Мини проект «Чудо-чудное, диво-дивное» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе


-701040-1083310ГБОУ ООШ№21 г.о.Новокуйбышевск
Структурное подразделение «детский сад «Дружная семейка»
Мини проект
«Чудо-чудное, диво-дивное»
в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
в средней группе
2016г.
Технологическая карта проекта
Содержание Пояснение
Название проекта «Диво – дивное, чудо - чудное»
Тип проекта Педагоги ПедагогическийВид Познавательный, творческий, игровой, групповой, краткосрочный
Образовательная область Познавательное развитие
Организатор Воспитатели
Участники проекта Педагоги, дети, родители
Целевая группа Воспитанники подготовительной группы
Сроки реализации С 1.02.16 – 12.02. 16гг.
Основания для разработки
проекта Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно- патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, а также в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цели проекта Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи
•Углублять знания детей о дымковской и филимоновской игрушке, особенностях их изготовления, специфике росписи;
• Обогатить кругозор детей о русской народной игрушке – матрешке, как образе материнства, семьи;
•Познакомить детей с городецкой росписью (колорит, основные элементы узора)
• Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и уважения к традициям своего народа, гордости к родине на основе изучения народных промыслов России;•Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
•Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
•Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
•Развивать навыки художественного творчества детей, чувство цвета, композиционные умения;
•Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Прогнозируемый результат:
Дети:
• Имеют представление о Дымковской и Филимоновской игрушки; • Знакомы с городецкой росписью (колорит, основные элементы узора);
• Умеют различать изделия разных народных промыслов (дымка, городец, филимоновская игрушка).•Выделять элементы узора и составлять из них композицию.•Подбирать и передавать колорит нужной росписи.•Передавать выразительные особенности в лепке.•У детей появился интерес к истории и культуре нашего народа.•Умеют выражать впечатления через свое творчество.
Родители:
​• Расширить кругозор родителей по данной теме;
•Развитие интереса к деятельности детей в группе и в детском саду, и вовлечение их во взаимодействие, как с ребенком, так и с педагогами;
Тематический план работы с детьми
Разделы работы Основное содержание
Непосредственно-
образовательная
деятельность
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование : «Русская красавица – матрешка», «Дымковская барышня с корамыслом», «Дымковский конь», «Дымковский индюк», «Веселые барышни», «Филимоновский петушок», «Городецкий узор на подносе», «Городецкая доска»
Лепка: «Фартук для барышни», «Матрешки-крошки», «Калачи и ведра для дымковской барышни»
Аппликация: «Филимоновский конь», «Матрешки в хороводе»
Музыка: Разучивание танца «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки»
Разучивание танца с ложками
Слушание русских народных мелодий
Слушание песни «Русский сувенир» музыка и слова Э.Чуриловой
Частушки о матрешках
Разучивание народной игры «Пташечка»
Музыкально- дидактическая игра «Угадай инструмент»
Познавательно-речевое развитие:
Коммуникация: Беседа «Золотые руки мастеров»
Составление сказок, действующими лицами которых являются матрешки
Рассматривание дымковских игрушек
ФЦКМ: Беседы: «Такая разная Матрешка»
«Веселый Городец»
ФЭМП:«Бусы для матрешки» (закономерность бусинок)
«Угощение для матрешек» (соотношение цифры с количеством)
«Барышня, где ты?» (ориентировка впространстве)
«Платок для матрешки» (геометрические фигуры)
«Матрешку передавай, дни недели называй»
«Разложи и собери матрешек вместе»
«Украсить матрешку геометрическими фигурами»
Сравнение матрешек
Счет дымковских и филимоновских игрушек (количественный и порядковый )Совместная деятельность
Познавательно-речевое
развитие
Беседы: «Дымковская игрушка и характерные особенности ее росписи»
«В гости к городецким мастерам»
«Филимоновские игрушки- свистульки»
«Веселые матрешки»
«Веселая ярмарка. В гости к мастерам умельцам»
Социально-коммуникативное
развитие

