Математический КВН + между учащимися 7 и 8 классов «О математике и в шутку, и всерьёз»
Математический КВН +
между учащимися 7 и 8 классов
«О математике
и в шутку, и всерьёз»
Горбачук Татьяна Петровна, учитель математики
Цель: формирование творческого подхода к изучению математики, воспитание культуры совместного творчества.
Задача: формирование командного духа, повышение мотивации к изучению математики, активизирование знаний обучающихся.
Оборудование: плакаты, стенды, реквизит; мероприятие проводится в сопровождении двух презентации: «Своя игра» и «Что мы знаем о КВНе».
Действующие лица: ведущий, команды участников 7-го и 8-го класса, жюри КВН.
Вступительное слово учителя.
(Звучит музыка – вступление к телевизионной игре КВН.)
Дорогие гости и участники нашей игры!
Все вы, конечно, хорошо знаете это вступление к телевизионной передаче КВН:
Мы начинаем КВН,
Для кого? Для всех нас,
Чтоб понятно стало всем:
Математика нужна!
Сколько в зале здесь гостей?
Сосчитай! Угадай!
Сколько будет здесь побед –
Не считай. Не проиграй!
Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики! Чтобы Вы немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования. В общем, провели время с пользой. (Ппросмотр презентации)
Для чего же мы сегодня начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится!» Ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает «учиться и приобретать знания». И, если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».
Я хочу, чтобы вы убедились, что математика чудесная, не сухая наука, и что, заниматься ею также увлекательно, как и играть в КВН. Итак, мы начинаем КВН, девиз которого: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий!» (написано на плакате)
Математический КВН
Названия команд называет ведущий:
Команда 7 «А» класса ____________________________________.
Команда 7 «Б» класса_____________________________________.
Команда 8 «Б» класса_____________________________________.
Ведущий: Чтоб нам КВН не нарушить порядок – Приветствия ваши мы выслушать рады.
Уважаемые любители математики, болельщики и зрители! Давайте поближе познакомимся с командами.
Выступление команд
1. ПРИВЕТСТВИЕ
1. Команда 7 «А» класса
2. Команда 7 «Б» класса_____________________________________.
3. Команда 8 «Б» класса_____________________________________.
2. РАЗМИНКА
Ведущий: Чтоб всё в КВН-е прошло без заминки, его мы начнем… ну, конечно, с разминки.
Правило конкурса: Ведущий задает вопрос на смекалку. Кто быстрее ответит на вопрос, тот получает 1 балл, за каждый правильный ответ.
Вопросы:
Если стоят рядом два осла: один головой к северу, а другой головой к югу, то могут ли они видеть уши друг друга?
(Правильный ответ: Да, если станут друг против друга )Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики - …..? (Правильный ответ: арифметика.)
Почему штативы к фотоаппаратам, к землемерным инструментам и рояли имеют три ноги, а не четыре?
(Правильный ответ: потому что, треугольник более устойчивая фигура.)
Перечислите 5 дней недели подряд, не упоминая чисел и названия дней.
(Правильный ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра и послезавтра.)
Какие 3 числа при умножении и при сложении дают один и тот же результат?
(Правильный ответ: 1,2 и 3.)
Почти такая же большая, как Эйфелева башня, но не весит ни грамма? (Правильный ответ: тень .)
Когда мы говорим «десять» смотря на цифру «2»?
(Правильный ответ: когда смотрим на часы, а часы показывают 10 минут какого либо часа.)
6. Кто из древних математических ученых был чемпионом по кулачному бою? (Правильный ответ: Пифагор )КОНКУРС 3: СПОРТИВНАЯ МАТЕМАТИКА.
ВЕДУЩИЙ 2: Вы, наверное, уже засиделись и хотите размяться! Сейчас вам будет предоставлена такая возможность. (Помощники прикрепляют на спины членов команд карточки с различными числами. Причём, каждый участник не знает, какое число прикреплено ему на спину Задача каждой команды: как можно быстрее построиться по порядку номеров. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
Варианты номеров могут быть следующими:
КОМАНДА 1: 4 12 27 78 100 213 909 КОМАНДА 2: 7 16 38 92 119 200 815
КОМАНДА 3: 5 13 31 90 111 201 840 4 конкурс: Ведущий: Поверим, насколько хорошо вы знаете имена известных математиков.
