Информация для использования в работе социального педагога Понятие социальной адаптации
Социальная адаптация
1. Понятие социальной адаптации
Процесс социальной адаптации личности – это сложное общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, социальных и духовных отношений в обществе, требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании эффективных механизмов адаптации.
Понятие "адаптация" в настоящее время используется в биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. Термин "адаптация" – от латинского слова adaptatio – приспособление. Первоначально он использовался в биологии при рассмотрении приспособления функций организма животных к условиям окружающей среды. Человек как часть животного мира от окружающей природной среды унаследовал приспособительные функции, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем как фактор самосохранения.
Задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через гармоничное приспособление организма индивида к процессам природной среды, которые в дальнейшем преобразовываются в социальные стороны развития.
Существуют различные уровни взаимоотношения личности с окружающим миром, и здесь необходимо найти гармоничные механизмы адаптации человеческого организма (морфофизическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами социального обустройства (система социальных отношений и практики) – с окружающей природной средой. Нарушение равновесия между этими системами может привести к вырождению или необратимым изменениям индивида и природы. У человека с развитием цивилизации не исчезают, а появляются новые социальные способы и средства адаптации.
2. Характеристика адаптивных механизмов
Процесс социальной адаптации – это процесс освоения стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем использования принятых способов социального поведения, действия.
В процессе адаптации имеются объективные и субъективные стороны.
Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании принимает участие окружающая социальная среда (родители, друзья и др.), различные социальные институты.
Субъективный процесс связан с личными качествами человека, убеждениями, с социально-психологическим развитием. Проявляется активная роль человека, его желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.
Эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствуют взаимодействие объективных социальных условий (социальное происхождение, образовательный уровень), среда обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение), сама личность, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, способностей, творческой деятельности, природных задатков.
Процесс формирования механизмов социальной адаптации проходит в трех фазах (деятельности, общения, самосознания), в которых происходит изменение внешней действительности, преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации.
Социальная деятельность – общение, игра, учеба, труд. Механизм адаптации в социальной деятельности имеет этапы: нужда индивида – потребности – мотивы принятия решения – реализация и подведение итогов – оценка. Этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов. Социальный работник в случае какой-то неудачи должен найти слабую, недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы.
Социальное общение – механизм социальной адаптации человека, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами. Процесс общения – это потребность, самостоятельный вид деятельности человека, а также взаимодействие социальных работников со своими клиентами.
Социальное самосознание личности – механизм социальной адаптации личности, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Здесь роль социального работника понимается как психолога-педагога, стремящегося сформировать личность, неравнодушную к человеческой беде.
Психологические механизмы адаптации личности.
Когнитивный механизм – включает все психические процессы, связанные с познанием: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.
Эмоциональный механизм – различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, одобрение, осуждение и др.
Практический (поведенческий) механизм – определенная направленная деятельность человека в социальной практике.
Заголовок 215