Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ»


Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей №2 Краснооктябрьского района Волгограда»
Утверждаю
Директор МОУ
«Лицей №2»
_____________/ А.А. Финагин/
«___» _______________ 2016г.
Программа дополнительного образования
по психологической подготовке детей к школе
«СКОРО В ШКОЛУ»
педагог – психолог
Словиковская Елена Ивановна
Волгоград, 2016
Пояснительная записка.
В современной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности трудно переоценить на современном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом, социальном и психологическом отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Содержание курса.
Критерии подготовленности ребенка к школе следующие:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
Программа «Скоро в школу», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
Коррекция нарушений и развитие деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе: организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторных функций.
Развитие эмоционально-волевой сферы: коррекция тревожности, неадекватной самооценки, замкнутости, застенчивости, эмоциональной депривации и низкой коммуникативности, а так же профилактика дезадаптации.
При составлении программы «Скоро в школу» я опиралась на работы отечественных психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М.Битянова, Л.Ф. Тихомирова, И.В. Вачков, М.М.Безруких, материалы программ «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе»\ авт.-состав. ОстанковаЮ.В. и методических пособия О.В. Хухлаевой,Тихомировой Л.Ф. , Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В.
Курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс упражнений на развитие личностных качеств и эмоционально-волевой сферы, что в дальнейшем способствует успешной адаптации.
Игровая методика обучения является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. С каждым занятием задания усложняются, но при этом учитываются индивидуальные особенности детей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Формы организации занятий
Педагог-психолог организует работу детей в полном составе группы, продолжительностью 30 минут.
Для проведения занятий каждому ребёнку необходимы тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, счетные палочки, альбом; у педагога-психолога-набор демонстрационного и раздаточного материала.
Структура развивающих занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, задания на развитие познавательной сферы сменяется заданием на развитие личностных качеств и эмоционально-волевой сферы.
Ожидаемые результаты.
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий предполагает, что у детей будет проявляться интерес к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности. Дети должны становиться более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу года предполагается улучшение графических навыков и зрительно-моторной координации, сформируется произвольность, улучшаться познавательные процессы, разовьются такие качества как коммуникативность, умение понимать себя и других, сотрудничать, не конфликтовать. Дети станут менее застенчивыми и менее тревожными. Сформируются навыки социального поведения и способность к эмпатии.

