Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный краевед


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №27 г.о. Самара
К.Е.ЛовичкоПриказ № от 01.09.2013 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Самарские краеведы»
Направление: географическое
Вид деятельности: проблемно-исследовательский
Возраст школьников: 5-6 классы
Разработчик:
учитель географии высшей категории
Горбачева М.М.
2014 год
Пояснительная записка.
Актуальность программы заключается в том, что в последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Подготовка учащихся к олимпиадам и научным работам по краеведению показала, что у учащихся особенно среднего звена снижена заинтересованность жизнью своего города и его прошлого. Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Средний школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания школьников – пятиклассников и шестикласников является актуальной в настоящее время. Именно поэтому из банка программ по внеурочной деятельности мной была взята программа «Краеведение».
Нельзя недооценивать важность научиться подрастающему поколению чувствовать и осознавать себя детьми России – страны с тысячелетней историей, духовной культурой которой можно и должно гордиться.
Уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Человек, изучающий краеведение, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать другим поколениям.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. На 2 часа в неделю (68 ч).
Цели  программы :способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Самарского края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы:
Образовательные
1. формирование представлений о  краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края и его компонентах; культура и традиции народов Самарской области
3. закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своего края, его геологической истории.
2. воспитание уважительного отношения к окружающей природной среде. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
4. совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.
5. позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие
1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитие кругозора учащихся.
3. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 5-ых классах
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению  краеведения  обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Методы и приемы обучения:
-     обобщающая беседа по изученному материалу;
- работа с различными источниками;
 -  виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, презентации;
-работа с ресурсами сети Интернет.
- проведение викторин, экскурсий, праздников, походов, индивидуальных и групповых занятий
Виды деятельности учащихся на уроке
- ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;
-работа в сети Интернет.
Предполагаемые результаты обучения
   Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.Это предполагает:
-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
   Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса  ученик должен:
знать/понимать
  - краеведческие термины и понятия;
  - основные периоды истории Самарского края.
  - даты ключевых событий;
  - знать выдающихся деятелей Самарского края.
уметь
        - соотносить даты событий истории Поволжья с основными периодами отечественной истории;
  - рассказывать о важнейших событиях истории Поволжья и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия Самарской области;
  - показывать на плане и карте расположение г.Самары, г.Кинеля, с.Алакаевка, местных достопримечательностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  - проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;
  - понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
  - высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историческо - культурном наследии народов Поволжья;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
№ Названия разделов
и тем Общее количество часов Часы аудитор-ных занятий Часы внеауди-
торных активных занятий Содержание занятий Форма проведения занятия
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
2
1
2
Природа Самарской области
Самара - красивейший город Поволжья.
Особенности ГП
Природа Самарского края Особенности климата
Своеобразие рельефа
Растительный мир
Редкие, лекарственные, ядовитые растения
Животный мир края
Основные ПТК области
Необходимость охраны ПК
Жигулёвский заповедник жемчужина Поволжья
Реликты и эндемики ЖГЗ
Национальный парк Самарская Лука.
Парки и скверы Самарской области
Дендралогический парк в г. Сызрани
Красная книга Поволжья
Памятники природы лесной зоны
Рачейский, Муранский, Курумочский боры
Урочища Самарской области
Система зеленых насаждений города Самары
Волга великая река России
Природные красоты Жигулей
Поэты и писатели о Волге и Самаре 20ч



Знать: особенности г. о.Самара
Уметь: вести наблюдения.
Знать: особенности климата, рельефа Самарской области.
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию.
Знать: многообразие растений и животных Самарской области.
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию.
Знать: особенности природы Самарской области. Заповедник и национальный парк Самарская Лука.
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию.
Знать: поэтов и писателей Самарского края.
Уметь: творчески преподносить произведения Конкурс презентаций
Самостоятельная работа по группам
Экскурсия
№1 (по паркам и скверам Самары)
Экскурсия
№2 (с. Ширяево. Штольни, Верблюд-гора, Жигулевские ворота. Музей И.Е. Репина)3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 -12
13
14
15
16
17
18 Я живу в Самаре
История возникновения Самары от крепости до наших дней.
Как застраивался Красноглинский район
Административное деление г. Самары.
Красноглинский район: история развития
Памятники природы Красноглинского района
Памятники культуры и архитектуры Красноглинского района
Население Самарской области
Население Самары
Население Красноглинского района
Культура и быт народов Самарского края
Я родился в Самаре.
Традиции самарских семей.
Известные самарцы: П. В. Алабин.
Известные архитекторы Самары: А.А. Щербачев и П.А. Щербачев
Презентационный фотоотчет по экскурсии 18 ч
10ч

