Программа для трудовых лагерей


Паспорт программы
выездного профильного лагеря
для обучающихся объединений «Мотолюбители»
Полное наименование программы Программа выездного профильного лагеря МБОУ ДОД ”ЦД(Ю)ТТ” для обучающихся объединений «Мотолюбители»
Основание для разработки программы - Закон «Об образовании» Российской Федерации и Республики Башкортостан
- Конвенция о правах ребенка
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 г. № 268 "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха",
- Указ президента РБ от 23.12.2005г. № УП-745 «Об утверждении Концепции развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан на 2008-2012гг.»,
- Программа развития МОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ» 2007-2011 гг.
Цель создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи Создавать необходимые условия для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей и юношества.
Создавать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, признании и уважении, в самоутверждении.
Способствовать повышению спортивного мастерства и спортивной квалификации обучающихся.
Формировать и закреплять у воспитанников навыки общей культуры и здорового образа жизни.
Совершенствовать у детей навыки эффективного межличностного общения, самостоятельности.
Формирование у подростков ответственного отношения к окружающей среде и охрана природы.
Создавать в лагере воспитательную среду, благоприятную для формирования нравственности  и патриотизма  ребенка, его гражданской позиции и духовного развития.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Способствовать профилизации обучения и воспитанию устойчивого интереса к избранной на перспективу профессии.
Развивать одаренность через создание активной творческой образовательной среды и активную творческую деятельность воспитанников.
Название учреждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Ожидаемые результаты укрепление психологического и физического здоровья подростков;
повышение спортивного мастерства и спортивной квалификации обучающихся.
овладение определенными навыками организации своего свободного времени;
становление собственного «Я» воспитанника;
приобретение новых, и расширение имеющихся навыков в различных областях жизнедеятельности;
позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы детей через игру;
закаливание организма;
знакомство с разнообразными формами отдыха и видами игровой деятельности;
приобретение навыка самоуправления: осуществления функций лидера, дежурство по лагерю, умение работать в группах, нести ответственность за проводимые дела.
Разработчики программы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Адрес организации г. Салават, ул. Горького, 3
Телефон 8 (34763) 5-58-08
Электронный адрес rk9wzz@mail.ru
Количество детей – участников смен 35 чел.
Возраст детей 12-18 лет
Количество смен 1
Сроки проведения июль 2012 года
Тип лагеря базовый палаточный лагерь с круглосуточным пребыванием детей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
утверждаю:
Директор МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ»
___________________И.А.Галиева
«_____»_____________20______г.
Утверждена на заседании
методического совета МБО ДОД «ЦД(Ю)ТТ
протокол №___от «____»________20___г.
Программа
летнего выездного профильного лагеря
«Мотолюбители»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 10 дней
Автор: МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ»
2012 год
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Концепция программы…………………………………………………….6
Этапы реализации программы……………………………………………8
Условия реализации программы………………………………………….9
Основное содержание деятельности…………………………………….11
Критерии эффективности программы…………………………………..15
Финансовое обеспечение………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………….....16

Пояснительная записка.
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и простор для творческого развития, что создаёт условия для социализации подрастающего поколения с учётом реалий современной жизни.
Воспитательная ценность такого вида организации отдыха состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих спорт, туризм, труд, познание, культуру, игру и другие сферы самоопределения.  Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в «группы риска». К тому же, к концу учебного года состояние здоровья детей ухудшается, снижается сопротивляемость организма различного рода инфекциям, снижается и физическая выносливость.
Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха для подростков в профильном лагере для обучающихся объединений «Мотолюбители»
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
спортивно-оздоровительное
содержательно-досуговое
гражданско - патриотическое
Выбор этих видов деятельности обусловлен их практической значимостью. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания детей. Формированию здорового образа жизни и развитию активных форм общения способствует спортивная, просветительская и досуговая работа. В силу возрастных особенностей, подросткам необходим постоянный поиск, творчество, желание проявить себя и быть лидером. В лагере созданы условия для проявления воспитанниками инициативы, формирования навыков самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, стремления к социально значимой деятельности, что в конечном результате позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности.
Актуальность
Деятельность летнего профильного лагеря «Мотолюбители» во всех  её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Наряду с воспитательными мероприятиями в лагере планируются изучение технических и тактических приемов езды на мотоцикле в экстремальных условиях, совершенствование навыков технического обслуживания мототехники.