Вопросы:
Величайший ученый древности. Год его смерти – год падения Сиракуз. Он погиб от рук римского солдата. Он проверил чистоту золотого венца царя с помощью закона выталкивающей силы. Он открыл ряд важнейших законов природы, которые изучает физика. Его важнейшими вкладами в математику являются открытие числа П, формул для вычисления площадей и периметра важнейших геометрических тел и фигур. (Архимед)
В школьном курсе геометрии изучается ряд теорем открытые именно этим известным математиком. Такие как: теорема о сумме углов треугольника, теорема названная в его честь. (Пифагор)
Первый крупный российский ученый, основоположник русской науки, один из первых русских академиков. Обучался в славяно-греко-латинской академии. 13-летней программой овладел за 5 лет. (Ломоносов)
Греческий ученый родом из Стагира, ученик Платона. (Аристотель)
Великий среднеазиатский ученый, от имени которого произошло название алгебры как науки. (Мухаммед Аль-Хорезми)
Знаменитый ученый, который свел воедино все открытия греческих математиков в трудах под , которые служили учебниками на протяжении двух тысячелетий. Этот ученый жил более двух тысяч лет назад и был современником царя Птолемея I.Он старше Архимеда.Вам известен его алгоритм нахождения НОД двух целых чисел.Его считают основателем геометрии. Кто это. (Евклид)
Родился в 1777году.В 19 лет дал полное решение построения правильного семиугольника и девятиугольника. Над решением этой задачи ученые бились в течение 2-х тысяч лет.Это знаменитые его слова: «Математика-царица всех наук, арифметика-царица математики» Кто он? (Гаусс) Ведущий .Слово предоставляется жюри.
5 КОНКУРС КАПИТАНОВ
Ведущий: Капитаны команд должны обладать гибким умом, т.е. найти правильное решение в трудную минуту. Давайте проверим.
Капитанам предлагается определить описываемый предмет (задания даются поочерёдно)
- квадрат со срезанными углами (круг)
- вздувшаяся точка (шар)
- монетка (циркуль)
- кусок палки (линейка)
- сборник автографов (ученический дневник)
- обмякший квадрат (ромб)
6. Конкурс болельщиков
Ведущий: Пока капитаны думают, над задачей у доски проведем конкурс болельщиков.
Задание: Нужно вспомнить как можно больше пословиц и поговорок, в которых есть числа.
Например:
Семь бед - один ответ.
Семеро одного не ждут.
Раз-два, и обчелся.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Один в поле не воин.
Двое одного не ждут.
Все за одного, один за всех.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Добрый друг лучше ста родственников.
КОНКУРС 7: ГЛАЗОМЕР.
Командам предлагается на глаз определить:
- какова длина карандаша
- какова площадь страницы тетради
- каков объём спички
- каков диаметр 100-теньговой монеты
- какова площадь учебника “Геометрия”
- какова длина школьной парты.
КОНКУРС 8: ГРАМОТЕИ.
К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: БИССЕКТРИСА, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД, ДЕЦИМЕТР, ЧАСТНОЕ, ТРАНСПОРТИР, УРАВНЕНИЕ, АБСЦИССА, ОРДИНАТА, КООРДИНАТА.
9. Брейн-ринг (Презентация)
Содержание вопросов, ответы:
1. Один господин написал о себе:
«Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять». Что забыл сделать господин?
Ответ:
Господин забыл поставить в тексте двоеточие. Он должен был написать:
«Пальцев у меня двадцать: пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять».
2. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
Ответ: В 11 раз
3. Джонатан Свифт – автор “Путешествия Гулливера” боялся запутаться в геометрических отношениях. У лилипутов все было в 12 раз меньше. Во сколько раз Гулливеру требовалось больше сукна на костюм, чем лилипутам?
Ответ: 122=144
3. Сколько в доме животных если все они, кроме двух, - собаки, все, кроме двух, - кошки, и все, кроме двух, - попугаи?
Ответ:
Не больше двух или три (кошка, собака попугай)
4. Рыбака спросили, сколько он поймал рыбы. Он ответил: «Половину восьми, шесть без головы. Девять без хвоста». Сколько рыбы поймал рыбак?
Ответ: Нисколько
5. Баскетбольный матч команд школ № 20 и № 6 закончился со счётом 75:80, но ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как такое могло случиться?
Ответ:
Очень просто! Играли баскетболистки.
6. Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена?
Ответ: Один
7. Три брата учились в разных классах одной школы: Ваня, Саша и Коля. Ваня был не старше Коли, а Саша не старше Вани. Назвать имена старшего, среднего и младшего братьев.
