Программа Малышкина школа. Для подготовки детей к школе.

Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО: Директор МБОУ «Кубасская
средняя школа»:
________ О.П.Жарёхина _________ А.С.Бусыгина

·
·
·
Программа
«Малышкина школа»












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В постановлении Правительства РФ «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
За последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учится и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков.
Однако одной из самых острых оказалась проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Дошкольные учреждения целенаправленно готовят детей к обучению в школе.
Но в нашем обществе за последние годы наметились две отрицательные тенденции:
Сокращение дошкольных учреждений, что приводит к сокращению численности детей, посещающих детский сад.
Социальное расслоение общества привело к возникновению социально – незащищённой группы населения, дети не посещают детские сады из-за высокой оплаты.
Количество детей, посещающих дошкольные учреждения, сократилось, что привело к возникновению трудностей и проблем при их обучении в начальной школе.
Следовательно, создание системы подготовки детей к обучению в школе, ориентированной на выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников становится для школы стратегической задачей.
Основные цели программы:
осуществление подготовки дошкольников как части общей готовности к обучению в общеобразовательной школе;
развитие умственных способностей детей как необходимого условия полноценного возрастного развития личности ребенка, его индивидуальных, творческих способностей, интеллекта.
Задачи программы:
сформировать у дошкольников необходимый уровень математических понятий, представление о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах;
формирование устной и письменной математической речи.
Задачи развития:
Развитие личности ребенка, его дарований и способностей путем самостоятельного решения творческих и других задач;
Развитие интеллекта через формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развитие основных познавательных процессов (внимание, восприятие, мышление, память, воображение) в процессе овладения содержанием учебного материала по предмету «математика»;
Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника, его мотивационной сферы;
Развитие произвольного поведения через коррекционные и развивающие упражнения на произвольную сферу;
Развитие коммуникативных способностей детей посредством групповых игр;
Развитие крупной и мелкой моторики через систему соответствующих игр и упражнений;
Развитие творческих способностей, образного мышления;
Развитие математической речи; умения высказывать и обосновывать свои суждения.

Задачи воспитания:
Воспитание гуманистической направленности поведения;
Воспитание доброжелательного, отзывчивого, тактичного отношения к взрослым и сверстникам;
Воспитание культуры общения.

Личностная готовность- формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника». А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
Интеллектуальная готовность- формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно- двигательной координации.
Специальная готовность- формирование навыков письма, чтения, счёта.
Соответственно, на каждом занятии решается комплекс задач, направленный на развитие:
- произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной);
- произвольного и непроизвольного внимания;
- повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать);
- творческого воображения;
- мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья;
- формирование позитивной мотивации.








Тематический план уроков развития речи,
звуковой культуры и подготовки к обучению грамоте

Тема урока
Содержание уроков

Урок №1, №2
Знакомство с детьми.
Правила поведения на уроках.
Объединение группы предметов общим понятием.
Понятие «слово».
Основные правила поведения учеников на уроках. Объединение группы предметов общим понятием. Дать понятие «слова» на конкретных примерах: Слова мы произносим, слышим. Разучивание чистоговорки.


Урок №3, №4
Составление рассказов по серии картинок.
Установление причинно-следственных связей.
Развитие фонематического слуха
Название города, в котором мы живем. Мой адрес. Игра «Парочки». Запоминание и воспроизведение 10 слов. Составление рассказа по серии картин. Игра в слова и звуки. Выделение заданного звука в словах. Разучивание чистоговорки.

Урок №5, №6
Установление последовательности и количества звуков в слове, их дифференциация.
Установление логических связей в парах рисунков.
Знакомство и работа со звуковой линейкой. Определение последовательности звуков в словах с помощью звуковой линейки. Игра «парочки» - установление логически связанных пар. Разучивание чистоговорки.

Урок №7,№8
Упражнение в определении последовательности о количестве звуков в предложенных словах.
Работа со словами, различающимися одним звуком.
Составление рассказов по серии картин.
Определение количества звуков и их последовательность в словах «мышка» и «мишка». Определение различающихся звуков в этих словах. Образование новых слов путем изменения одного звука: кот – рот, кот – кит, кот – кол, рак – мак – лак, дуб – зуб.
Игра «Что было раньше, что потом».
Игра «Кто кем будет».
Разучивание чистоговорки.

