Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах Юный краевед
Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель моей работы, как педагога – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Занятие внеурочной деятельности проводятся в 5 классе, рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего 34 часа.Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.Личностные результаты обучения.
Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
Через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
Развивать гибкость мышления и поведения.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы.
Метапредметные результаты обучения
Сформировать системное представление о Башкортостане как целостном географическом регионе;
Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;
Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Виды деятельности, направленные на достижение результата
Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.
Проведение картографического анализа.
Составление бизнес-плана.
Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
Осуществление систематизации исследовательских материалов.
Экскурсии на местные предприятия.
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект,
Круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант,
Экскурсия. Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.
Организация проектная и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Программа носит проектно-исследовательский характер:
Научно-исследовательская работа и «История моего народа»-5 класс.
Проектная работа «Святой источник с.Нижнеулу-Елга - культурное наследие моего народа»-5 класс.
Исследовательской работы «Красная книга», построение профиля, составление зоогеографической карты -6 класс.
Исследовательской работы «Составление профиля села», оформление контурной карты РБ, Ермекеевского района, построение изогипс, составление карты расположения полезных ископаемых. -7 класс.
Проектная работа « Ря», составление климатограммы и климатической карты села, составление профиля реки Ря-8 класс.
Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство), составление карты посевов-9класс.
Духовно-нравственное развитие учащихся.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы.
СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа кружка «Юный географ» предназначена для учащихся 5-9 класса.
Первый год обучения. Реализация программы на основе изучения исторических фактов и культурных ценностей края. Научно-исследовательская работа «История моего народа». Экскурсия в краеведческий музей села.
Второй год обучения. Анализ методического пособия «Красная книга». Посещение краеведческого музея. Изучение флоры и фауны села.
Третий год обучения. Составление профиля с Нижнеулу-Елга. Анализ проб почвы села. Изучение и составления профиля геологического строения рельефа РБ. Научно-исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».
Четвертый год обучения. Составление климатограмм городов РБ. Изучение внутренних вод РБ. Построение профиля р. РЯ и озера Зингереевского. Экологические проблемы внутренних вод РБ.
Пятый год обучения. Глубокое изучение отраслей специализации РБ. Составление каталога предприятий РБ. Экономические и экологические проблемы. Экскурсии на конезавод с.Зингереева, на предприятие молочный цех ИП Оганесян. Круглый стол «Мой бизнес-план».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Срок реализации 5 лет.
Возрастная характеристика группы – программа состоит из пяти ступеней реализации:
1 ступень – учащиеся 5 класса;
2 ступень – учащиеся 6 класса;
3 ступень – учащиеся 7 класса;
4 ступень – учащиеся 8 класса:
5 ступень – учащиеся 9 класса.
№ год обучения классы наименование тем количество часов
1 1 5 История и культура чувашского народа. Научно-исследовательская работа «История моего народа». 34
2 2 6 Красная книга Республики Башкортостан. 34
3 3 7 Рельеф и почвы РБ. Профиль. Научно-исследовательская работа «Экологические проблемы моего села». 34
4 4 8 Климат и внутренние воды. Графики. 34
5 5 9 Хозяйство РБ. Оформление карты. Бизнес-план. 34
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
№ Тема Кол-во часов Дата
по плану по факту
1 год обучения «История и культура чувашского народа» 1 История возникновения чувашского народа 1 2.09.16 2 История заселения чувашского народа на территории Ермекеевского района 1 9.09.16 3-4 История чувашской вышивки. 2 16.09.16
23.09.16 5-7 Древняя чувашская письменность. 3 30.09.16
7.10.16
14.10.16 8-11 Научно-исследовательская работа «История моего народа». 4 21.10.16
28.10.16
11.11.16
18.11.16 12-14 И.Я.Яковлев-просвятитель чувашского народа 3 25.11.16
2.12.16
9.12.16 15-17 К.В.Иванов-чувашский поэт РБ 3 16.12.16
