Презентация по педагогике на тему «Образование как культурно-коммуникативное пространство: основные направления, тенденции и приоритеты развития»


«Образование как культурно-коммуникативное пространство: основные направления, тенденции и приоритеты развития» Понятие «образование» означает «построение», «создание», создание образа человека. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятиями «образ», «образ Божий», и, следовательно, образование есть способ приближения, дорастая человека - творения Божия – до Бога. В этом определении могут содержаться и глубокий религиозный смысл и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Образование есть процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания. Сегодня образование может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система, как образовательный процесс, как индивидуальный или коллективный результат этого процесса Образование - понятие сложное и многоаспектное, и в самом общем определении образование – это процесс и результат усвоения человеком системы ЗУНов, формирование научного мировоззрения, нравственности, личностных качеств,развитие познавательных и творческих способностей. Образование – как социальное явление играет ведущую роль, в процессе развития культуры, поскольку оно является отраслью человеческой деятельности, направленной непосредственно на носителя и движущую силу развития культуры – на личность и на общество, на освоение духовных и материальных ценностей, личностно-смысловое развитие и духовно-нравственное становление человека, и на развитие культуры общества Образование как коммуникативная деятельность направлено на социализацию человека, формирование индивидуального сознания, всестороннее развитие личности. В этом смысле образование является культурно-коммуникативным пространством – особой сферой духовно-нравственного становления, самоопределения, самореализации личности, формирования индивидуального сознания, обеспечивающей культурную идентификацию, личностно-смысловое развитие и гармонизацию взаимодействия человека с миром. 3 основные направления прагматическое, утилитарное образование академическое образование гуманитарное образование тактика развития образования демократизация компьютеризация индивидуализация диверсификация вариативность непрерывность гуманизация стандартизация Общемировые тенденции широкая диверсификация типов и видов высшего образования, их много вариативность и много модельность Возрастание автономии и академических свобод высших учебных заведений переход к парадигме «образование в течение всей жизни» предоставление студентам оптимального диапазона выбора, гибкий характер «начала» и «прекращения» получения высшего образования Европейские тенденции развития высшего образования освоение компетентностного подхода как основы студентоцентрированной ориентации образовательного процесса обеспечение релевантности степеней «бакалавр/магистр» требованиям рынка труда, расширение возможности трудоустройства выпускников вуза Рост международного доверия к дипломам на основе высокого качества высшего образования и введение инструмента прозрачности и сопоставимости документов о высшем образовании формирование «европейской платформы» контроля качества и аккредитации, основанной на единых критериях Четыре аспекта образование как ценностьобразование как система образование как процесс образование как результат Иерархическая образовательная «лестница» восхождения человека (Б.С. Гершунский) Грамотность Образованность Профессиональная компетентность Культура Менталитет Обратимся к словарю Даля. Слово «образование» происходит от глаголов «образовать», «образовывать», у которых очень много значений: давать вид, образ; обтёсывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать, создавать; улучшать духовно, просвещать. Высшими приоритетами образования являются: - формирование веры человека в истинный смысл своей жизни; - развитие его способностей, в том числе способностей к самопознанию и адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений;- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной реализации в трудовой и общественной деятельности; - формирование нравственных качеств личности, определяющих критериальную основу его поступков и поведения Перед образованием стоят задачи не только хранения и передачи информации, с этим оно справляется уже несколько тысячелетий, но и формировать целостную личность, ответственную за настоящее и будущее.