Урок №9, №10
Составление рассказа по впечатлениям.
Подбор слов с противоположным значением.
Звуковой анализ слова.
Составление рассказов о состоянии погоды в течении дня. Игра «Волшебник» - составление имен по первым звукам предложенных слов. Звуковой анализ слова «пила». Разучивание чистоговорки.

Урок №11
Деление слова на слоги
Определение количества слогов в слове.
Игра «назови лишний предмет». Деление слова на слоги и определение их количества в слове. Разучивание чистоговорки.

Урок №12
Звуковой анализ слова
Игра «Профессия». Звуковой анализ слова врач». Разучивание чистоговорки.

Урок №13
Составление рассказа по данному началу
Сочинение продолжения сказки по предложенному началу. Подбор слов по первому предлогу: го-ра, го-ло-ва, го-лубь, го-лу-бая и т.д. Звуковой анализ слова «банан».

Урок №14
Звуковая культура речи
Называние времен года в правильной последовательности. Игра «Что общего» - нахождение общего признака в паре предметов. Звуковой анализ слова «зонт». Разучивание чистоговорки.

Урок №15
Обучение пересказыванию
Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Разучивание чистоговорки.




Тематический план уроков по формированию элементарных математических представлений
Тема урока
Основные понятия, формируемые на уроке

Урок №1, №2
Пространственная ориентация, счет предметов в пределах 5, знакомство с цифрами 1,2.
Левая, правая рука; левая, правая сторона, слева, справа.
Устный счет в пределах 5, соотношение счета с количеством предметов.
Знакомство с цифрами 1,2, уметь конструировать их из проволоки.

Урок №3, №4
Ориентирование на плоскости. Знакомство с образованием чисел 3,4. Знакомство с числами 3,4.
Знакомство с понятием: «лист», «страница», углы – верхний правый, верхний левый, центр.
Знать и называть расположение предметов на плоскости.
Образование чисел 3,4 и знакомство с цифрами 3,4. Конструирование их из проволоки.

Урок №5, №6
Установление соотношения между двумя множествами: «меньше», «больше», «равно». Знакомство с образованием чисел 5,6 и цифрами 5,6.
Знать разные способы сравнения двух групп предметов, (уст.пар, соединение линиями в пары). Знать способы уравнения множеств. Познакомить со способами образования чисел 5,6 и цифрами их обозначающими. Конструирование этих чисел из проволоки.

Урок №7,№8
Установление соотношения между предметами: выше – ниже, длиннее – короче, уже – шире; образование чисел 7,8; цифры 7,8.
Сравнение предметов по признакам: выше – ниже, длиннее – короче, уже – шире с помощью приемов наложения предметов друг на друга и с использованием одинаковой мерки. Образование чисел 7,8, обозначение их цифрами 7,8. Конструирование их из проволоки.

Урок №9, №10
Закрепление умения устанавливать соотношения между множествами, умения их уравнивать. Образование чисел 9,10 и цифрой 9 и записью числа 10.
Самостоятельное установление соотношений между понятиями «меньше», «больше», «равно».
Уравнение множеств двумя способами: прибавление к меньшему множеству недостающих элементов или удаление из большего множества лишних элементов. Образование чисел 9,10. Конструирование из проволоки цифры 9. А как сделать число 10? Необходимо сделать цифры 1 и 0.

Урок №11
Знакомство с числовым рядом, счёт чисел в прямом и обратном порядке. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал.
Визуальное знакомство с плоскостными геометрическими фигурами: квадрат, круг. Их различие.
Знакомство с прямоугольником на основе сравнения с квадратом (наложением), сравнением круга и овала (наложением).
Составление «числовой лесенки».
Счет в прямом и обратном порядке.

Урок №12
Знакомство с понятием «арифметическая задача». Обучение детей составлению задач на сложение. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Закрепление счёта.
Знакомство с понятием задач на примере решения конкретных задач. В задаче всегда о чем-то спрашивают. Решить задачу – ответить на вопрос задачи.
Выполнение заданий, связанных с рисованием геометрических фигур в определенном порядке.
Умение называть числа, расположенные до и после названного числа.