Тематический план
№ занятия Цель упражнения
Занятие 1 Познакомить детей с педагогом-психологом;
определение самооценки;
повышение мотивации;
умение пересказать услышанное и проанализировать;
развитие мелкой моторики;
развивать чувство принадлежности к группе. «Давайте поздороваемся»
Методика «Лесенка»
Мотивационная беседа с чтением рассказа «Два пловца» и анализом ситуации
«Аист мама, аист папа»
Что понравилось? Запомнилось?
Занятие 2 Развитие слуховой памяти;
развитие зрительной памяти и внимания
развитие координации движений и графических навыков;
развитие учебной мотивации.
Запомни слова.
Игра«Какой игрушки не стало?»
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Пальчиковая гимнастика
Выкладывание из палочек фигуры по образцу. (ЁЖ)
Завершение занятия. Подведение итогов.
Занятие 3 Ориентация в пространстве.
Развитие произвольности внимания.
Развитие произвольности восприятия.
Развитие речи в движении.
Зрительный анализ. 1. Упражнение для глаз по 4-м направлениям
2. Упражнение «Рисуем по клеточкам».
3. Физминутка «Потешки»
3. Игра «Футбол».
4. упражнение «Дорисуй и проверь»
Занятие 4 Развитие слуховой памяти;
развитие зрительной памяти и внимания
развитие координации движений и графических навыков;
развитие ММР. Запомни слова.
Запомни картинки.
Игра «Какой фигуры не стало?»
Дыхательное упражнение
Рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Графический диктант
Завершение занятия.
Занятие 5 Развитие восприятия, координации движений, ориентации в пространстве и графических навыков; учебной мотивации Игра «Ухо-нос»
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Графический диктант
Игра «Времена года»
Завершение занятия.
Занятие 6 Развитие произвольности внимания.
Развитие произвольности восприятия.
Развитие артикуляции.
Ориентация в пространстве. 1. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
2. Упражнение «Звучащие предметы».
3. Упражнение «Звуки в воздухе»
4. Упражнение «Звуки молча»
5. Упражнение «Перекрестное марширование»
6. Завершение занятия
Занятие 8 Развитие памяти, мышления, ориентации в пространстве, ММР, произвольности, воображения Игра «Запомни и нарисуй»
Игра «Что и где»
«Домик»Гуткиной«Лезгинка»
Графический диктант,
Картинки ТорренсаЗавершение занятия
Занятие 9 Развитие чувство сплоченности;
формирование у детей действовать по словесной инструкции; ММР;
снятие тревожности Игра «дотронься до…»
Рисование узора и продолжение узора по образцу» Приложение 13
Упражнение «Пять качеств»
Завершение занятия
Занятие 10 Развитие речи, ММР, внимания, памяти, воображения,
расширение и активизация детского словаря, учебной мотивации Игра «Что бывает».
Упражнение «Шифровка»
Игра «Сказочник».
Завершение занятия
Занятие 11 Развитие воображения, мыслительных операций, зрительной памяти, внимания, ориентации на пространстве доски и листа,учебной мотивации,произвольности, фонематического слуха. Игра «Бывает - не бывает»
Упражнение «Назови цифру» называются разные места в квадратах у животных.
Назвать цифры по порядку, их место в квадрате, зарисовать цифру на доске – работа по кругу.
Срисовывание цифр в тетради.
Игра «Эхо».
Графический диктант
Упражнение «Измерь слово»
Завершение занятия
Занятие 12 Развитие лучшего понимания себя и других;
- повышение уверенности в себе.
Игра «Дотронься до …»
Имя + жест
Упражнение «Преврати линии в буквы»
Графический диктант.
Кинезиологическая гимнастика «Лезгинка», «Лягушка».Рисование наклонных линий по клеточкам. По периметру листа.
КРС «Моя семья»
Завершение занятия
Занятие 13 Развитие слуховой памяти;
развитие зрительной памяти и внимания, произвольности,
ММР, учебной мотивации Игра «Запомни стих-ие»
Игра «Цветные слова»
Кинез.упр. «Лезгинка»
Граф.диктант
Рисуем обеими руками
Завершение занятия
Занятие 14 Развитие памяти, мышления, ориентира на плоскости, учебной мотивации Игра «Назови по-разному»
Игра «скажи одним словом»
Графический диктант
Рисуем двумя руками
Завершение занятия
Занятие 15 Развитие внимания, механической памяти, логического мышления, ММР, учебной мотивации Игра «Запомни слова»
Игра «Хлопни-топни»
Пальчиковая гимнастика
Игра «Пары слов»
Завершение занятия
Занятие 16 Развитие произвольного внимания,
осязательной и зрительной памяти, ММР, учебной мотивации Игра «Пол, нос, потолок»
Игра «Что за дом, нарисуй…»
Графический диктант
Игра «Запомни и выложи из палочек»
Пальчиковая гимнастика
Завершение работы
Занятие 17 Расширение объема внимания, развитие мышления и речи, ММР, учебной мотивации Игра «Фруктовый салат»
Игра «Правда или нет»
Кинезиологическая гимнастика.
Завершение работы
Занятие 18 Развитие логического запоминания, пространственной ориентировки.
Развитие умения сотрудничать, содействие в улучшении общения со сверстниками Упражнение «Смысловые пары»
Проверка механической памяти – цепочки слов.
Срисовывание группы точек и фразы todo el año
Графический диктант
Кинезиологическая гимнастика.
Рисунок «Любимое животное»
Завершение работы
Занятие 19 Развитие основных свойств внимания; наблюдательности Игра “Чем отличаются”.
Упражнение “Корректурные пробы”.
Упражнение “Исправь ошибки”
Игра «Повторяй за мной»
Профилактика нарушения зрения
Завершение работы
Занятие 20 Развитие наблюдательности и произвольности Игра «Заметить все”.
Игра “Запоминай порядок”.
Упражнение “Хамелеон”.
Этюд “Факир”.
Упражнение “Ищи безостановочно”.
Упражнение “Соедини части - узнаешь целое”.
Завершение занятия
Занятие 21 Развитие зрительной памяти, мелкой моторики, учебной мотивации. Игра «Смотри и запоминай»
Игра «Какой фигуры не стало»
Рисуем обеими руками
Кинезиологическая гимнастика.
Профилактика нарушения зрения
Упражнение «Запомни пары и нарисуй»
Завершение работы
Занятие 22 Развитие слуховой памяти, логического мышления, пространственных представлений. Игра «Запомни слова»
Игра «Говори наоборот»
Упражнение «Подбери слово»
Графический диктант
Повтори рисунок
Завершение занятия
Занятие 23 Развитие учебной мотивации, воображения, общей осведомлённости, мелкой моторики. Игра «Собираемся в школу»
Рисуем синим цветом…
Игра «Узнай, кто я?»
Игра «Волшебные превращения»
Кинезиологическая гимнастика.
Выкладывание из палочек
Завершение работы
Занятие 24 Развитие мыслительных операций, творческих способностей Игра «Доброе утро»
Упражнение «В гостях у животных»
Загадки о животных
Игра «Я знаю пять имен…»
Рисуем «еду для любимых животных»
Графический диктант
Завершение занятия
Занятие 25 Развитие волевой регуляции, произвольности психических функций Игра «Флажок»
Игра «Запретное слово»
Игра «Замри!»
Корректурная проба.
Кинезиологическая гимнастика.
Завершение занятия
Занятие 26 Развитие произвольного внимания, ассоциативного запоминания, координации движений
Развитие речи, ММР, учебной мотивации
Игра «Запомни и нарисуй»
Упражнение «Запомни предложение с помощью рисунков»
Симметричные рисунки
Кинезиологическая гимнастика
Графический диктант
Сказка-пересказ
Завершение работы
Занятие 27 Формирование у ребенка уверенности в себе, осознание своих положительных качеств Упражнение «Я хвалю себя за то…»
Упражнение "Я посылаю свою любовь"
Рисунок «Я люблю…»
Упражнение «Интервью»
Упражнение «Могу научить…»
Завершение занятия
Занятие 28 Развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти, ориентира на плоскости «Запомни сказку»
Игра «Окончание слов»
Симметричные рисунки
Игра «Пары слов»
Пальчиковая гимнастика
Графический диктант
Игра «Вспомни и сравни»
Подведение итогов

