Подготовка к школе (рабочая программа по букварю Жуковой)
Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Данное планирование составлено к учебному пособию
«Букварь» Жуковой Н.С.
Пояснительная записка
Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задача, стоящая перед педагогом: легко и весело ввести ребенка в письменность, сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. Требования к уровню подготовки детей к концу года.
Обучающие должны уметь:
▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;
▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
▫ свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
▫ правильно согласовывать слова в предложении;
▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
▫ ориентироваться на странице книги;
▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
▫ правильно использовать предлоги;
▫ правильно произносить звуки
№
п/пТема занятия Количество занятий Дата
проведения
1 Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Гласные звуки [а], [у]; буквы А, а, У, у. 4 2 Гласные и согласные звуки. Гласный звук [о], буквы О, о.Согласные звуки [м], [м]; буквы М. Деление слов на слоги, определение слогов в словах. 4 3 Учимся соединять буквы. Чтение слогов. Согласные звуки [с], [с];буквы С, с. Учить называть слова с заданным слогом. 3 4 Закрепление букв А. О, У, М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама. 3 5 Согласные звуки [х], [х]; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО. 3 6 Согласные звуки [р], [р]; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. 3 7 Согласный звук [ш], всегда твёрдый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трёх слов. 2 8 Гласный звук [ы]; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слова МИШКА, МЫШКА. 3 9 Согласные звуки [л], [л]; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. 4 10 Согласные звуки [н], [н]; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. 4 11 Согласные звуки [к], [к]; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах. 4 12 Согласные звуки [т], [т]; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. 4 13 Гласный звук [и]; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. 3 14 Согласные звуки [п][п]; буквы П, п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста. 4 15 Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки [з], [з]; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Омонимы (Слова звучат одинаково, но смысл разный). 4 16 Согласный звук [й]; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. 3 17 Согласные звуки [г], [г]; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. 4 18 Согласные звуки [в], [в]; буквы В, в. Вопросительные предложения. Пересказ прочитанного. 3 19 Согласные звуки [д], [д]; буквы Д. Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. 3 20 Согласные звуки [б], [б] ; буквы Б, б. Сопоставление звуков и букв Б-П. 2 21 Согласный звук [ж]; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Познакомить с правилом написания - ЖИ. 3 22 Буквы Е, е .Звуковой анализ слов с буквой Е . Пересказ прочитанного текста. 3 23 Буква ь. Буква ь- показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова определенной структуры. 3 24 Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ,БА-БЯ. Пересказ прочитанного текста. 3 25 Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю : ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ . 2 26 Буквы Е, е. Развитие речи. Звуковой анализ слов с буквой Е. Сопоставление букв Е-Е. Закрепить умение составлять предложение с заданным количеством слов. 3 27 Мягкий согласный звук [Ч] ;буквы Ч , ч . Звуковой анализ слов. Закрепить знания о словоразличительной роли букв в слове. 3 28 Гласный звук [э] ;буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в,на,за и др.) 3 29 Согласный звук [Ц]; буквы Ц, ц. 3 30 Согласные звук [Ф];буквы Ф, ф. 3 31 Согласный звук [щ] ;буквы Щ, щ. 3 32 Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Алфавит.