Урок №13
Знакомство со структурой задачи: условие, вопрос. Учить составлять задачи по предложенному сюжету и числам.
Знакомство со структурой задачи при решении конкретных задач. То, о чем говорится в задаче – условие. То, о чём надо узнать – это вопрос. Придумывание и составление детьми задач по разыгранным сюжетам. Закрепление умения различать и называть геометрические фигуры. Находить в окружающей обстановке похожие на них предметы.

Урок №14
Составление и решение задач. Уметь решать нестандартные задачи. Соотношение множества, числа, цифры.
Решение задач – шуток. Составление детьми самостоятельно задач по предложенным сюжетным рисункам.
«Лото» - к каждой картинке – соответствующую цифру.

Урок №15
Решение задач, воспринятых на слух. Решение задач на логическое мышление
Решение задач, стихов, воспринятых на слух.
Решение логических задач.


Тематический план уроков по развитию начальных графических навыков, правильной постановки руки, развитию мелкой моторики рук

Тема урока
Основные понятия, формируемые на уроке

Урок № 1, 2.
Развивать волевую саморегуляцию, внимание. Научить правильно, держать карандаш в руке. Письмо прямых и наклонных параллельных линий. Изготовление оригами «собачка».

Соединение рисунка «дождь» но точкам – прорисовывание параллельных линий. Упражнение для пальчиков – пальчиковая игра «Весёлые пальчики». Работа с карандашом в тетради – прописывание наклонных и прямых параллельных линий.

Урок № 3, 4.
Развитие согласованной работы зрения и рук. Знакомство с понятием рабочая строка, верхняя, нижняя линия.



Пальчиковая игра «Весёлые пальчики». Прописывание узора из безотрывных зигзагообразных линий («волны»). Сверка с образцом. Рисование по точкам. Обведи и раскрась, не выходя за контур. Оригами («кот»). Знакомство с рабочей строкой, её верхней и нижней линией. Прописывание наклонных линий с закруглением.

Урок № 5,6.
Развитие внимания, мелкой моторики, аккуратности, выработка умений работать на рабочей строке.
Выполнение параллельной штриховки в рисунке. Пальчиковая игра «Домик». Прописывание геометрического узора безотрывно («флажки», «лесенка»). Оригами «Ворон». Работа на рабочей строке – письмо линий с закруглениями вверху и внизу.

Урок № 7, 8.
Развитие способностей длительное время удерживать внимание. Воспитывать усидчивость и аккуратность при работе в тетради.

Штриховка рисунка параллельными линиями. Пальчиковая игра «Грибы». Рисование окружностей - против часовой стрелки. Оригами «Лисичка». Прописывание овалов на рабочей строке.

Урок № 9, 10.
Развитие способности длительное время удерживать внимание, тренировать мелкую моторику.

Штриховка рисунка округлыми линиями, не наезжая друг на друга. Игра «Весёлые пальчики». Оригами «Соловей». Прописывание в рабочей строке наклонных линий без отрыва.

Урок № 11.
Развитие навыков самоконтроля, умение действовать по образцу, развитие пространственной ориентации.

Закрашивание рисунка по спирали: «Как клубок наматываем». Пальчиковая игра «Утро». Прописывание узоров («домики», «горки», которые отражается в воде). Оригами «Самолет». Прописывание в рабочих строках безотрывных линий по образцу.

Урок № 12.
Развивать навыки самоконтроля, умение действовать по образцу, развивать пространственную ориентацию.

Выполнение штриховки слева направо горизонтальными линиями. Пальчиковая игра «Братья». Оригами «Курочка».



Урок № 13
Развитие мышечной силы пальчиков, внимания и пространственной ориентации.

Штрихование рисунка по контуру вертикальными линиями. Повтор и рисование по образцу. Пальчиковая игра «зайчик». Прописывание наклонных линий с петлёй. Оригами «треуголка».

Урок № 14
Развитие мышечной силы пальчиков, координированность действий зрения и руки.


Штрихование рисунка наклонными линиями с одинаковыми промежутками. «Продолжи узор» - самостоятельно, по предложенному образцу продолжить узор. Пальчиковая игра «Сон». Прописывание в рабочей строке узоров. Оригами «дерево».

Урок № 15.
Развитие самостоятельности, умения выполнять действия по инструктажу.

Обведение по пунктирам рисунка леса, цветов.
Самостоятельная работа тетради. Оригами «тюльпан».


Заголовок 315