Ответ:
Коля-старший, Ваня - средний, Саша – младший
8. В ящике 10 шаров – синие и красные. Какое количество синих шаров в ящике, если вытащив любые 2 шара, среди них обязательно увидим хотя бы 1 красный?
Ответ: Один
9. Король пожелал сместить своего министра, не слишком обидев его. Он подозвал министра к себе и предложил выбрать один из двух листочков, пояснив, что на одном написано «Уходите», а на другом – «Останьтесь». Листок, который вытащит министр решит его судьбу. Министр догадался, что на обоих листках написано «Уходите».
Помогите министру сохранить своё место.
Ответ:
Министр может вытащить листок бумаги и, не глядя, например, сжечь его. Так как на оставшемся листке написано «Уходите», королю придётся признать, что на уничтоженном листке значилось «Останьтесь».
10. Назвать «среднее арифметическое» женщины и рыбы
Ответ: Русалка
11. Назвать «среднее арифметическое» пианино и баяна
Ответ: Аккордеон
12. Назвать «среднее арифметическое» мужчины и коня
Ответ: Кентавр
13. Назвать «среднее арифметическое» холодильника и вентилятора
Ответ: Кондиционер
14. Назвать «среднее арифметическое» ежа и змеи
Ответ: Колючая проволока
15. Шарада.
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
Ответ: Плюс-полюс
16. Многие отношения, полученные в математике, используются и в живописи, и в архитектуре. Это известное отношение использовал древнегреческий скульптур Фидий при строительстве храма Парфенон. О каком отношении идёт речь?
Ответ: Золотое сечение
17. Он первым предложил использовать особые знаки синуса, косинуса и тангенса. О ком идёт речь?
Ответ: Леонард Эйлер
Английский математик и логик Чарльз Доджсон в течение 26 лет был профессором Оксфордского университета, написал много трудов по математике. Одна из его книг стала любимой детской книгой в Англии. Что это за книга?
Ответ: Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
18. Этот математик обладал незаурядным литературным талантом. Им написаны драма “Борьба за счастье”, роман “Нигилистка”, повести “Воспоминания детства”, “Сестры Ржевские” и др. рассказы и стихи. Назовите этого русского математика, который высшее образование мог получить только за границей? Почему он не мог получить высшее образование в России?
Ответ: Софья Ковалевская
19. Из «Арифметики» Л.Н.Толстого: У двух мужиков 50 овец, а у одного 15. На сколько овец у него меньше против другого?
Ответ: На 20 овец
20. Из «Арифметики» Л.Н. Толстого: Я провёл год в деревне, в Москве и в дороге – и притом в Москве в 8 раз более времени, чем в дороге, а в деревне в 8 раз более, чем в Москве. Сколько дней провёл я в дороге, в Москве и в деревне?
Ответ: В дороге 5 дней, в Москве – 40 дней, в деревне – 320 дней
21. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегал в 2 минуты по 500 сажен, а собака в 5 минут – 1300 сажен. Спрашивается, через какое время собака догонит зайца?
Ответ: через 15 минут
22. Из «Всеобщей арифметики» И. Ньютона: Некто желает распределить между бедными деньги. Если бы у него было на восемь динаров больше, то он мог бы дать каждому по три, но он раздаёт лишь по два, и у него ещё остаётся три. Сколько бедных?
Ответ: 11 бедных
23. В клетке сидят фазаны и кролики. У них вместе 35 голов и 94 ноги. Сколько фазанов и сколько кроликов в клетке?
Ответ: 12 кроликов, 23 фазана
24. Посчитайте ноги у слона, изображённого на картинке
Ответ: 4 ноги
25. Какое животное изображено на рисунке?
Ответ: кролик, утка
26. Сколько лиц вы видите на картинке?
Ответ: 3 лица
27. Сколько человек изображено на рисунке?
Ответ: 5 человек
28. Чем отличается окружность от шара?
Ответ Окружность- плоская фигура, а шар – объёмное тело
29. Что представляет собой диагональное сечение параллелепипеда?
Ответ: параллелограм30. Название какого геометрического тела происходит от слова «шишка».
Ответ: конус
31. Назовите теорему, одно из доказательств которой называют «стол невесты»
Ответ: Теорема Пифагора
32. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его теперь?
Ответ: нуль
10 конкурс: Пантомима.
Ведущий: Каждой команде было дано задание подготовить пантомиму. Сейчас мы посмотрим как команды справились с этим заданием. Остальные команды должны догадаться, что изображает та или иная команда.
ПОДВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