Список литературы
1. Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке/ И.В. Вачков.- М.: Педагогика-пресс, 1996.
2. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)/ И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.-144с.
3. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
4. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
5. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
6. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша / Е.И.Светлова. – М.: Эксмо, 2007.-160с.
7. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.
8. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.
9. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.
10. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников: Популярное пособие для педагогов и родителей/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2004.- 120с.

Приложение 1
center3810

center241300Приложение 2
Приложение 3
Фамилия, имя ребенка _____________________________Дата_____
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперангопгкарвлаогмолавсоаетмоалпдобмоапмнкраопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперангопгкарвлаогмолавсоае
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперангоПриложение 4
Приложение 5
Приложение 6


Приложение 6




Приложение 6



Приложение 6
center146050
Приложение 7



Приложение 8

Приложение 9
center76835Приложение 10



Приложение 11

center494665

Приложение 12
Продолжите ряд, начатый художником.

Найдите закономерность и продолжите ряд. Попробуйте придумать аналогичные задачи самостоятельно.

В этом рисунке художник тоже пропустил несколько фигур. Определите эти фигуры и нарисуйте их.

Что должно быть вместо точек? Нарисуйте.

Нарисуйте фигуру вместо точек.


Определите логическую связь в расположении изображений.

Подумайте и нарисуйте то, что должно быть вместо точек.

Найдите закономерность в расположении фигур.

