Рабочая программа внеурочной деятельности Юный краевед


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Рассмотрено»
Методическое объединение учителей
Протокол №____
от«___» августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
______/С.В.Демидова./
«____» августа 2016г.
«Утверждено»
Директор
___________/Н.В.Порядина/
Приказ №
от «_____» августа 2016г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный краевед»
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ФИО учителя: Афонасьева Н.В.
Тип программы: адаптированная
Возраст детей:11 лет
Срок реализации : 1 год
Руководитель:Афонасьева Н. В.
Должность: учитель географии
2016– 2017 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, историй и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческой деятельности.
Занятие краеведением позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристических походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизаций и самоуправления, общественной активности и дисциплины, что в конечном итоге и определяет потенциал краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания .В процессе освоения курса школьники получат навык находить местоположение своего района, края на карте Пермского края, Россий; смогут вести наблюдения, поиск и сбор материалов, делать описание объектов своей местности.
Учащиеся учатся наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и природой, вырабатывая тем самым собственное нравственное отношение к окружающему миру, стремясь улучшить его.
Третий раздел программы рассчитан на ознакомление учащихся с историей своего края. Встречи с земляками, экскурсии способствуют более полному пониманию учеников значимости малой Родины.
Вид программы – адаптированная.
Цель и задачи программы:
способствование развитию природоведческой и экологической культуры учащихся.
Задачи:
Образовательная:
Ознакомление с природными особенностями и историей своего края.
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Развивающая:
развитие интереса к географии как к учебному предмету;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской деятельности;
совершенствование общего географического развития;
развитие творческих способностей;
Воспитательная:
воспитание любви и уважения к родному краю, формирование экологической культуры
Отличительные особенности программы
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану.
Технологии:
разноуровневое обучение;
развивающее обучение;
обучение в сотрудничестве;
игровые;
коммуникативная технология.
Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Особенности возрастной группы
Возраст детей: 11-12 лет.
Особенности набора детей: свободный.
Число обучающихся: 7 человек, списочный состав группы.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 34 часа, 1 года обучения.
Число часов в неделю – 1 час.
Формы организации занятий:
- беседа;
- работа со словарями;
- конкурсы, викторины;
- познавательно-развлекательные игры;
- работа с дидактическим материалом;
- просмотр и анализ текстов;
- составление кроссвордов, ребусов;
- презентация;
- проектная деятельность.
Формы контроля
Конкурсы, викторины, тестовые задания, составление кроссвордов.
На каждом занятии прослеживается три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Планируемые результаты
- Знание учащимися географии и истории родного края.
- Умение выполнять практические работы каждого раздела.
Использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
Использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
Понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Формируемые УУД при реализации данной программы
результаты формируемые умения
личностныеУУД умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметные результаты
регулятивные УУД самостоятельно формулировать тему и цели ;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные
УУД перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
коммуникативные УУД
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать точку зрения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы «Юный краевед»:
Организационное занятие
Знакомство учащихся с целью, задачами, с методикой проведения занятий, с планом работы. Распределение обязанностей среди обучающихся, заполнение анкеты.
Раздел 1. Природа родного края
Географическое положение и краткая историческая справка
Свой край, своя местность, своя малая родина. Местоположение своего района на карте Пермского края, России. Территория, границы, конфигурация. Краткая историческая справка.
Практическая работа: на контурной карте края выделение границ, рек, населённых пунктов.
Геологическое строение и рельеф Пермского края .
Геологическое строение, характерные горные породы, их состав.
Полезные ископаемые района и края. Рациональное использование и охрана недр. Рельеф. Работа поверхностных вод. Овраги. Работа подземных вод.
Практическая работа: изучение характерных горных пород края. Экскурсия по ближайшему оврагу и описание по плану.
Атмосфера и человек.
Атмосфера и человек. Источники загрязнения воздуха района и края. Экологические последствия загрязнения атмосферы.
Потепление климата. Климат района и края. Времена года, характерные признаки. Изучение и охрана атмосферы.