Таким образом пребывание обучающихся в профильном лагере – это не только продолжение учебного и воспитательного процесса который ведётся по многим направлениям образовательной деятельности Центра детского (юношеского) технического творчества, но и подготовка к новому учебному году. Это позволяет эффективно стимулировать раннюю профилизацию, способствовать воспитанию устойчивого интереса к избранной на перспективу профессии.Апробация программы
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха. Программа апробирована в июле 2007 года в Гафурийском районе Республики Башкортостан, где проходил первый сезон профильного лагеря. С данного периода педагоги постоянно ищут наиболее эффективные формы организации летнего отдыха обучающихся.
Характеристика участников
В лагерь принимаются подростки объединений спортивно-технической направленности при наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний к заявленному виду деятельности. В смены профильного лагеря принимаются воспитанники до 18 лет включительно (в количестве до 50 человек) из которых формируются отряды с учетом возрастных особенностей обучающихся.
При комплектовании смены лагеря первоочередным правом
пользуются обучающиеся и воспитанники из категорий детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации. Комплектование смены профильного лагеря осуществляется из победителей и призеров спортивных соревнований, активистов объединений, а также обучающихся и воспитанников, достигших наивысших результатов в образовательной и творческой деятельности в рамках системы дополнительного образования детей.
Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы:
Создавать необходимые условия для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей и юношества.
Создавать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, признании и уважении, в самоутверждении.
Способствовать повышению спортивного мастерства и спортивной квалификации обучающихся.
Формировать и закреплять у воспитанников навыки общей культуры и здорового образа жизни.
Совершенствовать у детей навыки эффективного межличностного общения, самостоятельности.
Формирование у подростков ответственного отношения к окружающей среде и охрана природы.
Создавать в лагере воспитательную среду, благоприятную для формирования нравственности  и патриотизма  ребенка, его гражданской позиции и духовного развития.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Способствовать профилизации обучения и воспитанию устойчивого интереса к избранной на перспективу профессии.
Развивать одаренность через создание активной творческой образовательной среды и активную творческую деятельность воспитанников.
Ожидаемые результаты:
укрепление психологического и физического здоровья подростков;
повышение спортивного мастерства и спортивной квалификации обучающихся.
овладение определенными навыками организации своего свободного времени;
становление собственного «Я» воспитанника;
приобретение новых, и расширение имеющихся навыков в различных областях жизнедеятельности;
позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы детей через игру;
закаливание организма;
знакомство с разнообразными формами отдыха и видами игровой деятельности;
приобретение навыка самоуправления: осуществления функций лидера, дежурство по лагерю, умение работать в группах, нести ответственность за проводимые дела.
Концепция программы.
Лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность. Лагерь является практико-ориентированным (классификация О.С.Гизмана, А.В.Иванова) и удовлетворяет групповые интересы и потребности воспитанников в конкретной области (спортивно-техническая направленность). Главное условие профильного лагеря — определение перспективной общественно значимой цели. Результаты работы лагеря представляют практический интерес.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
Принципы программы
Программа профильного лагеря Центра опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип демократичности, который предусматривает обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию.
Принцип дифференциации воспитания
отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой
взаимосвязь всех мероприятий в рамках основных направлений деятельности;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребенка.
Данный принцип реализуется при следующих условиях:
необходимо четкое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания воспитанников в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип реализуется при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребенка с учетом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Принцип личностного Я.
Этот принцип реализуется при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребенок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип реализуется при следующих условиях:
добровольного включения воспитанника в ту или иную деятельность;
доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику ее работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребенка каким-либо делом посредством достижения последующего определенного положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребенка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Четкий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
6. Здоровьесберегающие технологии.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке Центра к летнему сезону;
издание приказа директора о проведении летней оздоровительной работы;
разработка программы деятельности летнего выездного профильного лагеря;
подготовка методического материала для работников лагеря;
проведение установочного семинара для работников до начала смены;
отбор кадров для работы в летнем выездном профильном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
2. Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней (1-2 дня). Первые два дня очень напряженные и важные. Они задают настрой и определенный ритм жизни лагеря. Здесь происходит запуск смены: объяснение ее сути, выбор ролей, органов самоуправления. Основная цель организационного периода – заложить основы для формирования временного детского коллектива, способствовать эмоционально - положительному настрою, связанному с открытием смены, созданию атмосферы праздника, единства детей и взрослых.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение наблюдений по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
торжественное открытие лагеря;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, правилами внутреннего распорядка.
3. Основной этап смены.
Включает реализацию основных положений программы (6-7 дней)
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов работы лагеря;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение
Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Педагогический коллектив лагеря – педагоги МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ». К организации работы в лагере привлекаются родители обучающихся.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря:
- начальник лагеря;
- воспитатели.
