Разработка открытого урока по рус.яз. в 4 классе по теме Правописание безударных личных окончаний глаголов
Урок русского языка
в 4 классе по теме
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Тип урока. Систематизация и обобщение знаний.
Вид урока. Урок закрепления.
Универсальные учебные действия.
Личностные: освоить личностный смысл учения, дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха.
Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»; обобщить и систематизировать знания о глаголе, формировать умение писать окончания глаголов.
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, доска, тетради, учебники, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Желаю вам плодотворной работы ,хорошего настроения на уроке!
II. Минутка чистописания.Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Сегодня поработаем над согласной буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах:
Машина, карман, темнота.
Но мы усложним немного задачу и запишем цепочку букв, в которую должны войти все личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения в порядке их изменения по лицам и числам
III. Стадия вызова.
- Послушайте, о какой части речи говорится в стихотворении?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.( о глаголе)
- Почему вы так считаете? (т.к. Глагол обозначает действие предмета)
- Что вы знаете ещё о глаголе? Проведём блиц-опрос
- Глагол – это …(часть речи )какая?
- Глагол отвечает на вопросы …
- Не с глаголом пишется … (раздельно)
- В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым)
- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы …
- Глагол в неопределённой форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь)
- Как изменяются глаголы…
- Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются…
- Глаголы в прошедшем времени изменяются..- У глаголов на –ишь и –ешь … (мягкий знак не съешь)
- Спряжение - …. (изменение глагола по лицам и числам )В старинной русской школе учитель сказал бы: Верно глаголишь. В переводе на современный русский язык: Верно говоришь. Назовите синонимы к слову глаголишь в форме 2л, ед.ч.
Болтаешь, беседуешь, молвишь…
IV. Стадия осмысления.
Прочитайте глаголы.
Цветёт, рисуем, поёшь, летим, мечтает, строите.
Поставьте в них ударение. В зависимости от положения ударения разделите их на две группы. Какие 2 группы получились? (с ударными личными окончаниями, безударными личными окончаниями)
- Какие глаголы вошли в первую группу?
(Поёшь, цветёт, летим. Это глаголы с ударными личными окончаниями)
- Как определить, какую писать букву в ударных личных окончаниях? (пишем, как слышим)
-Запишите в столбик, поставьте ударение, выделите окончания.
-А какая трудность возникает в написании безударных личных окончаний глаголов?
(В безударных личных окончаниях глаголов сразу не определишь какую гласную писать И или Е)
-Определите тему урока.
Тема урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
- Тема новая или мы ее изучали? (изучали)
- Значит, какую задачу поставим перед собой на этом уроке? (систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов; отработать навык правописания безударных окончаний глаголов.)
Запишите слова во 2 столбик, поставьте ударение, выделите окончания.
V.Составление алгоритма.
- Давайте вспомним, как определить выбор буквы в безударных окончаниях глаголов.
Поработаем в группах, составим алгоритм действий. На столах лежат памятки, но порядок действий в них перепутан, пронумеруйте действия в правильном порядке.
Какую букву Е или И написать в безударном личном окончании глагола?
Узнай, это глагол-исключение или нет?
Поставь глагол в н.ф.гНапиши нужное окончание.
Определи спряжение
Поставь глагол в 3 л. мн.числаКоллективная проверка, разъяснение по пунктам.
Ребята, не забудьте, что только глаголы с безударным личным окончанием нужно сначала ставить в н.ф.г., в остальных случаях в этом нет необходимости
6. Решение проблемного вопроса.
Задание: определить, какая гласная пишется в словах
строишь и работаем (Слайд)
7. Физминутка.
8. Закрепление.
1. Работа в парах. Прочитайте текст. Скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?
(Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов – время, число, лицо, спряжение).
Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка.
Поздняя осень не радует нас яркими красками. Серое небо затянуло тучами. Дует унылый ветер. Деревья сбросили листву в ожидании зимних нарядов. Только ели и сосны стоят зелёными.
Поздней осенью не свистят птицы. Перелётные уже покинули родные края, а зимующие изо всех сил приспосабливаются к холодным, суровым условиям.
9. Работа у доски.
В скобках укажи спряжение. Поставь глаголы в форму 2 лица ед.числа или 2 лица мн.числа ,напиши правильно окончания.
