Рабочая программа субботней школы развития детей по подготовке к обучению в школе «Малышкина школа» — АБеВеГеДейка
МОУ «Средняя школа №5»
Программа
субботней школы развития
детей по подготовке
к обучению в школе
«Малышкина школа»
Составитель: Савосина У.В.,
учитель начальных классов
МОУ «средняя школа № 5»
2013 - 2014 гг.
I Пояснительная записка.
Рабочая программа по обучению грамоте для субботней школы развития детей по подготовке к обучению в школе «Малышкина школа» для будущих первоклассников составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями второго поколения (дошкольное образование), на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» и Учебного плана для «Малышкиной школы» на 2013-2014 учебный год.
Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте и развитию речи ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Занятия по данной программе направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу в группе. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова. Программа поможет детям научить правильному произношению звуков, развитию фонематического слуха и восприятия, сформировать навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Данная программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
*разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия.
*формирование у детей 6 -7 лет навыков звуко-буквенного анализа, чтения, подготовки руки к письму, развития коммуникативных способностей на основе общения, учебной мотивации с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
*Работать по пяти единицам речи: звук, буква, слог, слово, предложение. Закреплять и совершенствовать умение делить на слоги и воспроизводить звуковой анализ слов.
* Обучить ребенка сознательному, правильному и плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
*Расширять словарный запас, обогащать активный словарь. Прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку.
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Всего должно быть проведено 10 занятий.
II Содержание предмета
«АБеВеГеДейка».
1.Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2.Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3.Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные зауки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4.Обучение звуко – слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
III.Календарно-тематический план занятий.
№
п/п
Тема занятия
Звуки и буквы у, о, а. Грамматическая сказка о звуках и буквах.
Звуки и буквы э, ы.
Звуки и буквы ю, ё, я.
Звуки и буквы е, и.
Звуки гласные и согласные. Буква м и звук, который она обозначает.
Буквы п, б и звук, который они обозначают. Глухие и звонкие согласные. Чтение слогов с буквами б и п.
Буквы в, ф и звук, который они обозначают. Глухие и звонкие согласные. Чтение слогов с буквами в и ф.
Буквы г, к и звук, который они обозначают. Глухие и звонкие согласные. Чтение слогов с буквами г и к.
Буквы д, т и звук, который они обозначают. Глухие и звонкие согласные. Чтение слогов с буквами д и т.
Буквы ж, ш и звук, который они обозначают. Глухие и звонкие согласные. Чтение слогов с буквами ж и ш.
IV. Прогнозируемые результаты программы
умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
умение сравнивать, обобщать, исключать лишнее;
умение работать в коллективе, взаимодействовать, планировать и контролировать свои действия;
умение общаться со сверстниками и взрослыми;
умение говорить и слушать;
умение читать по слогам 2-3сложных слов и простейших предложений;
развитие грамматического строя речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
умение оперировать единицами речи: звуком. словом, слогом, словосочетанием, предложением;
умение употреблять в речи форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
умение подбирать предлоги к словам, исправлять ошибки в употреблении предлогов;
умение отвечать на вопросы;
умение участвовать в диалоге;
умение пересказывать подробно небольшой по содержанию текст;
умение составлять рассказ по картинке, событию, увиденному;
развитие фонематического слуха;
умение соотносить количество звуков в слове с буквами;
умение делить слово на слоги;
умение определять ударение в слове.
V Список литературы
- Солнечные ступеньки. Рабочие тетради дошкольника . Автор : Коллектив Издательство: Кировская областная типография. 2013
- «Энциклопедия методов обучения чтению» Кириллова Л.
- Художественная литература: стихи, потешки, сказки, дразнилки и т.д.
- Методическая литература: словесные, дидактические, развивающие игры.
15