Урок по истории Кто есть кто в Киевской Руси? (6 класс)

Урок «Кто есть кто в Киевской Руси? Русское общество в XI веке».

Цели урока: сформировать преставление об общественном развитии Руси, установить причинно-следственные связи в развитии древнерусского общества, раскрыть процесс формирования социальной структуры на основе общественного неравенства, создать ситуации, требующие морального выбора, оценить структуру общества с современных гуманистических позиций, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и взаимодействия ученика и учителя.

План урока:
I. Проблема урока: Кто правит государством?
II. Поиск решения проблемы:
1. Жители Руси. Свободные или холопы?
Примерный вывод по проблеме: основное население Руси – свободные люди, хотя процесс расслоения идёт и формируется социальная лестница.
2. «Верхи» и «низы» древнерусского общества.
Примерный вывод по проблеме: «верхи» (князья, бояре, дружинники и пр.) обладали феодальными вотчинами и постепенно осуществляли процесс закабаления «низов» (смерды, рядовичи, закупы, холопы, челядь)
3. Город или деревня?
Примерный вывод по проблеме: города становятся не только центрами ремесла и торговли, но и центрами культуры и духовности, что приводит к формированию древнерусской народности.
Примерный вывод по проблеме урока: Во главе государства стоит великий князь Киевской Руси, опорой которого является дружина.


Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
На прошлом уроке мы говорили о принятии христианства на Руси. Докажите, что Крещение способствовало развитию общества.

Давайте ознакомимся с документами после
# 8 и выясним, можно ли говорить о завершении процесса складывания общественной структуры в Древней Руси.
Ученики должны назвать те изменения в обществе, к которым привело Крещение.


Ученики знакомятся с документами, отвечают на вопросы к ним, выявляют противоречие между справочными сведениями и отрывком из летописи.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).




Коммуникативные УУД
1. Умение работать в группе.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.






Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Формировать личностную позицию гражданской идентичности.


II. Версии.
Какую проблему урока нам предстоит решить?

Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?

Называют те слои общества, которые правят.

Предлагают свои версии.


III. Актуализация знаний.
Если мы говорим о структуре общества в нашей стране, то нам необходимо вспомнить определения общества, расслоения.


Ученики вспоминают определения общества, расслоения.




IV. Планирование деятельности.
Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо изучить общество Древнерусского государства, а именно положение различных социальных групп.



V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Жители Руси. Свободные или холопы?
Давайте сравним социальную структуру феодального общества Западной Европы и Киевской Руси XI века, для этого откройте # 8, найди информацию, и составьте таблицу в тетради. Выскажите мнение о жителях Киевской Руси.

2. «Верхи» и «низы» древнерусского общества.
На Руси наряду со свободными людьми появляются знатные землевладельцы и зависимые люди. Работа в группе - воспользуйтесь схемой в учебнике и составьте устный развернутый ответ на этот вопрос.


3. Город или деревня?
Одним из признаков цивилизации являются города. Одно из названий Руси – Гардарика, страна городов. Как вы думаете, название справедливо?
Какую роль играл город в жизни человека?
Докажите, что город на Руси был центром ремесла и торговли.


Ученики работают с учебников, составляют таблицу. Выдвигают версии по поводу свободы и зависимости жителей Киевской Руси.




Выслушиваются мнения учеников от рабочей группы.
Любой ответ должен быть аргументирован.






По поводу названия могут возникнуть споры, так как городов на Руси было гораздо меньше, чем в Европе.
Должно быть указано, что город – центр ремесла и торговли, и перечислены остальные функции города.
На основе текста учебника должны быть указаны наличие торга, деньги, ремесленные мастерские.



VI. Выражение решения проблемы.
Итак, давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока - Кто есть кто в Киевской Руси?

Ученики характеризуют различные социальные группы, подчеркивают доминирующую роль князя и дружины.


VII. Применение нового знания.


Дайте аргументированный ответ – Насколько изменилось структура общества за 1000 лет? В чем сходство?

Работа в группе. Выполните задание. Перед вами слова, обозначающие представителей различных социальных слоёв на Руси в XI веке.

Расположите их в соответствии со значимостью их общественного положения.
Боярин, смерд, горожанин, дружинник, рядович, монах, закуп, князь, холоп.


Выслушиваются различные мнения. Любое мнение должно быть аргументировано.

Ученики на отдельных листах формата А4 стоят феодальную лестницу.







VIII. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание. Прочесть # 8 и ответить на вопросы к параграфу.
Выписать новые понятия по теме в тетрадь, составить синквейн.















15