Программа курса Основы черчения- элективный курс для 9-10 классов, основы графической культуры

Пояснительная записка
Элективный курс «Основы черчения» направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного, логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.
Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решении творческих задач.
Этапы связаны с деятельностью по распознанию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Курс рассчитан на учащихся 10- 11 классов, 1 час в неделю, всего 35 часа.
Элективный курс «Основы черчение » разработано таким образом, что при его проведении реализуются межпредметные связи с
рядом общеобразовательных предметов:
- с изобразительным искусством
- с геометрией
- с конструированием
- с черчением
- технологией
Цель курса:
приобщение к графической культуре, заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере
Задачи курса:
изучение графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения её на плоскости;
- развитие логического и пространственного мышления статических, динамических пространственных представлений ;

-развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве
формирование умений применять геометро-графические знания и умения для решения различных прикладных задач;
формирование и развитие эстетического вкуса.
Учащиеся должны знать:
- проецирование на одну, две и три плоскости проекции;
- о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии);
-приемах выполнения технических рисунков;
Учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться и обслуживать чертежные инструменты;
использовать ГОСТ в чертежах
- применять графические знания и умения в быту, деловом общении, бизнесе.
Методы обучения :
- объяснительно- иллюстративный
- исследовательский
- практически- графический
- проектно- творческий

Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Основы черчение » позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования. Раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления, покажет применение графических знании и умений в быту, деловом общении, бизнесе.
Формы контроля

- самостоятельная работа
- тестовая работа
- графические работы
- творческие задания
Содержание курса
Техника выполнения чертежей и правила их оформления. (3 часа)
Чертежи в системе прямоугольных проекций. ( 3 часа)
Получение аксонометрических проекций. (3 часа)
Чтение и выполнение чертежей. (7 часов)
Эскизы. (1 час)
Сечения и разрезы. (10 часов)
Сборочные чертежи . (5 часов)
Чтение строительных чертежей . (1 час)


Литература для учителя:
А.Д.Ботвинников В.Н.Виноградов И.С.Вышнепольский «Черчение» Москва, «Просвещение» 2003
«Карточки-задания по черчению» Москва «Просвещение» 1985
3.Степанова В.В. «Черчение» Москва «Просвещение» 2010
4.В.В. Подшибякин «Черчение практикум» 2006
5. «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях» 2007
Литература для учащихся:
.Ботвинников В.Н.Виноградов И.С.Вышнепольский «Черчение» Москва, «Просвещение» 2003
«Карточки-задания по черчению» Москва «Просвещение» 1985
Степанова В.В. «Черчение» Москва «Просвещение» 2010
Календарно – тематическое планирование № уроков
Дата
Тема урока
(обобщено)
Программный материал
(кратко)
Графическая и практическая
деятельность
учащихся
Разделы учебника
Примечание


факт
прогн






1
7.09

Введение
Графический язык. Чертеж. История развития чертежа. Чертежные инструменты

Ответы на вопросы
Введение. § 1


2

3
14.09

21.09

Понятие о стандартах
Стандарты. Форматы. Основная надпись.

Линии. Шрифт. Нанесение размеров. Масштабы

Упр. 2, 3, 5, 6 (из учебника) проведение линий,выполнение надписей, нанесение размеров
§2


4
5
28.09
5.10

Прямоугольное проецирование
Проецирование.
Выполнение изображений на трех плоскостях проекций
Упр. 7, 8, 9; сравнение изображений, проведение отсутствующих линий,
дочерчивание
проекций и др.

§3,4


6
19.10

Виды. Местные виды

Виды
Выполнение чертежей в двух или трех видах.
§5


7
8
26.10
2.11

Аксонометрические проекции
Прямоугольная изо- метрия: способы построения
Упр. 11 (изо- метрия), 15; построение проекций плоских фигур, овалов, объемных предметов

§6- 8


9

9.11

Технический рисунок
Технический рисунок
Упр. 17, 18; выполнение технических рисунков

§9


10
16.11

Графическая работа № 1
Чертеж детали в трех видах
Выполнение чертежа в трех видах по наглядному изображению детали

Рис. 99, с. 78, п. 2
из
Гр.р. 4


11
30.11

Анализ геометрической формы
Понятие о формообразовании. Анализ геометрической формы предметов. Чертежи геометрических тел