Определите, какую фигуру нужно нарисовать в конце каждого ряда.


center1257300Приложение 12

Приложение 13

Приложение 13


Приложение 13

Приложение 13


Приложение 13

Приложение 13

Приложение 13

Приложение 13

Приложение 13

Приложение 13


Приложение 13


Приложение 13

Приложение 13

Приложение 13

Приложение 13


Приложение 13
Приложение 14
36576001651022860016510
-28003505716270-28003502744470
Приложение 14
18275307620
1827530106680
13741402628900Приложение 15

Приложение 15

Приложение 16
Ледокол «Эхо»
повторяют слова ведущего не полностью, а только последний слог.
Собирайся, детвора! (-ра, -ра)
Начинается игра (-ра, -ра)
Да ладошек не жалей (-лей, -лей)
Бей в ладоши веселей (-лей, -лей)
Сколько времени сейчас (-час, -час)
Сколько будет через час (-час, -час)
И не правда: будет два (-два, -два)
Думай, думай, голова (-ва, -ва)
Как поет в селе петух (-ух, -ух)
Да не филин, а петух (-ух, -ух)
Вы уверены, что так? (-так, -так)
А на самом деле как? (-как, -как)
Сколько будет два плюс два? (-два, -два)
Ходит кругом голова (-ва, -ва)
показывает на ухо Это ухо или нос? (-нос, -нос) -
Или, может, сена воз? (-воз, -воз)
показывает на локоть Это локоть или глаз? (-глаз, -глаз) -
показывает на нос А вот это что у нас? (-нас, -нас) -
Вы хорошие всегда? (-да, -да)
Или только иногда? (-да, -да)
Не устали отвечать? (-чать, -чать) - обычно путаются
Разрешаю помолчать.

Слова:
тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Игра «Загадки»
Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.
Внимание!
Это за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы (заяц)
Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.
Задание №2: Вспомни и повтори загадку?
Игра «Вспомни пару».
1 ряд:
кукла – играть,
курица – яйцо,
нож – резать,
лошадь – сани,
книга – читать,
бабочка – муха,
солнце – лето,
щетка – зубы,
мышка – норка,
снег – зима,
петух – кричать,
корова – молоко,
лампа – вечер.
2 ряд:
жук – кресло,
перо – вода,
очки – ошибка,
рыба – пожар,
топор – кисель,
замок – время,
спички – овца,
голубь – отец,
лепка – трамвай,
сапоги – котел,
расческа – вечер,
кольцо – завод,
чашка – море.
ИГРА
«Что здесь верно, что здесь нет»
Я поэт зовусь Незнайка
Снова начал сочинять
Только страшно мне опять
Вдруг чего то, я напутал
Вдруг, я что то перепутал
Помогите мне друзья
Что здесь верно, что здесь нет?
Дайте мне на все ответ
***
Волки все живут в коре
А жучки все в конуре
А весною из берлоги
Выползают носороги
Что здесь верно, что здесь нет?
Поскорее дай ответ
(обсуждение с детьми кто где живёт)
***
Любят рыбу лоси есть
Да так много, что не счесть
Их детишки прямо в речке
Съели сразу две овечки
Это правда или нет?
Поскорее дай ответ 
(ответы детей)
***
Если снег в лесу растаял
И везде видна трава
Значит, к нам пришла зима
Это верно или нет?
Поскорее дай ответ (ответы детей; можно задать дополнительные вопросы)
***
Если солнце ярко светит
Речки скованы все льдом
А на улице мороз
Щиплет каждого за нос
Отвечайте на вопрос
Правду люди говорят
Что к нам гуси прилетят? (высказывания детей с объяснением своего ответа)
***
Если листья пожелтели
Фрукты, ягоды созрели
Дождик льет как из ведра
Это тоже ведь весна (ответы детей)
***
А теперь я вам скажу
И возможно покажу
Кто родился у кого.
Родила свинья котят
У нее их целых пять
А у лошади вчера
Родилось аж два ежа
Что здесь верно, а что нет
Посмотри и дай ответ
(карточки с изображениями животных и их детёнышей и ответы детей)
***
Это вовсе не секрет
Дней в неделе ровно шесть
Снова, снова не зевай
Поскорее отвечай
Если сможешь, сосчитай
Назови и отвечай (обсуждение с детьми, повторение названий дней недели)
***
Начинаю я считать: раз, два, три и пять
Шесть, семь восемь, десять
А теперь ты дай ответ
Это правильно или нет? (ответы детей)
***
Птицы сели к нам на грядку
Сосчитаем по порядку
Две вороны, два грача
Зайца два и три стрижа
Получилось ровно пять
Иль считать мне все опять
Снова - снова не зевайте
Проверяйте, отвечайте
Это верно или нет
Дайте мне скорей ответ (ответы детей с полным объяснением)
***
И опять не зевай
Что здесь лишнее отвечай
Чайка, ворон, воронята
Воробей и лягушата (ответы детей)
***
Будь внимательным дружок
Слушай дальше мой стишок
Это правда или нет
Что звезды падают с небес (падают метеориты)
***
А теперь ты мне ответь
Пингвин птица или нет?
 (ответ детей)
***
Каждый грамотный ребёнок
Должен твердо знать с пелёнок
Светофор наш лучший друг
Он всегда укажет путь
Если красный свет горит
Ты дорогу - переходи
Желтый свет тебе подскажет
А зеленый стоп нам скажет
Это верно или нет?
Поскорее дай ответ (обсуждение с детьми)
***
Вот спасибо вам ребята
Помогли найти ответ
Что здесь верно, а что нет
Я пойду все исправлять
А вы, можете гулять.