Практическая работа: введение календаря погоды ( температура, направление и сила ветра, облачность, осадки). Ведение фенологических наблюдений: определение даты интенсивного снеготаяния и схода последнего снега, появление первого снега и установление снежного покрова.
Воды Суксунского района и Пермского края
Вода в природе и в жизни человека. Реки. Озёра. Плакун, Суксунский пруд – памятники природы. Деятельность школьников по охране вод.
Практическая работа: выявление характера и источников загрязнения вод (запах, привкус, масляные пятна, жёсткость, окраска)
Почвы Суксунского района и Пермского края
Отличительные признаки местных почв. Сохранение и повышение естественного плодородия почв.
Практическая работа: работа с коллекцией местных почв.
Растения и животные Суксунского района и Пермского края
Растения и животные края и района. Суксунский заказник. Особо охраняемые территории. Красная книга Среднего Урала. Растительный
И животный мир лесов, лугов, водоемов.
Практическая работа: экскурсия в Суксунский заказник.
Раздел 2. Экология родного края
Понятие об экологии. Природные взаимосвязи. Желательные и нежелательное вмешательства человека в экосистемы. Здоровье человека. Личная ответственность каждого человека за состояние природной среды. Значение экологических знаний в жизни человека.
Практическая работа: исследование по оценке населения привлекательности своего местопроживания (анкетирование и анализ)
Раздел 3. Из истории родного края.
Населенные пункты района. Из истории селений.
Памятники природы. Плакун. Суксунский бор. Суксунский пруд. Историко- природный комплекс «Чекарда»
Формирование сылвенских марийцев. Календарные и обрядовые праздники сылвенских марийцев. Памятники природы нашей местности. Священная роща. Древний могильник Чучке Калык .
Замечательные люди края и их творчество.
Практическая работа: составить маршрут экскурсии по памятным местам.
Учебно-тематический план
Разделы программы, темы Количество часов теория практика
Природа родного края 25 20 5
Экология родного края 3 2 1
Из истории родного края 6 4 2
Итого: 34 26 8
9.Календарно-тематическое планирование
№п\п № Тема Основное содержание Дата Примечание
1 1 Организационное занятие
6.09 2 2 Природа и экология Пермского края. Источники и методы изучения родного края.
Географическое положение района и края Определение географического положения района и края Природа и экология Пермского края. Источники и методы изучения родного края.
Работа с дополнительной литературой.
13.09 3 3 Геологическое строение Пермского края. Отпечатки древней жизни. Геологическое строение Пермского края. Отпечатки древней жизни. 20.09 4 4 Полезные ископаемые Полезные ископаемые. Различение по внешним признакам горных пород 27.09 5 5 Рациональное использование и охрана недр. Рациональное использование и охрана недр. Приемы. 4.10 6 6 Рельеф. Работа поверхностных вод. Овраги. Основные формы рельефа. 11.10 7 7 Работа подземных вод. Виды вод 18.10 8 8 Организация противоэрозионных мероприятий в школе. Организация противоэрозионных мероприятий в школе. 25.10 9 9 Источники загрязнения воздуха Перми и Суксунского района Источники загрязнения воздуха Перми и Суксунского района 8.11 10 10 Экологические следствия загрязнения атмосферы. Потепление климата Экологические следствия загрязнения атмосферы. Потепление климата. Причины 15.11 11 11 Климат края и района. Времена года, характерные признаки Климат края и района. Времена года, характерные признаки. Факторы 22.11 12 12 Природные катаклизмы Природные катаклизмы. Причины экологических проблем. 29.11 13 13 Изучение и охрана атмосферы
Изучение и охрана атмосферы
6.12 14 14 Реки края. Кама, Сылва – памятники природы. Исток, устье, бассейн реки, речная система, питание, хозяйственное значение, экология 13.12 15 15 Озера. Болота. Подземные воды.
Родники. Озера. Болота. Подземные воды.