Общее руководство лагерем осуществляет начальник  лагеря, назначенный приказом директора  Центра. Кандидатуры начальника и сотрудников лагеря утверждаются по критериям, отраженным в Положении о выездном профильном лагере МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ».
Система подготовки педагогических кадров для работы в профильном лагере
Мероприятия:
Семинары для педагогов-воспитателей с целью изучения средств работы, определению логики построения групповой деятельности с учетом цели смены.
Семинары-практикумы с целью изучения основных принципов педагогического взаимодействия в лагере.
Самообразование педагогов-воспитателей по применению разнообразных форм, методов и средств в деятельности лагеря.
Психологическое обеспечение смены лагеря.
Современные условия организации летнего отдыха требуют целенаправленной психолого-педагогической подготовки педагогического персонала лагеря и психологического обеспечения работы лагеря с круглосуточным пребыванием.
Предварительная работа с педагогами:
Лекции «Учет типа темперамента в работе с детьми», "Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста», «Как работать с агрессивными детьми».
Консультирование педагогов о методике проведения бесед, тренингов, игр, упражнений.
Беседы с детьми на темы:
«Общение со взрослыми»
«Общение с младшими по возрасту»
Упражнения для детей.
Помощь участникам ближе узнать друг друга.
«Пересядьте те, кто….»
«Елочка»
«Я никогда не…»
«Имена,имена…».
Снятие психо-эмоционального напряжения:
«Животные»
«Где мы были, мы не скажем»
«Нетрадиционное приветствие».
Снятие агрессии:
«Бумажный бум»
«Ану-ку,почеши мне спину..»
«Верблюд».
Повышение уровня взаимодействия в группе:
«Гирлянда»
«Никто из вас не знает, что я…»
«Пчелы и змеи».
Система жизнеобеспечения, охраны, противопожарной безопасности
Основные принципы организации безопасного жизнеобеспечения лагеря отражены в Положении и соответствуют требованиям СанПинН 2.4.4.2605-10 от 26.04.2010 г.
Лагерь имеет санитарно-эпидемилогическое заключение о соответствии санитарным правилам.
Территория базового лагеря делится на зоны: жилую, бытовую, административно – хозяйственную, досугово – спортивную.
Организация работы по охране труда при подготовке и проведении летней оздоровительной работы с детьми:
Приказ о назначении ответственных лиц за организацию летней оздоровительной работы, за выполнение и соблюдение правил норм охраны труда, за сохранность жизни и здоровья детей и работников в летнее время.
Ознакомление работников с должностными обязанностями.
Проведение вводного инструктажа с педагогами и детьми.
Оформление уголка по обеспечению безопасности жизнедеятельности
5. Подготовка персонала по правилам противопожарной безопасности в лагере.
Система организации питания
Полноценное питание подростков лагеря составлено с учетом норм питания (СанПинН 2.4.4.2605-10 от 26.04.2010 г.), имеет санитарно-эпидемилогическое заключение о соответствии санитарным правилам. С-витаминизация блюд осуществляется ежедневно. В рацион питания ежедневно включены свежие фрукты, овощи, натуральные соки.
В хозяйственной зоне планируется навес для организации приготовления пищи и мытья посуды.
Основное содержание деятельности.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям: спортивно-оздоровительное, содержательно-досуговое, гражданско – патриотическое. Работа в этих направлениях имеет блочную систему.
Блок “Здоровье и спорт.”Цели: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи: формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы работы:
Спортивные игры
Зарядка
Спортивные викторины
Военно-спортивная игра
Спортивно-игровая эстафета
Спортивно-интеллектуальные эстафеты
Спортивно-туристская эстафета
Малые Олимпийские игры
Экскурсии
Беседы о ЗОЖ
Блок ”Интеллект”.
Цель: оказание помощи подросткам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять интеллектуальные умения в окружающей среде; развитие творческих и исследовательских способностей.
Задачи: создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
Формы работы:
Предметные викторины
Интеллектуально-творческие игры
Научно-технические олимпиады
Блок “Общение.”Цели: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи: формировать у учащихся культуру общения, учить конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.
Формы работы:
Сюжетно-ролевые игры
Деловые игры
Тренинги общения
Самопрезентации и представления
Праздники, конкурсы, дебаты
Блок “Нравственность”.
Цель: обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи: формировать у воспитанников культуру миропонимания, позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы:
Уроки нравственности
Уроки толерантности
Дискуссионный клуб
Часы общения
Праздники
Тематические дни
Коллективно-творческие дела
Акции
Экскурсии
Блок “Досуг”.
Цели: воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению; формирование потребности воспитанников участвовать в коллективных творческих делах.