Дидактические игры:
«Парные картинки»
«Доскажи словечко»
«Один – много»,
«Декоративное домино»
« Собери целое»
«Найди пару»
«Найди лишнее»
«Разрезные картинки»
«Выложи узор»
«Укрась сам»
«Продолжи рисунок»
«Угадай, какая роспись?»
«Найди отличие»
«Собери матрешку»
«Определи свое место»
«Народные промыслы» (пазл)
«Почини инструмент для матрешки» (металлофон)
Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Магазин народных игрушек», «Экскурсия в музей народного творчества», «Угостим матрешек чаем», «Народные мастера на ярмарке»
Художественно-эстетическое
развитие
Рисование: «Сарафан для матрёшки», «Укрась тарелочку» (городецкая роспись)
Рисование элементов дымковской росписи на квадрате, треугольнике, круге, «Стадо козликов и баранов»
Лепка: «Угощение для матрешек», «Филимоновская черепашка» (пластилинография)
Аппликация: «Дымковская деревенька»
Вырезание силуэтов изделий народного творчестваРаскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества
Конструирование: «У матрешек новоселье» (городок из строительного материала)
«Дымковская деревенька» (геометрические фигуры, коробочки)
«Лавки для народных изделий» (строительный материал)
Составление узоров из отдельных элементов (геометрические фигуры)
Чтение художественной литературы:Чтение сказки «Мороз Иванович» В.Одоевского, р/н сказки «Василиса Прекрасная»
Чтение сказки В.Г.Сутеева «Петух и краски»
Чтение «Конек – горбунок» П. Ершова
Заучивание стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки»
Чтение стихов, птешек о дымковских игрушках и филимоновских игрушках - свистульках
Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве
Загадывание загадок по теме
Рассматривание матрешек, дымковских, городецких изделий, филимоновских свистулек
Физическое
развитие Народные подвижные игры:
«Карусели»
«Ленточка»
«Чудо ложки»
«Шел козел по лесу…»
«Жмурки»
«Ловишки с мячом»
«Пташечка»
«Веселый кубик»
Работа с родителями:
1. Консультация «Городецкая роспись».2.Папка передвижка «Народная игрушка».
3.Придумывание сказок, загадок о народной игрушке.
4.Участие в пополнении редметно – развивающей среды русскими народными игрушками, раскрасками по теме.
5. Участие в оформлении мини музея «Русское чудо».
6. Индивидуальные консультации по вопросам художественного развития детей.
7.Рекомендации по посещению выставок народного творчества.
8.Консультация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
9.Разучивание с детьми стихов, русских потешек о народных промыслах.10. Ширма «Русская матрешка».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Дети:
1. Проявляют интерес к матрешкам, дымковским и филимоновским игрушкам;2. Выражают положительное отношение (увлеченность, восхищение) к городецкой росписи;3. Знают характерные особенности дымковской, филимоновской и городецкой росписи (элементы узора, колорит, сочетание цветов);4. Умеют украшать  бумажный силуэт дымковской, филимоновской росписью.5. Имеют представление о народных промыслах. Умеют различать изделия разных народных промыслов (дымка, филимоновская, городец)У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.
Таким образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Итоги проекта:
Организация выставки «В мире народной игрушки» из детских работ.НОД «Веселые игрушки».
Оформление мини музея «Русское чудо».
Методическая литература:
1.​ Н.С. Голицына, «Конспект комплексно-тематических занятий» ООО «Издательство Стрипторий» 2003 г.
2.​ И.А. Лыкова «Конспекты занятий и методические рекомендации изобразительная деятельность в д/сад» ООО Издательский дом «Цветной мир» 2010 г.
3.​ Л.А. Парамонова, «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва ОЛМА Медиа групп 2014 г.
4.​ Программа «Истоки» Л.А Парамонова, Т.И Алиева, Т.В. Антонова, «ТЦ Сфера, 2014 г.Педагогический проект Тема: «Народное творчество»
5. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации –М: Скрипторий, 2008. г.
6. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество 2-е изд. М. Просвещение, 2006 г.
7.Князева О. А. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – Спб: Акцидент, 1997 г.
8. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду – М. ТЦ. Сфера, 2009г.
9. Народное искусство в воспитании детей – Под ред. Комаровой Т.С.М.
10.Соломенникова О. А. Радость творчества –М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
11. Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина, О. А. Маркеева и др.
Выставка детского творчества «В мире народной игрушки»:
-386715174625
«Филимоновский петушок»
6350064135
«Филимоновский конь»
-434340126365
«Дымковская барышня с корамыслом»
200660288925
«Фартук для барышни»
-54864050165
«Матрешки-крошки»
4477385232410
«Дымковский конь»
«Калачи и ведра для барышни»
«Русская красавица-матрешка»
-415290-64135

248285111760
5156835-178435-510540-178435

«Городецкая доска» «Городецкий узор на подносе»
-510540463550
«Хоровод матрешек»
-571569215
«Дымковский индюк»
4508500363855
«Веселые барышни»