Особенности происхождения и значение. 20.12 16 16 Питьевая вода края. Состояние родников. Питьевая вода края. Состояние родников. 27.12 17 17 Источники загрязнения вод. Источники загрязнения вод.
Выявление характера и источников вод (запах, привкус. Масляные пятна, жесткость, окраска) 17.01 18 18 Охрана вод нашей местности Практическая деятельность школьников по охране вод 24.01 19 19 Охрана вод нашей местности Практическая деятельность школьников по охране вод 31.01 20 20 Почвы. Сохранение и повышение плодородия почв. Почвы. Сохранение и повышение плодородия почв. Противоэрозионные меры. 7.02 21 21 Растения и животные края Типичные представители животного и растительного сообщества 14.02 22 22 Национальные парки и заказники Национальные парки и заказники края 21.02 23 23 Особо охраняемые территории. Суксунский заказник. Особо охраняемые территории края и района. Суксунский заказник. 28.02 24 24 Особо охраняемые территории. Суксунский заказник Особо охраняемые территории края и района. Суксунский заказник. 7.03 25 25 Красная книга Среднего Урала. Красная книга Среднего Урала. Представители флоры и фауны. 14.03 26 1 Понятие экологии. Природные связи. Понятие экологии. Природные связи. Взаимосвязь природных компонентов. 21.03 27 2 Вмешательство человека в природу. Вмешательство человека в природу.
Здоровье населения. Значение экологических знаний в жизни человека. 4.04 28 3 Вмешательство человека в природу. Вмешательство человека в природу.
Здоровье населения. Значение экологических знаний в жизни человека. Оценка привлекательности своего место проживания 11.04 29 1 Из истории населенных пунктов Суксунского района Из истории населенных пунктов Суксунского района 18.04 30 2 Памятники природы нашего района. Суксунский пруд. Суксунский бор. Памятники природы нашего района. Суксунский пруд. Суксунский бор. 25.04 31 3 Формирование сылвенских марийцев. Календарные и обрядовые праздники. Формирование сылвенских марийцев. Календарные и обрядовые праздники. Праздники осенне-зимнего и весенне – летнего периодов 2.05 32 4 Памятники природы нашей местности. Древний могильник Чучке Калык. Рощи. Янгыльда Памятники природы нашей местности. Древний могильник Чучке Калык. Рощи. Янгыльда 16.05 33 5 Люди нашей земли. Художники, поэты, писатели, династии, ветераны, жители 23.05 34 6 Повторительно- обобщающий урок по курсу «Природа и экология родного края» Творческий урок. Составление маршрута экскурсий по памятным местам, природным, историко-культурным достопримечательностям Защита экскурсионных маршрутов. 30.05 10.Обеспечение реализации программы
Кадровый ресурс:
учитель
Материально-технические ресурсы:
наличие словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
компьютер с художественным программным обеспечением;
мультимедиа – проектор;
магнитная доска;
экран навесной;
фотокамера цифровая.
Список литературы для учителя:
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.
2. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: Просвещение,1977.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.
4. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос,
1984.
5. Бобина С.С. Рудыка И.А. География. Суксунский район.Пермь,2009
6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к уро¬кам. - Волгоград:
Учитель, 2003.
7. Сборник загадок: пособие для учителей / сост. М. Т. Карпенко. – М.: 1988.
Список литературы для учащихся:
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.
2. Балбышев, И. Н. Родная природа. – Л.: 1975.
3. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: 1977.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001
5. Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Терра, 1992.
6. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.
7. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.:
Колос, 1984.
8. Все обо всем. Энциклопедия для детей. - М.: Слово
АСТ, 1998.-т. 5.
9.Из жизни марийского этноса Прикамья. Пермь,2001
10. Назаров Н.Н. Шарыгин М.Д. География Пермская область. Пермь,1999
11.Назаров Н.Н. Циберкин Н.Г. Природная география Пермской области. Хрестоматия. Пермь,2001
. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся).- М.: Просвещение,
1990.
12. Стрижев, А. Н. Профиль года. – Человек и природа. – М.: 1978.