23.12.16
30.12.16 18-20 А.Николаев лётчик-космонавт 3 21.01.17
28.01.17
3.02.17 21-23 Обычаи и традиции чувашского народа моего села 3 10.02.17
17.02.17
24.02.17 24-26 Древний чувашский календарь 3 3.03.17
10.03.17
17.03.17 25-26 Весенний этюд. 2 24.03.17
7.04.17 27 Мой милый край (стихи и песни о Ермекеево). 1 14.04.17 28 Экскурсия в краеведческий музей села. 1 21.04.17 29-33 Проектная работа «Святой источник с.Нижнеулу-Елга - культурное наследие моего народа» 5 28.04.17
5.05.17
12.05.17
19.05.17
26.05.17 34 Обобщение знаний и умений (презентация проектной работы) 1 29.05.17 2 год обучения «Красная книга Башкортостана»,6 класс 1 Красная книга. 1 2-5 Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев. 4 6 Экскурсия в краеведческий музей. 1 7 Характеристика растительного мира. 1 8-10 Растения лесостепной зоны. 3 11-16 Растения и животные экотропы с. Нижнеулу-Елга 5 17-18 Построение профиля высотной профиля (3D) 2 19-20 Животный мир лесостепной зоны. 2 21 Животный мир р.Ря. 1 22-24 Животный мир РБ. 3 25-26 Составление зоогеографической карты РБ. 2 27-28 Составление зоогеографической карты района 2 29-30 Составление зоогеографической карты села 2 31-33 Оформление исследовательской работы «Красная книга» 1 34 Обобщение знаний и умений. Презентация «Красной книги». 1 3 год обучения «Рельеф и почвы РБ. Профиль. Научно-исследовательская работа «Экологические проблемы моего села»». 7 класс 1 Оформление контурной карты РБ. 1 2 Оформление контурной карты района. 1 3-4 Изучение геологического строения РБ. 2 5-6 Изучение геологического строения своего района. 2 7-8 Изучение геологического строения города. 2 9-10 Формы рельефа РБ. Построение изогипс. 2 10-11 Формы рельефа села. Построение изогипс. 2 12-14 Сопоставление сетки села с картой изогипс. 3 15-17 Внутренние и внешние процессы РБ. 3 18-19 Внутренние и внешние процессы села. 3 20-21 Полезные ископаемы РБ. 2 22-23 Минералогическая коллекция. 1 24 Изучение коллекции осадочных полезных ископаемых. 1 25-26 Изучение коллекции магматических полезных ископаемых. 2 27-28 Составление карты расположения полезных ископаемых. 2 29-33 Составление профиля села 5 34 Обобщение знаний и умений (презентация профиля). 1 4 год обучения «Климат и внутренние воды. Графики» 8 класс 1-2 Климатообразующие факторы. 2 3 Температурный график. 1 4 График осадков. 1 5 График атмосферного давления. 1 6 Роза ветров. 1 7 Климатограмма зимнего периода РБ. 1 8 Климатограмма весеннего периода РБ. 1 9 Климаторграмма летнего периода РБ. 1 10 Климаторграмма осеннего периода РБ. 1 11 Общая климатограмма РБ. 1 12 Климатограмма зимнего периода села. 1 13 Климатограмма весеннего периода села. 1 14 Климаторграмма летнего периода села. 1 15 Климаторграмма осеннего периода села. 1 16 Общая климатограмма села. 1 17 Презентация профиля. 1 18 Составление климатической карты села. 1 19 Составление климатической карты села. 1 20 Внутренние воды села. 1 21-22 Озера РБ. 2 23 Искусственные водоемы. 1 24-25 Подземные воды. 2 26-28 Святой источник села 3 29 Река Ря. 1 30-33 Река Ря. Составление профиля. 1 34 Обобщение знаний и умений. Пезентация«Река Ря» 1 5 год обучения «Хозяйство РБ. Оформление карты. Бизнес-план», 9 класс 1 Отраслевая структура РБ. 1 2-3 ТЭК. Составление каталога предприятий ТЭК. 2 4-5 Электроэнергетика. Составление каталога предприятий, производящих электроэнергетику. 2 6 Машиностроительный комплекс. Составление каталога машиностроительных предприятий. 1 7-8 Химическая промышленность. Составление каталога предприятий химической промышленности. 2 9 Деревообработка и производство стройматериалов. Составление каталога. 1 10 Легкая промышленность. Составление каталога предприятий легкой промышленности. 1 11 Пищевая промышленность. Составление каталога предприятий пищевой промышленности. 1 12 Народные промыслы. 1 13-14 Составление карты народных промыслов. 2 15 Сельское хозяйство. 1 16 Зерновые культуры. 1 17-18 Составление карты посевов зерновых культур. 2 19 Технические культуры. 1 20-21 Составление карты посевов технических культур. 2 22 Животноводство. 1 23 Скотоводство. 1 24 Птицеводство. 1 25 Овцеводство. 1 26 Коневодство. 1 27 Экскурсия на конезавод с.Зингереева28 Пчеловодство. 1 29 Экскурсия в молочный цех ИП Оганесян села 30-33 Составление бизнес-плана (промышленность, с\х) 4 34 Обобщение знаний и умений (бизнес-план). 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
№ Тема Виды внеурочной деятельности Количество часов занятий Общее кол-во часов Дата
Теорети-ческих Практи-ческих по плану по факту
1 год обучения «История и культура чувашского народа» 1 Введение в курс. История возникновения чувашского народа коллективно-творческое дело 1 1 2.09.16 2 История заселения чувашского народа на территории Ермекеевского района Презентация, игра 1 1 9.09.16 3-4 История чувашской вышивки. Изучение и анализ литературы
