Конспект урока по математике Скорость сближения и удаления (4 класс)


Предмет: Математика
Тема урока: Скорость сближения и удаления.
Тип урока: закрепление.
Образовательные: Закрепить умение анализировать изменение расстояния между двумя движущимися объектами по координатному лучу и фиксации его результатов. Закрепить понятия «скорость сближения» и «скорость удаления», умение выбирать и использовать нужные формулы для решения задач. Продолжить работу над задачами на движение. Развивать вычислительные навыки. Развивать речь, воображение, образное и логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать коллективизм, бережное отношение к мнению собеседника, аккуратность, трудолюбие, интерес к изучению математики.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: умеет выбирать и использовать нужные формулы для решения задач.
-Личностные УУД: Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку
-Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
-Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
-Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Ресурсы:
основные: Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс. Часть 2. Стр. 85, 86, 87
дополнительные: презентация, схемы движения.
Технология проведения
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Самоопределение к деятельности
Цели:
-проверка готовности обучающихся;
-их настрой на работу
Актуализация знаний
Постановка цели урока
Работа над темой.
Повторение пройденного материала.
Итог урока.
Домашнее задание.
Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Гульдар Булатовна.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Итак, начнем наш урок. Все ли готовы меня слушать и помогать?
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня 13 февраля.
Минутка чистописания. Напишите число … до конца строчки.
Задания на устный счет:
Арифмет диктант (записывайте только ответ, в строчку)
Сумму 65 и 75 уменьшить в 10 раз.
Разность 230 и 70 увеличить в 3 раза.
Сколько месяцев в 1/3 года?
Сколько минут в 3/5 часа?
– Посмотрите на экран.(Слайд 1)
– Что вы можете сказать о движении Мальвины и Буратино?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение?
– В какой точке окажутся Мальвина и Буратино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты?
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
Переход на Слайд 2
2) «Движение в противоположных направлениях”.
– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Синьора Помидора и Чиполлино?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение?
– В какой точке окажутся Синьор Помидор и Чиполлино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты?
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– Произойдет ли встреча? (нет)
Слайд 3.
– Что вы можете сказать о движении крокодила Гены и Чебурашки?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение?
– В какой точке оказались они через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты?
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– Произойдет ли встреча?
Слайд 4
– Что вы можете сказать о движении Знайки и Незнайки?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение?
- У кого скорость больше?
– В какой точке окажутся через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты?
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– Произойдет ли встреча?
Какие виды движения, мы с вами рассмотрели? (
) вывешиваются опорные схемы на доску.
- Откройте свои тетради. В тетрадях напишите формулы скорости сближения для встречного движения.
А теперь формулу скорости удаления для движения в противоположных направлениях, (по памяти).
Проверка по слайду. Проверьте, поднимите руку те, кто записал верно. Молодцы!
Итак, ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Что мы будем делать на уроке?
Откройте книги на странице 85. Задача №1
- Кто прочитает задание?
- Рассмотрите рисунок в пункте а),
- что вы можете сказать о скорости мальчика и девочки? (у мальчика 5 м/с, у девочки 4 м/с)
- Определите, какое это движение. (встречное движение)
- Что происходит с расстоянием? (сокращается)
- Найдите скорость сближения. (9 м/с)
Запишите в книге решение этой задачи.(vсбл=4+5=9 (м/с))
Рассмотрим пункт б).
- Что вы можете сказать о скорости движения медведя и охотника? (медведь движется со скоростью 3 м/с, охотник тоже со скоростью 3 м/с)
- Какое это движение? (движение в противоположных направлениях)
- Что здесь происходит с расстоянием? ( расстояние увеличивается)
- Найдите скорость удаления медведя и охотника. (vудл=6 м/с)
в) рассмотрите картинку.
Какая скорость у собаки? кошки? (у собаки 9 км/с, у кошки 8 км/с)
- Какое это будет движение? ( вдогонку)
- Как вы думаете собака догонит кошку? (да)
Почему? ( потому что у собаки скорость больше)
- Найдите скорость сближения собаки и кошки (1 км/с)
г) Что вы видите на этой картинке?
