Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный краевед.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Рассмотрено
на заседании МО учителей начальных классов
МБОУ «Рыльская СОШ №4»
Протокол
от «___»__________ 2016г. № __ Принято
решением педагогического совета
Протокол
от «__»_________ 2016 г. №__ Утверждено
Приказом МБОУ «Рыльская СОШ №4»
От «__»____________ 2016г. № _____
Директор
_____________________ (Пёхов С.И.)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный краевед».
4 года
(срок реализации)
6,5 - 10 лет
(возраст обучающихся)
Составитель:
Коробова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов.
г. Рыльск
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юные исследователи родного края» составлена для работы с детьми младшего школьного возраста и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, его достопримечательностями, природой и культурными ценностями, традициями своей школы.
Необходимость изучения в школе особенностей своего края прописана в законе «Об образовании». Для более детальной работы возникла необходимость организации исследовательской деятельности в начальной школе. Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины.
Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи, быть наблюдательным.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Обучающиеся научатся получать информацию путём собственных наблюдений, приобретут первые знания по исследованиям, усвоят правила организации наблюдений. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь обучающихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории города Рыльска и района. Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам «окружающий мир и литературное чтение». Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в исследовательский процесс на самой ранней стадии развития.
Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края, истории своей школы и семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей обучающихся.
Отличительными особенностями программы являются ее результативность и доступность, простота в использовании.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни города, актуальность, воспитательная ценность.
Актуальность. Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, своей семьи, любви к земле, на которой родился.
Цели программы:
Изучение исторических сведений о городе Рыльске, прошлого нашего края, знаменитых его земляках, истории становления и развития своей школы, природных особенностей родного края;
формировать гражданственность, патриотизм, нравственное поведение, общую культуру
Задачи программы:
• Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народа.
•Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями родного уголка.
• Способствовать развитию у обучающихся навыков познавательной, творческой деятельности.
• Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
• Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
• Воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней.
• Воспитание у обучающихся патриотических чувств, гордость и уважение за свой народ
• Формирование интереса к изучению родного края.
Содержание программы внеурочной деятельности кружка " Юные исследователи родного края ", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина города Рыльска, Курской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности «Юные исследователи родного края» предназначена для обучающихся 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения детей 7 - 10 лет. Объем программы 135 часов , 1 час в неделю. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45минут, (в 1 классе - используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии).
Направление: духовно-нравственное.
Занятия проводятся в учебном кабинете № 26, закрепленном за классом.
Программа является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Курской области в последующие годы обучения.
Программа кружка " Юные исследователи родного края " способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:• доступность;
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к обучающимся.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации обучающихся:
- беседа, экскурсии
- практическая работа
- работа с картой России, Курской области, города Рыльска
- работа краеведческого музея
- сообщения детей на различные темы
- конкурсы, игры, праздники
-встречи с интересными людьми
-защита проектов
-компьютерные презентации и др.
Первый уровень результатов освоения программы кружка "Юные знатоки родного края" будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: походы на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в Рыльский краеведческий музей, презентации проектов
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота Родины. Убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко–культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юные исследователи родного края» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Учебно-тематический план внеурочной деятельности
«Юные исследователи родного края»
1.Раздел: Мой край: природа, история, культура (14ч).
2. Раздел. История возникновения города Рыльска (12ч)
3. Раздел: Мой дом. Моя улица (10ч)
4. Раздел. Мы – друзья природы (20ч)
5. Раздел: Природа родного края (24ч)
6. Раздел: Достопримечательности нашего города(16ч)
7. Раздел: Кем быть? (10ч) 8. Раздел: История родной школы (10 ч)
9. Раздел: Наш край в годы Великой Отечественной войны (6 ч)
10. Раздел: Таланты родного края (10 ч)
11. Раздел: Портфолио юного исследователя (3ч).
Календарно - тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Вид занятий (форма, метод) Содержание Дата
По плану По факту
1.Мой край: природа, история, культура (14ч).
1-2 Я и моя семья. 2 Детское творчество. Рисунок своей семьи. 3-4 Моя родословная. 2 Проектная работа Составить родословное древо. 5-6 Я и моя семья. Моя игрушка, увлечения членов моей семьи, семейные традиции. 2 Выставка Выставка «Мир моих увлечений».
Защита проектов. 7-8 Мои предки. 2 Семейные альбомы. Старая фотография рассказала… 9-10 Экскурсия в детскую библиотеку. 2 Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы Прочитаешь – много узнаешь. 11-12 Мои питомцы. 2 Детское творчество Проектная деятельность. 13-14 Я и моя семья. Как жили раньше и как теперь. 2 Экскурсия Экскурсия в Рыльский краеведческий музей (исторический зал). 2. История возникновения города Рыльска (12ч)
15-16 С чего начинается Родина 2 Детское творчество Рисование своего города. Выставка рисунков 17-18 Край, в котором я живу 2 Экскурсия Обзорная экскурсия в Рыльский краеведческий музей. Три легенды о возникновении названия нашего города Рыльска 19-21 Символы нашего города 3 Сбор информации История Рыльской символики 22-24 Фотосессия «Моя малая родина» 3 Прогулка Фотографируем свой город 25-26 Фотогазета «Древнерусский город Рыльск» 2 Детское творчество Оформление материала в «Творческой гостиной» 3. Мой дом. Моя улица (10 ч)
27-30 Мой дом. 4 Сбор информации Сбор информации об истории названий улиц города Рыльска. 31-32 Проект «Улицы моего города» 2 Защита проектов Исторические объекты, мемориальные доски..33-36 Любимые места моей улицы. 4 Сбор информации.