Упр. 19; анализ формы предмета по чертежу, решение занимательных задач
§ 11


12
7.12

Проекции геометрических элементов предмета
Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней
Упр. 2129: сравнение изображений, построение проекций точек, расположенных на поверхностях предмета

§ 12


13
14.12

Порядок построения изображений
Способы выполнения чертежей на основе анализа формы
Упр. 30, 31, 35; выполнение чертежей по описанию, сравнение изображений, дочерчивание видов, построение отсутствующих проекций

§13


14
28.12

Определение количества видов. Нанесение размеров
Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного изображения на чертеже. Нанесение размеров на
чертежах с учетом формы предметов

Упр. 3738; построение чертежей деталей, нанесение размеров, сокращение
количества изображений на чертеже
§ 14


15
11.01

Геометрические построения
Выполнение чертежей с использованием геометрических построений

Упр. 41; выполнение чертежа детали с применением сопряжений и других построений
§ 15


16
18.01

Графическая работа № 2
Чертеж детали
Выполнение по наглядному изображению чертежа детали, содержащей сопряжения

Рис. 138, с. 106, Гр.р. 6


17
25.01

Чтение чертежей
Способы чтения чертежей
Упр. 42; чтение
чертежей, решение занимательных задач,задач на преобразования

§ 17


18
1.02

Эскизы. Графическая работа № 3
Применение метода прямоугольного проецирования для выполнения эскизов
Выполнение эскиза детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технического рисунка

§18 с. 122, Гр.р. 9


19
8.02

Сечения
Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений
Упр. 4647: сравнение изображений, словесное описание геометрической формы детали

§20- 22


20
15.02

Графическая работа № 4
Чертёж (эскиз ) детали с выполнением сечений
Выполнение необходимых сечений по чертежу или наглядному изображению

С. 135, рис. 177, Гр. Р. 12


21
22
1.03
8.03

Разрезы
Простые разрезы. Обозначение разрезов. Местные разрезы
Упр. 48-54; сравнение изображений, дополнение чертежей штриховкой и отсутствующими линиями, построение разрезов

§23- 24


23
15.03

Соединение вида и разреза
Соединение вида и разреза
Упр. 55-57; сравнение изображений, выполнение чертежей с соединением вида и разреза

§ 25


24
25
22.03
29.03

Особые случаи при выполнении разрезов.
Разрезы в аксонометрических проекциях
Графическое обозначение материалов на чертежах.
Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрии

Выполнение эскизов и чертежей деталей с применением разрезов, технического рисунка с вырезом; чтение чертежей
§26-29


26
12.04

Графическая работа № 5
Чертёж детали с применением разрезов
Выполнение по заданным видам детали необходимых разрезов и изометрической проекции с вырезом

С. 153, рис. 201, Гр. р. 13


27
19.04

Чертежи соединений деталей
Общие сведения об изделии. Условное изображение и обозначение резьбы.
Изображение и обозначение резьбы на чертежах, выполнение эскизов деталей с резьбой. Чтение чертежей.

§30-32


28
26.04

Графическая работа № 6
Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений
Выполнение чертежа одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению)

§30-32


29
30
3.05
10.05

Сборочный чертёж
Изображение на сборочном чертежей. Размеры, номера позиций, штриховка.
Чтение чертежей сборочных единиц

Упр. 63-65, 67, 69,; ответы на вопросы по чертежу, чтение сборочных чертежей
§34-36


31
17.05

Деталирование
Деталирование сборочных чертежей
Выполнение эскизов, рисунков ,деталей по сборочному чертежу
§37


32
24.05

Практическая работа № 7
Конструирование
Разработка конструкции одной из деталей сборочной единицы.
Выполнение фрагмента сборочного чертежа

С. 207, Пр. р. 20


33
31.05

Контрольная графическая работа № 8
Чертёж детали
Выполнение сборочному чертежу чертежа одной детали
С. 207, Г.р. 19


34


Общие сведения об архитек-турно-строительных чертежах.Генеральный план, разработка, чтение и выполнение

Доклады и сообщения о графических средствах информации, истории, применении




35


Обобщение знаний

Доклады и сообщения о графических средствах информации, истории, применении















15