- Какова их скорость? (7 км/ и 12 км/ч)
- Какое это движение? ( Движение с отставанием)
- Что происходит с расстоянием? (увеличивается)
- Найдите скорость удаления. (5 км/ч)
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка для глаз.
Продолжим работу.
Найдите задание №2.
Рассмотрим схему в пункте а)
- Про какое движение здесь идет речь?
- Что означает флажок?
- Что известно?
Придумайте задачу к данной схеме.
(опрос детей).
Запишите в тетрадь.
№2.
А)
Какой формулой воспользуемся для решения задачи?
Запишите решение.
№2.
А)10-4=6 (км/ч)
Ответ: 6 км/ч скорость ….
б)
Какое здесь движение на схеме?
Придумайте задачу, решите ее. (27)
в) аналогично ответ: 1120 г) ответ: 95
Запишите ваше решение на доске, а все остальные работают на своих местах.
На странице 86 найдите задачу №3.
Прочитайте задачу.
Кто прочитает нам задачу четко, выразительно?
В тетради отступите 2 кл от предыдущего задания и запишите слово задача 3.
- Что мы можем сказать о направлении движения автобусов?
- Скорость автобусов нам известно?
- Какова скорость первого автобуса? Второго?
- Что нужно найти?
- На сколько км сблизятся автобусы за 1 ч?
- Какая схема соответствует решению данной задачи?
- По какой формуле решаем задачу?
- Как найдем скорость сближения автобусов?
Запишите:
40+50=90 (км/ч) – за 1 ч
- Что означает слово 90 км/ч? (что за 1 ч автобусы сблизятся на 90 км)
- А за 2 часа?
90*2=180 (км/ч) – за 2 ч
На 4 и 7 часов запишите самостоятельно.
Проверьте.
Динамическая пауза.
Задача №4. Разбор задачи у доски
- Это задача на движение? (нет)
- Чем эта задача похожа на задачи на движение?
- Определите, какое направление движения соответствует данной задаче? (движение вдогонку)
- С помощью, какой формулы решим задачу?
8-3=5 (л) - через 1 мин.
5*2=10 (л) и т.д.
Продолжаем работу с книгой, задача №8.
Прочтите задачу, подумайте о чем здесь идет речь.
А)- Скорости движения известны?
- Сколько времени в пути был пешеход?
Велосипедист? (3 ч)
- что нужно найти? (расстояние через 3 ч)
- Как найти расстояние?
- Известно ли нам направление движения?
- что можем найти из этого? (скорость удал)
- Какую формулу мы здесь применяем? V=V1+V2)
-а чтобы найди расстояние, достаточно знать только скорость? (нет, нужно время)
- а мы его знаем? (3 ч)
Составьте выражение
(x+y) *3, х= 4, у=12
найдите значение выражения
(4+12)*3=48 (км) – расстояние через 3 ч.
Ответ: 48 км.
б)
Точно также разбираем пункт б, движение в одном направлении.
- Какому движению соответствует данный рисунок?
Выражение (y-x)*3= (12-4)*3=24
Задача №11
Будем работать таким образом, разделимся на 3 группы, 1 ряд будет рассматривать и находить объем воздуха первой комнаты, второй ряд – второй комнаты и третий ряд – третьей комнаты.
Кто нам напомнит как найти объем? V=a*b*c
1)3*3*7=63 (м3) объем первой к.
2)5*4*3=60 объем второй к.
3)6*4*3=72 объем третьей к.
Ответ: в 3-ей комнате воздуха больше
Для какой из них надо больше всего обоев?
1)(3*3*2)+(7*3*2)=60 (м2)
2)(5*4*2)+(3*4*2)=64
3)(6*3*2)+(4*3*2)=60
Краска для пола?
7*3=21
5*3=15
6*4=24
Для потолка будет также как и для пола.
На какие виды движения решали задачи?
А что нужно хорошо знать и уметь, чтобы успешно решать такие задачи.
Откройте дневники, запишите домашнее задание
№ 12,13
Приветствуют учителя, принимают участие в подводящем диалоге
Дети пишут в тетрадях число, проводится устный счет
Отвечают на вопросы
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).