Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе


Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
«Путешествие в Африку»
Сегодня на занятии по обучению грамоте мы отправимся в путешествие. А вот куда?
Узнаете, отгадав загадку:
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка) (Слайд № 1 )Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы, (Слайд № 2 )В Африке гориллы, (Слайд № 3 )В Африке большиеЗлые крокодилы(Слайд № 4 )
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник (Слайд № 5 )Но мы же с вами смелые, и не боимся акул, горилл и крокодилов, и тем более Бармалея! А чтобы Бармалей и его злые звери и нас не узнали мы превратимся в самых настоящих дикарей! (Слайд № 6)
Африка прекрасна да-да-да
Африка опасна да-да-да.
Соберемся в Африку поскорей
Превратимся мы в дикарей.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята, чтобы нам превратиться в дикарей нужно выполнить магический обряд с нашими языками. А поможет нам африканский колдун, называют таких колдунов шаманами. (Слайд № 6)
Приготовили не только наши язычки , но и ручки и даже ушки. Готовы?
А шаман наш очень занят
Д-д д-д-д-д (дети – проговаривают и отбивают ритм)
А шаман наш барабанит
Д-д д-д-д-дБей руками помогай
Д-д д-д-д-дРитм ногами отбивай.
Д-д д-д-д-дТвой язык послушным станет
д-д-д д-д-дязык кверху поднимайся
д-д-д д-д-дсмотри с ритма не сбивайся.
д-д-д д-д-дВот вы и превратились в настоящих дикарей.
Воспитатель:
Доплывем до Занзибара, (Слайд № 8)
Поплутаем по Сахаре. (Слайд № 9)
Поглядим Килиманджаро. (Слайд № 10)
Погуляем с Гиппопо по широкой Лимпопо. (Слайд № 11)
Чтобы начать наше путешествие, давайте скажем волшебные слова:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Са-са-са – ждут в пути нас чудеса…
Пустыня Сахара – самая большая пустыня мира. (Слайд № 12)
Здесь сухо и жарко и практически ничего не растет, только:
Завывает ветер – [у].
Шуршит песок – [ш].
Ползают и свистят змеи – [с].
– Что мы произнесли?
– Какие бывают звуки?
– Чем согласные звуки отличаются от гласных?
– Какими бывают согласные звуки?
– Какими фишками обозначаются мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки?
Перед нами болото, и в него провалился кто - то. (Слайд № 13)
Вы хотите узнать кто это и спасти его?
По болоту идти далеко, по болоту идти нелегко…
Мне нужен самый смелый из дикарей.
Игра «Какой звук?»
Но, чтобы не оступиться и не провалиться в болото, надо правильно определить мягкие и твердые звуки и наступить необходимо на ту “кочку” в которой живет либо мягкий согласный, либо твердый. Воспитатель называет согласные звуки, дети наступают на зеленую “кочку ” – мягкий согл. звук, или синюю – твердый согл. звук.
Звуковой анализ слова
Преодолев болото, мы вышли к месту, куда провалилось какое - то животное, а какое мы угадаем только тогда когда разгадаем зашифрованное слово и выложим к нему схему.
(Слайд № 14)
Если мы правильно определим первый звук в словах на картинках, то прочтем имя того животного, которое застряло в болоте.
(Слайд № 15)
Слово мы расшифровали, а сейчас предлагаю определить какие же звуки живут в слове СЛОН.
Присаживайтесь на свои места и положите перед собой картинки. Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?
Правильно, под картинкой четыре клеточки, значит в слове четыре звука.
Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показать как вести указкой под клеточками и произносить слово)
А теперь попробуем прочитать так же.
Послушайте, как в слове звучит первый звук – СССлон. (и проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком).
Повторите слово, выделяя голосом этот звук.
- Какой первый звук – С, в первом доме живет звук «С»,
- Какой фишкой обозначим этот звук? (Синей) Почему? (согласный)
Произнесите звук «С», что мешает нам произносить его – язычок, он поднимается к верхним зубам. Твердый или мягкий?
- Какой буквой обозначим этот звук?
Послушайте, как звучит второй звук – сЛЛЛон (Читает слово, задерживая указку под вторым звуком.) Правильно, это звук «Л». Скажите слово так, чтобы мы услышали второй звук – (попросить 2 – 3 детей произнести слово с интонационным выделением звука). Во втором доме живет звук «Л». Какой звук живет во втором домике?