защита презентации 1 1 2 16.09.16
23.09.16 5-7 Древняя чувашская письменность. защита презентации игра, 1 2 3 30.09.16
7.10.16
14.10.16 8-11 Научно-исследовательская работа «История моего народа». Систематизации материалов изучение и анализ источников, историко-краеведческой литературы
подготовка к выступлению, 1 3 4 21.10.16
28.10.16
11.11.16
18.11.16 12-14 И.Я.Яковлев-просвятитель чувашского народа систематизации исследовательских материалов
защита презентации
1 2 3 25.11.16
2.12.16
9.12.16 15-17 К.В.Иванов-чувашский поэт РБ систематизации исследовательских материалов
защита, презентации 1 2 3 16.12.16
23.12.16
30.12.16 18-20 А.Николаев лётчик-космонавт систематизации исследовательских материалов
защита, презентации 1 2 3 21.01.17
28.01.17
3.02.17 21-23 Обычаи и традиции чувашского народа моего села систематизации исследовательских материалов
защита презентации 1 2 3 10.02.17
17.02.17
24.02.17 24-26 Древний чувашский календарь защита презентации, собеседование 1 2 3 3.03.17
10.03.17
17.03.17 25-26 Весенний этюд. Экскурсия, игра, коллективно-творческое дело 1 1 2 24.03.17
7.04.17 27 Мой милый край (стихи и песни о Ермекеево). практикум в библиотеке 1 1 14.04.17 28 Экскурсия в краеведческий музей села. экскурсия
встреча с ветеранами села 1 1 21.04.17 29-33 Проектная работа «Святой источник с.Нижнеулу-Елга - культурное наследие моего народа» экскурсия систематизации исследовательских материалов проект, анализ
экодесант, защита проекта, анкетирование 1 4 5 28.04.17
5.05.17
12.05.17
19.05.17
26.05.17 34 Обобщение знаний и умений презентация проектной работы, выставка 1 1 29.05.17 2 год обучения «Красная книга Башкортостана», 6 класс
№ Тема Виды внеурочной деятельности Количество часов занятий Общее кол-во часов Дата
Теорети-ческих Практи-ческих по плану по факту
1 Красная книга 1 1 2-5 Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев. Экскурсия
защита проекта, игра 4 4 6 Экскурсия в краеведческий музей. экскурсия 1 1 7 Характеристика растительного мира. экскурсия 1 1 8-10 Растения лесостепной зоны. защита реферата,
картографический анализ 1 2 3 11-16 Растения и животные экотропы с. Нижнеулу-Елга Экскурсия, защита реферата,
Акция, журнал 5 5 17-18 Построение профиля высотной профиля (3D) экскурсия Построение профиля 2 2 19-20 Животный мир лесостепной зоны. практикум картографического анализа 1 1 2 21 Животный мир р.Ря. журнал 1 1 22-24 Животный мир РБ. игра 1 2 3 25-26 Составление зоогеографической карты РБ. защита презентации, оформление контурной карты 1 1 2 27-28 Составление зоогеографической карты района Практикум, собеседование с географами района 2 2 29-30 Составление зоогеографической карты села Экскурсия
выставка оформление контурной карты 2 2 31-33 Оформление исследовательской работы «Красная книга» журнал 1 34
Обобщение знаний и умений. выставка Презентация «Красной книги». защита проекта, Круглый стол, агидбригада1 1 3 год обучения «Рельеф и почвы РБ. Профиль. Научно-исследовательская работа «Экологические проблемы моего села»». 7 класс
№ Тема Виды внеурочной деятельности Количество часов занятий Общее кол-во часов Дата
Теорети-ческих Практи-ческих по плану по факту
1 Оформление контурной карты РБ. практикум картографического анализа 1 1 2 Оформление контурной карты района. практикум оформление контурной карты 1 1 3-4 Изучение геологического строения РБ. защита реферата, картографический анализ оформление контурной карты 1 1 2 5-6 Изучение геологического строения своего района. практикум картографического анализа 2 2 7-8 Изучение геологического строения села. экскурсия 2 2 9-10 Формы рельефа РБ. Построение изогипс. практикум картографического анализа 1 1 2 10-11 Формы рельефа села. Построение изогипс. экскурсия 2 2 12-14 Сопоставление сетки села с картой изогипс. практикум картографического анализа 2 3 15-17 Внутренние и внешние процессы РБ. защита реферата,
Круглый стол 1 2 3 18-19 Внутренние и внешние процессы села. практикум 3 3 20-21 Полезные ископаемы РБ. защита презентации 2 2 22-23 Минералогическая коллекция. практикум 1 1 24 Изучение коллекции осадочных полезных ископаемых. практикум 1 1 25-26 Изучение коллекции магматических полезных ископаемых. Практикум 2 2 27-28 Составление карты расположения полезных ископаемых. практикум картографического анализа 2 2 29-33 Составление профиля села Экскурсия, 1 4 5 34 Обобщение знаний и умений (презентация профиля). презентация профиля, анкетирование 1 1 4 год обучения «Климат и внутренние воды. Графики» 8 класс
№ Тема Виды внеурочной деятельности Количество часов занятий
Общее кол-во часов Дата
Теоретич Практич по плану по факт.
