беседа. Составление небольших рассказов о своей малой родине
4




Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

17,18


Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу.
Беседа. Практическая работа: укладывание рюкзака.
2


19,20


Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила техники безопасности.
Практическая работа
2


21


Поход в лес
Экскурсия.
1




Раздел 4 «Охрана природы»

22,23


Растительность нашего края.
Беседа. Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения.

2


24,25


Животный мир нашей местности.
Сбор информации о животных местности.
2


26,27


Защита проекта «Наша экологическая тропа»

2




Раздел 5 «Поиск»

28


Война глазами очевидцев.
Оформление записей, фотоматериалов.
1


29


Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»
Конкурс презентаций
1


30


Фотовыставка “Живи, родной край!”
Сбор фотографий с видами посёлка. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.
«Мой посёлок, район».
1






Раздел 6 «Литература моего края»
№п/п
Дата планируемая
Дата фактическая
Тема
Содержание занятия. Форма проведения
Кол-во
часов
Примечание

31,32


Война глазами очевидцев.
Изучение биографий и произведений писателей земляков.
2


33,34


Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»
Литературные традиции края, особенности литературы.
2


35


Фотовыставка “Живи, родной край!”
Защита итоговых работ.
1













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15