- Какой фишкой обозначим этот звук? (Синей) Почему? (согласный)
- Какой буквой обозначим звук Л?
Послушайте и угадайте какой звук живет в третьем домике – слОООн
- Какой звук живет в третьем домике? Какой фишкой обозначим? (Красной) Почему?
Мешает ли что – либо произносить нам этот звук? Нет, воздух идет свободно, это волшебный звук. Поставь, звук «О» в третий домик.
- Какой буквой обозначим звук О?
А теперь отгадайте, как звучит в слове четвертый звук – слоННН. Поставим его в четвертый домик.
Какой фишкой обозначим? Почему?
- Какой буквой обозначим звук Н?
- Давайте позовем слона и определим, на какой звук падает ударение.
- Сколько звуков в слове «слон». (Четыре звука).
- Сколько слогов в слове «слон». (Один слог)-- Сколько гласных звуков в слове «слон» (Один гласный звук). Назовите его. (О)
- Сколько согласных звуков в слове «слон» (Три согласных звука). Назовите их. (С, Л, Н)
Слон благодарит нас за помощь и прощается, а перед нами…
“ Вот горы встают у нас на пути…
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!” (Слайд № 16)
Перед нами высочайшая и красивейшая гора в Африке – Килиманджаро, на склонах этой горы живут местные жители – аборигены, которые хорошо знают обитателей Африки. (Слайд № 17)
И они хотят проверить кто же из дикарей самый лучший следопыт:
Один дикарь выберет те картинки животных, в названии которых есть звук Р.
Второй дикарь выберет те картинки животных, в названии которых есть звук Л.
Нужно не только выбрать картинку, но и определить в какой позиции находится звук (начало, середина, конец слова).
( слон, буйвол, верблюд, леопард, страус,….)
Упражнение на развитие креативности:
Но аборигены рассказали мне очень удивительную тайну: на вершинах гор Килиманджаро обитают странные животные, которых еще в мире никто не видывал. Давайте поглядим на несуществующих животных и придумаем им имена.
(Слайд № 18) (Слайд № 19) (Слайд № 20) (Слайд № 21)
Чтение слогов
Аборигены благодарят нас за то что теперь у этих странных животных есть имена, и хотят угостить нас фруктами, которые растут на апельсиновых, манговых, кофейных деревьях. Но сорвать их непросто – нужно хором громко прочитать заклинание – слоги.
К чудо дереву ступайте, угощенье там срывайте.
Слоги вы проговорите, к Гиппопо скорей спешите.
(Слайд № )Подкрепившись, идем дальше:
“А в Африке, а в Африке
На черной Лимпопо…” (Слайд № )Мы подходим к реке Лимпопо, где живет сказочный Гиппопо и черепашка Тортилла. (Слайд № ) Она рассказала мне, что у ее друга черепашонка Тошика есть расписная рубашонка.
И Тортилле тоже хочется такую расписную рубашонку. Но у нее нет ни ткани, ни ниток, с помощью которых можно сшить такую рубашонку. А у нас с вами есть волшебная цветная бумага - поможем Тортилле?
Перед трудной работой надо подготовить пальчики:
У чере, черепашонка костяная рубашонка.
Нет прочнее рубашонки, хоть носи её сто лет.
Сшили эту рубашонку своему черепашонкуЧере-мама, чере-папа, чере-баба, чере-дед.
У вас на столах лежат большие круги, как вы думаете, что это?
- А что получится, если у квадрата закруглить два уголка? (Голова)
- Для чего нам понадобятся четыре одинаковых прямоугольника?
- Вырезаем шаблоны - глаза.
- Украшаем костяную рубашонку – узором.
Самостоятельная работа детей
Черепашка Тортилла говорит всем ребятам «Спасибо». Ведь теперь ей можно надевать каждый день разные рубашонки.
V. Итог занятия.
Нас спешит навестить наш общий друг:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это – доктор… (Айболит)
Айболит встречает детей и угощает витаминами.
Здравствуйте, дети!
Кто из вас болен?
Как живете?
Как животик?
Не болит ли голова?
Погляжу из-под очков
На кончики ваших язычков…
Превосходно! Все здоровы!
Здоровья, радости, добра я вам желаю, детвора!
А чтоб здоровым быть и сильным,
Ешьте, дети, витамины!
Пора превращаться снова в детей: 4 раза хлопни, 2 раза топни, наклонись, покрутись и в ребенка превратись.
Ад-ад-ад – мы вернулись в детский сад.
Ра-ра-ра – вот и кончилась игра.