Занятие в субботней академии по обучению грамоте Предмет и слово
Субботняя академия
Обучение грамоте
Тема: Предмет и слово.
Цели: учить различным формам устного ответа (полный и краткий), ввести понятия «одушевлённые и неодушевлённые предметы», «мысленнная речь», продолжать знакомство с предложением, учить составлять предложение по схемам, развивать речь, упражняться в чётком звукопроизношении.
Оборудование: предметные картинки, Тим и Том, художник, следы обезьянки.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
-Ребята, вы любите рисовать? Я приглашаю вас в гости к художнику в его мастерскую. Закройте глаза (звучит музыка) и послушайте внимательно. Жил-был Художник. Он тоже, как и вы, любил рисовать. Больше всего на свете он любил рисовать животных. У него была любимая игрушка- маленькая обезьянка. Однажды обезьянке стало скучно. Тогда Художник решил нарисовать друга. Нарисовал и назвал его Ха-Ха. Ха-Ха был очень непоседливым и часто попадал в какие-нибудь неприятности. Однажды к Художнику в гости пришли два его старинных друга Тим и Том. Они очень любили играть в звуки. Давайте и мы поиграем вместе с ними.
II. Актуализация знаний.
Повторение алфавитной песенки.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –постираем мы бельё.
Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинчик быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т. У- погуляем по мосту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ - ах, какая чаща!
Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.
Э, Ю, Я –вот и все мои друзья.
Игра «Тим- Том».
Мальчики – друзья Тима встают, когда услышат мягкий звук Х.
Девочки – подруги Тома встают, когда услышат твёрдый звук Х.
Уха, хитрый, хлеб, хор. Хижина, халва, хомяк, Хоккей, хитрец, хихикать, ахать, химия, хорёк, хищник.
Игра «Доскажи словечко».
Рисовать решил я дом. Вдруг прямою станет змейка
Открываю свой (альбом). Если есть в руках (линейка).
Рисовать умеет наш Не на стенах в нашем доме
Деревянный (карандаш). Я рисую всё в (альбоме).
Гриб, медведь, лиса, корзина В альбоме буду рисовать,
Всё слеплю из (пластилина). А для письма нужна (тетрадь.
III.Открытие новых знаний.
Знакомство с понятием «мысленная речь».
- Из чего состоит наша речь?
- Когда мы с вами о чём-то думаем, у нас в уме произносятся слова, но вслух мы их не произносим. Такая речь называется мысленной. Очень часть, когда челочек о чём-то мечтает, то он думает, мыслит, размышляет, «про себя».
- Послушайте стихотворение и скажите, о чём мечтала девочка?
Если б я была собачка, у меня бы вырос хвост.
Если б я была котёнком, я б царапалась до слёз.
Если б я была лошадка- я б скакала на лугу.
- А, о чём мечтаете вы?
- А, кто из вас ещё не умеет мечтать?
- Когда вы будете школьниками, вы будете многому учиться, но мечтать мы с вами тоже будем.
Одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Но, что это за шум, что за шутки?
Не прошло ведь и минутки!
Кто же это натворил?
Ох, совсем уж нету сил!
Кисти в руки нужно взять
И Сыщика нарисовать.
Может Сыщик оживёт
И порядок наведёт! (Рисунок Сыщика)
- Давайте попробуем его оживить. Скажем с вами заклинание:»1, 2, 3, Сыщик, оживи!»
- Какая сказка проиллюстрирована? («Теремок»)
- Кто изображён? (Петух, заяц, ёж, лягушка, мышка)
- Слова, к которым можно поставить вопрос «кто?», обозначают названия живых существ или одушевлённых предметов.
- Что изображено на иллюстрации? (Теремок, подсолнух, горох)
- Слова, которые отвечают на вопрос «что?», обозначают неживые предметы или неодушевлённые).
- Разделим картинки на группы.
3. Составление схем к предложениям.
- Нарушителей порядка не видно, но они оставили следы. Сейчас будем искать нарушителей по следам.
- Что делает ёж? Ответьте кратко. (Ёж сидит.)
- Мы уже знаем, как называется, то, что мы говорим. (Устная речь)
- Из чего состоит устная речь? (Из предложений)
- Предложение можно записать схемой так, чтобы можно было узнать, сколько в нём слов. Каждое отдельное слово обозначается чертой. Если в схеме две черты, значит, в предложении два слова.
- Сколько слов в предложении? (Два).
- Начало предложения обозначено вертикальной чертой, паузу в конце предложения обозначаем точкой. Каждое слово в предложении теперь будем обозначать отдельной длинной чертой.
- Что делает лягушка? (Лягушка несёт.)
- Что делает петушок? (Петушок забивает.)
- Давайте расширим предложение до трёх слов. Что несёт лягушка? (Лягушка несёт вёдра.)
- Что делает заяц? (Заяц рыхлит почву.)
- Изобразим графически предложение из трёх слов.
- Придумайте предложение про горох. (Горох вырос крупным.)
- Какое первое слово в этом предложении? (Дай полный ответ.)
- Назовите второе слово в этом предложении. (Дай полный ответ.)
- Какое третье слово в этом предложении?
- Построим схему этого предложения.
IV. Закрепление полученных знаний.
- Нарушитель так и не нашёлся, но вот его следы ведут к какой-то коробочке. Коробочка никак не открывается. Подождите, тут что-то написано «ЗАГАДКИ»
1. Игра «Что в начале, что в конце».
- Отгадайте загадки и назовите чётко первый звук и последний в отгадке.
В Простоквашине живёт. Малыши живут, малышки
Всё хозяйство там ведёт. И ещё живёт один чудак.
Адрес точный я не знаю. Всё он делает не так.
Но фамилия морская. (Кот Матроскин). Неумейкой он слывёт.
Кто его нам назовёт? (Незнайка)
Той девчонки нет прекрасней. Бабушка девочку очень любила.
Той девчонки нет умней. Шапочку красную ей подарила.
И Пьеро- её воздыхатель. Девочка имя забыла своё.
Целый день поёт о ней. А ну, подскажите имя её!
(Мальвина.) (Красная Шапочка)
Он, ребята, в этой книжке В лес мальчишка убежал,
Лечит маленьких детей. На носок лисе попал.
Сквозь очки свои глядит. (Колобок)
Добрый доктор (Айболит)
Не остался без хвоста Что за странный
Добрый ослик наш Человечек деревянный.
(Иа) На земле и под водой
Толстяк живёт на крыше. Ищет ключик золотой.
Летает он всех выше. Всюду нос суёт свой длинный.
(Карлсон) Кто же это? (Буратино)
Она красива и мила. Вместе с Карлсоном прыгает с крыш
А имя ей дали от слова «зола». Шалунишка наш (Малыш)
(Золушка)
V. Рефлексия.
- Из чего состоит речь?
- Из чего состоит предложение?
- А, кто из вас запомнил какое-нибудь стихотворение или загадку?
- О чём вы расскажете своим родным?
- Ой, кто-то скребётся под столом! Да это же наш проказник и шалунишка Ха-Ха. Что-то он нам принёс! Он дарит вам миленькие мордашки, но они без ротиков. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбку, если нет, то кривой ротик.
Спасибо за работу.