1-2 Климатообразующие факторы. экскурсия 1 1 2 3 Температурный график. практикум
картографического анализа 1 1 4 График осадков. практикум 1 1 5 График атмосферного давления. практикум 1 1 6 Роза ветров. практикум 1 1 7 Климатограмма зимнего периода РБ. практикум составление климатограммы1 1 8 Климатограмма весеннего периода РБ. практикум составление климатограммы1 1 9 Климаторграмма летнего периода РБ. практикум составление климатограммы1 1 10 Климаторграмма осеннего периода РБ. практикум составление климатограммы1 1 11 Общая климатограмма РБ. практикум составление климатограммы1 1 12 Климатограмма зимнего периода села. практикум составление климатограммы1 1 13 Климатограмма весеннего периода села. практикум составление климатограммы1 1 14 Климаторграмма летнего периода села. практикум составление климатограммы1 1 15 Климаторграмма осеннего периода села. практикум составление климатограммы1 1 16 Общая климатограмма села. составление климатограммы1 1 17 Презентация профиля. защита презентации Построение профиля 1 1 18 Составление климатической карты села. составление климатограммы1 1 19 Составление климатической карты села. составление климатограммы1 1 20 Внутренние воды села. 1 1 2122 Озера РБ. защита презентации картографического анализа 1 1 2 23 Искусственные водоемы. лекция 1 1 24-25 Подземные воды. защита реферата, 1 1 2 2628 Святой источник села Экскурсия, Акция, анкетирование,Агитбригад3 3 29 Река Ря. Экскурсия
экодесант1 1 3033 Река Ря. Составление профиля. Полевой прпктикум Построение профиля 1 1 34 Обобщение знаний и умений. Пезентация «Река Ря» защита презентации
коллективно-творческое дело 1 1
5 год обучения «Хозяйство РБ. Оформление карты. Бизнес-план», 9 класс
№ Тема Виды внеурочной деятельности Количество часов занятий
Общее кол-во часов Дата
Теорети-ческих Практи-ческих по плану по факту
1 презентация 1 1 2-3 ТЭК. Составление каталога предприятий ТЭК. защита презентации 1 1 2 4-5 Электроэнергетика. Составление каталога предприятий, производящих электроэнергетику. защита реферата, 1 1 2 6 Машиностроительный комплекс. Составление каталога машиностроительных предприятий. защита презентации 1 1 7-8 Химическая промышленность. Составление каталога предприятий химической промышленности. Лекция
практикум картографического анализа 1 1 2 9 Деревообработка и производство стройматериалов. Составление каталога. Круглый стол 1 1 10 Легкая промышленность. Составление каталога предприятий легкой промышленности. практикум картографического анализа 1 1 11 Пищевая промышленность. Составление каталога предприятий пищевой промышленности. Журнал, коллективно-творческое дело 1 1 12 Народные промыслы. защита, презентации 1 1 13-14 Составление карты народных промыслов. практикум картографического анализа 2 2 15 Сельское хозяйство. практикум картографического анализа 1 1 16 Зерновые культуры. практикум картографического анализа 1 1 17-18 Составление карты посевов зерновых культур. практикум картографического анализа составление карты посевов 1 1 2 19 Технические культуры. практикум картографического анализа 1 1 20-21 Составление карты посевов технических культур. практикум картографического анализа 2 2 22 Животноводство. практикум картографического анализа 1 1 23 Скотоводство. практикум картографического анализа 1 1 24 Птицеводство. практикум картографического анализа 1 1 25 Овцеводство. практикум картографического анализа 1 1 26 Коневодство. практикум картографического анализа 1 1 27 Экскурсия на конезавод с.Зингерееваэкскурсия 1 1 28 Пчеловодство. практикум картографического анализа 1 1 29 Экскурсия в молочный цех ИП Оганесян села Экскурсия, анкетирование 1 1 30-33 Составление бизнес-плана (промышленность, с\х) защита, презентации, Агитбригада 1 3 4 34 Обобщение знаний и умений защита, бизнес-плана 1 1