Задачи: использовать нестандартные творческие формы работы с учётом индивидуальных интересов и потребностей, возрастных особенностей обучающихся.
Формы работы:
Игровые развлекательные программы
Игровое Шоу
Конкурсы
Творческие игры
Концерты
6. Трудовой блок.
Цель: создание условий для проявления воспитанниками инициативы в выполнении общественно-полезной работы.
Задачи: способствовать формированию навыков самоорганизации, самообслуживания, приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности и независимости, воспитывать уважение к труду.
Формы работы:
Трудовой десант.
Операция «УЮТ».
Коллективная трудовая деятельность.
7.Блок «Я – лидер».
Детское самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая:
развитие самостоятельности воспитанников;
оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Структура самоуправления:
Общий сбор лагеря – высший законодательный орган смены при равном представительстве детей и взрослых. Избирается на общем собрании детей и сотрудников лагеря, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает программы, планы. Собирается 3 раза.
Совет лагеря – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей отрядов. Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отрядов в течение дня.
Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.
План работы.
День Мероприятие Форма проведения
Инструктаж по индивидуальной и групповой безопасности.
Операция «Уют»
Торжественное открытие лагерной смены
Я – лидер.
Выбор органов самоуправления.
Беседа
Коллективная работа
Игровая программа
Сюжетно – ролевая игра
Малые Олимпийские игры
«Главное - вместе, главное - дружно»
Навстречу к звездам
Занятия спортом и здоровье Соревнования
Акция
Интеллектуально-творческая игра
Информационный час
Пляжный волейбол
Моделирование воздушного змея, судостроение
Шахматно-шашечный турнир
Все о звездах Соревнование
Конкурс
Соревнования
Интеллектуально-развлекательная игра
Тяжело в ученье – легко в бою
Тропа индейцев
Вредные привычки и здоровье Игровая программа
Спортивно- развлекательное состязание Информационный час
Пляжный футбол.
Национальный праздник «Сабантуй»
“Народные традиции требуют уважения”. Соревнования
Соревнования
Урок нравственности
Тайна пиратского клада:
-конкурс топографов
-конкурс краеведов
Зеленая аптечка
- оказание первой доврачебной помощи
Новое поколение выбирает здоровый образ жизни! (антипропаганда табакокурения, алкоголя) Спортивно-познавательная игра-путешествие
Конкурс
Конкурс газет, рисунков, стихотворений, песен
Большие маневры
Путешествие по России
Окна моего дома. Военно-спортивная игра
Интеллектуально-творческая игра по станциям
Этические беседы-размышления
Веселый футбол
День наоборот
Стартинейджер Спортивно-разлекательное состязание
Игровая шоу-программа
Концерт-пародия
Заповедные места
Веселое лето
Спешите делать добро Экскурсия
Спортивно-игровая программа
Акция
Итоги лагерной смены
Торжественное закрытие лагерной смены «Замыкая круг» Круглый стол
Игровая программа
План работы может меняться и корректироваться в связи с погодными условиями.
Критерии эффективности программы.
постановка реальных целей и планирование результата программы;
заинтересованность педагогов в реализации программы;
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
творческое сотрудничество педагогов и детей;
желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
Финансовое обеспечение.
Основным источником финансирования лагеря являются средства бюджета. Начальник лагеря контролирует правильность и целесообразность расходования выделяемых денежных средств. После закрытия смены подводит итоги финансовой деятельности.
Список литературы.
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка.
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
В гармонии с природой –М.: Изд. ООО «Красико–Принт», 2002, (серия «Праздник в школе»).
Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков \ авт.-сост. И.В. Куц- Волгоград: Учитель, 2007.-166 с.
Игра в тренинге/ Под редакцией Е.А.Левановой –СПб .: Питер,2006. – 208 с.
Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
Летний лагерь: вчера и сегодня. М., ООО «ДОД», 2008. – 120 с. (серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).
Организация летнего отдыха детей (учебно-методическое пособие). Сост. Осокина Т.В., Савчук Н.Ю., Шаронова Е.Г.-Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева,2004.-129с.
Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
Организация работы детских общественных объединений в летнее время. –М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003 г, (серия «Для педагогов, родителей и детей»).
Подростки 21 века: Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.-М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства \ авт.-сост. А.А.Маслов.- Волгоград: Учитель, 2007.- 237 с.
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других.-М.: АСТ–Пресс–книга, 2003 г.
СанПиН 2.4.4.2605-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул. – М: УЦ «Перспектива», 2011. – 40 с.
Тренинг самопознания для подростков. – М.: Генезис, 2005. – 169 с.
Таран Н.Ю.Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,2006.-112.
Фришман И.И. методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. в высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.