Приложение 17.
Смысловые пары
шум-вода,
стол-обед,
мост-река,
рубль-копейка,
лес-медведь,
дуб-желудь,
дичь-выстрел,
рой-пчела,
час-время,
гвоздь-доска.
зеркало - лампа
муха - стол
ведро - диван
змея - улица
лопата - ветер
ложка - смех
игла - забор
книга - стена
пол - вечер
мяч - рыба
Затем через небольшой перерыв он читает лишь 1-ое из слов каждой пары, и ученики должны припомнить 2-ые слова.
Задание 2:
Чтение ребёнку цепочки слов (по одной), а затем просьба его повторить цепочку, как он запомнил:
дом - стол - арбуз - кошка - миска
озеро - мак - заяц - карандаш - рис
лодка - цветы - двор - книга - ужин
поле - конь - утка - стул - грабли
ящик - снег - суп - роза - апельсин
Игра «Чемодан»
Игра на развитие памяти. Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него ...огурец». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево». И так далее. Каждый по очереди добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.
Игра «Чёрный ящик»
Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее.
Игра «Продолжи предложение»
«Учись читать книги, потому что …»,
«Слова надо говорить громко, потому что …»,
«Если бы я был волшебником, я бы …»
Игра «Ответь за одну минуту»
- Назови «самолёт» Хоттабыча.                               
– Как зовут жену аиста.
- Что всё время теряет бабушка?                           
— В какой сказке герой сделан из муки?
- Как зовут жену селезня?                                         
— Как называется наша школа?
- На какой улице ты живёшь?                                  
— Берёза – это плодовое дерево?
- Назови детёныша овцы.                                        
– Назови «самолёт» Бабы Яги.
- Как зовут твою маму?
— Какое сейчас время года?
- Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?
— Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?
— Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?
— Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?
— Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?
Задание «Составь предложение с союзом «а»
- газета и кастрюля          — расчёска и галстук           — вилка и ложка
— лопата и ведро                — собака и кот                      — карандаш и ручка
Например: «Газету читают, а в кастрюле варят суп».
Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой
сахар (какой)….сладкий,
снег….
лимон….
снег белый, холодный (еще какой?);
морковь желтая….
солнце теплое… и т. Д . 
Подбирать противоположные по смыслу слова.
Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.
Например,
«Сахар сладкий, а лимон…»,
«Луна видна ночью, а солнце…»,
«Огонь горячий, а лед…»,
«Тополь высокий, а шиповник…»,
«Река широкая, а ручей…»,
«Камень тяжелый, а пух…»,
«Редька горькая, а груша…».
«Если суп не горячий, то значит какой?
Если в комнате не светло, то в ней как?
Если сумка не тяжелая, то значит она какая?
Если нож не тупой, то значит он какой?»

Угадай кто ты
Кот
Пес
ЧебурашкаМяч
Сапог
Пенал
Бант
Превращения
Ворона - ворота,
уж - ум,
корова - корона,
муха - мука,
кот - рот,
коза - роза, рак - бак,
цапля - капли,
зверь - дверь.