Защита проектов. Рисунки, рассказы детей. 4. Мы – друзья природы (20ч)
37-40 Акция «Покормите птиц зимой» 4 Развешивание кормушек «Птичье кафе» подкормка птиц 41-42 Создание листовки «Покормите птиц зимой» 2 Конкурс на лучшую листовку Оформление материала в «Творческой гостиной» 43-44 Листовка «Птицы – наши друзья» 2 Прогулка Развешивание листовок на информационных стендах города 45-46 Наблюдаем за птицами 2 Фотовыставка Фотовыставка «На моей кормушке» 47-48 КВН 2 Интеллектуальная игра Викторины, загадки, ребусы, кроссворды о птицах нашего края 49-52 Проект «Покормите птиц зимой» 4 Сбор информации КТД. Участие в районном конкурсе 53-56 Растения в школьном дворе. 4 Наблюдения за растениями в школьном дворе. Сор гербария. 5. Природа родного края (24ч)
57-58 Природа родного края 2 Конкурс рисунков Рисование города в разные времена года 59-61 Большие и малые реки нашего города 3 Экскурсия Экскурсия к реке Сейм. Охрана малых рек: Дублянка и Рыло. 62-64 Лес – наше богатство 3 Экскурсия Экскурсия в лесхоз, посещение питомника 65-66 Заповедные места нашего края 2
Устный журнал Заповедные места: Лезвино, Малино, Пригородная Слободка, озеро Званное,Боровское67-70 Красная книга Курской области 4 Заочное путешествие Просмотр фильма 71-74 Сохраним природу – значит сохраним Родину. 4 Детское творчество Книжки-малышки «Природа родного края» 75-76 В осеннем лесу. 2 Экскурсия Сбор природного материала 77-80 Поделки из природного материала родного края. 4 Творческая мастерская Оформление материала в «Творческой гостиной» 6. Достопримечательности нашего города (16ч)
81-82 Достопримечательности нашего города 2 Экскурсия Дом, где останавливался царь ПетрI, храмы города, дом купца Шемяки, Филимоновых. 83-84 Сны нашего города 2 Детское творчество Наш город в будущем 85-86 Поход на гору Ивана Рыльского 2 Прогулка История возникновения горы Ивана Рыльского 87-92 Проект «Древнерусский город Рыльск» 6 Сбор информации Защита проектов 93-94 Что? Где? Когда? 2 Игра Заседание клуба «Знатоки родного края». Подведение итогов. Награждение активных участников. 95-96 Экскурсия в музей: что скрывает гора Ивана Рыльского. 2 Историческая информация о находках на горе Ивана Рыльского Исторические находки на горе Ивана Рыльского. 7. Кем быть? (10ч)
97-98 Все работы хороши – выбирай на вкус. 2 Заочное путешествие Знакомство с учебными заведениями города Рыльска 99-100 Кем быть? 2 Ролевая игра Выступление детей. 101-102 Путешествие письма 2 Экскурсия Экскурсия на почту. 103-106 Профессии моих родителей 4 Сбор информации Создание альбома. Оформление материала в «Творческой гостиной» 8. История родной школы (10ч).
107-108 Моя школа. 2 Сбор информации История моей школы.
109-110 Наш школьный двор. 2 Прогулка по школьному двору. Учимся смотреть и видеть. 111-112 Традиции школы 2 Сбор информации Защита проектов 113-114 Родители – выпускники школы. 2 История щколы-история моей семьи. Оформление материала в «Творческой гостиной» 115-116 Наш класс 2 Портфолио класса Достижения обучающихся. 9. Наш край в годы Великой Отечественной войны (6 ч)
117-118 Расскажи о своем герое 2 Творческая работа Сочинение о своём дедушке. 119-120 Места боевой славы. 2 Исследовательская работа Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”. 121-122 Поклонимся великим тем годам… 2 Концерты для ветеранов войны, участников боевых действий. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. 10. Таланты родного края (10 ч)
123-124 Писатели и поэты. 2 Произведения Рыльских поэтов. Конкурс чтецов. 125-126 Мастера своего дела. 2 Экскурсия в музей Творческая выставка земляков. 127-128 История города в памятниках 2 Сбор информации Защита проектов. 129-130 Художники нашего города.
2 Картины Рыльских художников. Экскурсия в художественный салон. 131-132 Проект «Григорий Шелехов - Колумб Российский» 2 Сбор информации Защита проектов. 11. Портфолио юного исследователя (3ч)
133-135 Подведение итогов работы 3 Анализ исследовательских и творческих работ. Защита портфолио. В результате освоения программ дети должны знать:
Исторические сведения о городе Рыльске, основные версии происхождения названия, знаменитых земляках города, связь Аляски с нашим краем.
В каком году возник город Рыльск и Курская область, когда была построена школа №4.
Причины, побудившие к образованию исторических зданий и объектов на территории города.
Исторические особенности возникновения данных объектов и особенности их становления и развития
Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города.
Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края.
Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой, активное участие в акции «Покормите птиц зимой».
К концу обучения школьники должны уметь:
Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.
Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов.
Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Список литературы
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 9785090210584.
Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Чалых Н.Н. «Рыльск. История с древних времен до конца XX века»
Щеголев О.Н. «Город Рыльск. Хрестоматия» .М.: «Эксмо», 2010г
Федоров С.И. «Марьино». М.: «Советская Россия», 1989г. -190с.
«Курскинформпечать», 1994г.-315с.