Знать: историю возникновения. Герб, флаг Самары
Знать: историю возникновения крепости Самара, города Самара, Самарской области
административное деление на округа и районы города Самары
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию
Знать: основные улицы и архитектурные памятники Красноглинского района
Уметь: вести наблюдения
Знать: традиции своей семьи
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию
Знать: известных самарцевУметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Поисковые исследования
Конкурс видеофрагментов
Экскурсия №3
(Обзорная по району)
Лекция, беседа. экскурсии, презентации
Работа в группах. Подготовка презентаций
Экскурсия
№4
(Архитектурные шедевры Щербачевых)
Выступление творческих групп
Экскурсия №5 (Посещение музея П. Алабина)
4
1-2
3-4
5
6
7
8
9
10
11-12
13-14
15-16
17
18 История региона
Легенды и были седых Жигулей.
Стенька Разин и Казачья вольница
Самара купеческая.
Особенности культуры и быта. Купцы меценаты.
Наш край в начале XX века
Самара в годы ВОВ.
Запасная столица
Крупные музеи Самары
Основные театры Самары
Дома культуры и библиотеки Самары
Символы Самары
Урок обобщения и повторения
18ч
10ч 8ч Знать: как отображается история Самарского края в былях и легендах
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию
Знать: историю Самарской земли в XVII веке
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию
Знать: знать историю Самары в XVIII-XIX веках
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию
Знать: историю города в начале
Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию
Знать: историю города Самара во время ВОВ
Уметь: самостоятельно находить информацию Экскурсия№6 (по местам Стеньки Разина)
Конференция
Экскурсия№7 (Посещение символов Самары )Работа по группам (Составление кластера)
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Самара - культурная столица региона
Крупные музеи Самары
Самара космическая
Фонд Самарского художественного музея
Загадки дома-музея КурлинойИсторико-краеведческий музей им. П.Алабина
Основные театры Самары
Самарский академический театр Драмы им.М.Горького 162-й театральный сезон 
Самарский муниципальный театр драмы "Камерная сцена" 12-ый театральный сезон
Театр "Понедельник"
Театр "Актерский дом"
Дома культуры и бибилиотеки Самары
Урок обобщения и повторения
12ч 4 8 Экскурсия№ 8
(Посещение музея в СГАУ)
Посещение спектакля в Самарском академическом театре Драмы им.М.Горького 
Защита творческих презентаций
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ Названия разделов
и тем Общее количество часов Часы аудитор-ных занятий Часы внеауди-
торных активных занятий Содержание занятий Форма проведения занятия
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
2
1
2
3
Географическое положение и природа области.
Оценка ГП Области
Нанесение на контур границ области
Оценка ФГП
Геологическое строение.
Рельеф, полезные ископаемые.
Характеристика пещеры братьев ГревеНанесение на контур основных форм рельефа и п.и.
Составление характеристики Коптева оврага
Неповторимость Жигулей
Посещение Молодецкого кургана
Климат Самарской области областиАнализ климатограмм в атласе
Влияние климата на деятельность человека
Воды Самарского края
Нанесение на контур основных рек самарской области
Волга – великая река Европы
Красоты берегов Волги
Почвы области
Работа с атласом
Презентационный урок
Растительность Самарской области
Посещение Курумочского бора
Посещение лесного массива у лыжной базы «Чайка»
Животный мир Самарской области
Составление синквейна по биоресурсам области
Природные комплексы Самарской области.
Самарская Лука – как крупный ПТК Самарской областиВремена года
Охрана природы
Население области
Многонациональность состава области
Наука, культура, образование.
Города Самарской области.
67

38













2 ч








1ч29








Знать: границы области, площадь территории.
Уметь: показывать по карте границы области
Знать: геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые области
Уметь: показывать по карте географические объекты
Знать: климат
Уметь: составлять характеристику климата
Знать: климатические области Самарского края
Знать: реки, озёра, пруды, водохранилища
Уметь: показывать по карте географические объекты
Знать: почвы Самарской области
Уметь: давать характеристику основных типов почв
Знать: растительный и животный мир Самарской области
Уметь: составлять характеристику растительного и животного мира области, района
Знать: природные комплексы области, района
Уметь: раскрывать взаимосвязи каждого природного комплекса
Знать: значение своей области в развитии науки, образования, культуры. Выдающихся людей области, района
Уметь: коротко охарактеризовать достижения своей области в сфере науки, образования , культуры.
Знать: города, районы, посёлки городского типа.
Уметь: характеризовать города и районы и показывать их по карте Самостоятельная работа по группам
Игра «Древо познанья»
Экскурсия №1 (Геологические памятникиСамарской области)Поход в пещеру Братьев ГревеПосещение Коптева оврага
Экскурсия №2
(Жигулевский заповедник)
Конкурс презентаций
Экскурсия №3
(Волга в пределах Самары)
Отчет творческих групп
Поход
в Курумочский бор и смешанный лес п. Управленческий
Экскурсия №4
(Самарская Лука)
Игра «Я люблю Самару»
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
1. Астахов Е. Три шага в будущее: заметки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. – Куйбышев: книжное издательство, 1981. 128 с.
2. Барашков В.Ф. История в названиях рек. – Куйбышев: Кн. изд-во, 2001. – 80с.
3. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. – Куйбышев: Книжное издательство, 2003. 232 с., илл.
4. В,В,Воронин, В,А,Гавриленкова. … Самара -Учебникпо географии Самарской области -изд. Просвещение 2010г – 335с.
5.. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары. – Самара, 2002. -108с.
6. Жемчужины Жигулей. Сост. Кузьменко С.Е. – Куйбышев: Кн. изд-во, 2001. – 156с., илл.
7. Зеленый шум. Сост. В.И.Тимошенко. – Самара: Кн. Издательство,2001. 171 с.
8. Кривобоков В.И. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г.Кинель, п.Алексеевка. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – 275 с.
9. Самарская область. Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 2001. – 440 с.
10. Теодорович Т.Б. Алакаевка. Фрагменты истории (хроника села с 1752 по 2002 г.) – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 183с.
11. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие. - Самара: НТЦ, 2003.
12.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. -  Куйбышев: Книжное издательство, 2008.
13.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. - Самара: НТЦ, 2003.
14. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. - Куйбышев: Книжное издательство, 2005.
15. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. – Самара, 2003. 288 с.
16. Сайт «Самарский краевед». Научно-популярный сайт об истории Самарского края.