Сверкать ( ) ,
ругать ( ) ,
кидать ( ) ,
пылать( ) ,
грохотать ( ) ,
возвращать ( ) ,
верить ( ) ,
зябнуть ( ) ,
хранить ( ) ,
спорить ( ) ,
спешить ( ) .
10. -У вас карточки со словами:
1. Наступа..шь -
Пролета..м -
Слыш..м -
исчеза..шь-
чувству..м-
люб..м-
гон..м-
_________________________________________________
2 Дыш..шь-
Ожива..м-
Люб..м-
Смотр..м-
Свет..шь-
Вид..м-
Лета..м-
-Работа в парах (устно). Первый участник называет глагол из карточки, второй- устно ставит его в начальную форму, определяет спряжение и называет безударную гласную в окончании глагола.
11. Игра «Эстафета»- запиши глагол.
У вас на парте листок, на доске изображение собаки и тигра. Вы должны по сигналу записать на листочке глагол, обозначающий действие этого животного в н.ф.г., и передать дальше по ряду.
I ряд II ряд
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1л 1л.
2 л. 2 л.
3 л. 3 л.
IX. Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Для чего мы учимся определять спряжение глагола?
X. Рефлексия.
- Закончите фразу “Я вспомнил...” , “Я закрепил...”, “Я повторил...” “Я узнал новое...”
XI. Дом. задание.
7. Особоспрягаемые глаголы.
- Работа в группах.
- Измените по лицам и числам глаголы есть и дать. Обратите внимание на окончания этих глаголов в единственном числе.
- Являются ли такие окончания типичными для глаголов?
- Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний. Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми
спряжение по н.ф.г. проверяем в случае, если окончание безударное.
"Зададимся сначала вопросом: зачем мы определяем, к какому спряжению относится глагол? С единственной целью: узнать, как правильно писать безударные личные окончания глаголов. Поэтому спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями, и исключениями являются глаголы с безударными личными окончаниями. Если же личные окончания глагола ударные, то никаких трудностей в написании они не вызывают, а следовательно, нам не надо думать о том, к какому типу спряжения относится глагол. У глаголов с ударными личными окончаниями спряжение и определяется по окончаниям. Поэтому глаголы пить, бить, жить, лить относятся к первому спряжению, а, например, такие слова, как греметь, звенеть, лететь, свистеть, гореть и мн. др. (у которых неопределенная форма оканчивается на -еть) – ко второму спряжению. "
- Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? (Написание безударных окончаний)
- Обсудите в группе как правильно написать безударные личные окончания глаголов?
Дети: Определить спряжение глагола. Для этого нужно поставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И. Если глагол оканчивается на –еть, ать, оть, уть, ять это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е.
___________________________
ед. ч. мн. ч.
1л
2 л.
3 л.
___________________________
ед. ч. мн. ч.
1л
2 л.
3 л.
1. Наступа..шь -
Пролета..м -
Слыш..м -
исчеза..шь-
люб..м-
гон..м-
2 Дыш..шь-
Люб..м-
Смотр..м-
Свет..шь-
Вид..м-
Лета..м-
Памятка
Алгоритм написания буквы в безударном личном окончании глагола
№.. Узнай, это глагол-исключение или нет?
№.. Поставь глагол в н.ф.г№.. Напиши нужное окончание.
№.. Определи спряжение
№.. Поставь глагол в 3 л.,мн.числаПамятка
Алгоритм написания буквы в безударном личном окончании глагола
№.. Узнай, это глагол-исключение или нет?
№.. Поставь глагол в н.ф.г№.. Напиши нужное окончание.
№.. Определи спряжение
№.. Поставь глагол в 3 л.,мн.числаПамятка
Алгоритм написания буквы в безударном личном окончании глагола
№.. Узнай, это глагол-исключение или нет?
№.. Поставь глагол в н.ф.г№.. Напиши нужное окончание.
№.. Определи спряжение
№.. Поставь глагол в 3 л.,мн.числаПамятка
Алгоритм написания буквы в безударном личном окончании глагола
№.. Узнай, это глагол-исключение или нет?
№.. Поставь глагол в н.ф.г№.. Напиши нужное окончание.
№.. Определи спряжение
№.. Поставь глагол в 3 л.,мн.числаПамятка
Алгоритм написания буквы в безударном личном окончании глагола
№.. Узнай, это глагол-исключение или нет?
№.. Поставь глагол в н.ф.г№.. Напиши нужное окончание.
№.. Определи спряжение
№.. Поставь глагол в 3 л.,мн.числа