Доклад на тему особенности структуры уроков в начальной школе в соответствии с ФГОС
МКОУ Новобелянская СОШ
Доклад на тему:
«Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
Подготовил учитель начальных классов
Орищенко Татьяна Владимировна.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени, урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов:
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII. Рефлексия деятельности ( итог урока).
Рассмотрим каждый этап.
I этап. Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
-у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
Приёмы работы:
-учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
-учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- можно использовать девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
Вот некоторые из приёмов, которые использую в своей работе я.
1.У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе.
Закройте глазки и повторяйте за мной Мои ушки, чтобы слышать, мои глазки, чтобы видеть, моя головка, чтобы думать у меня всё получится! 2.Откройте глазки и скажите уверенно У меня всё получится!
Вдохните Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость от общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроют ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок. И работать мы будем под девизом
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо , влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
3.- Ребята, любите ли вы преодолевать трудности? Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом настоящие друзья. Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение? На столе у каждого лежат солнышко и тучка. Какая из карточек отображает ваше настроение, покажите! Давайте постараемся все вместе улучшить наше настроение к концу урока.
4.В руках колокольчик. Посмотрите на этот колокольчик. Послушайте его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой клеточки нашего тела. Пусть звон колокольчиказвучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства. Пробуждает в нас нежность, любовь к друг к другу, ко всему окружающему. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.
В условиях малокомплектной школы на этом этапе учащиеся двух-трёх классов работают одновременно.
5 Различные рифмованные стихи
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке
« Вот книжки на столе, а вот тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный».
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
(Продолжительность 4-5 минут)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
-выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; Формулирование темы и цели урока.
Организация данной работы будет эффективней, если в ней примут участие все учащиеся класса.
Предлагаемая на данном этапе урока деятельность должна быть новой и необычной по форме подачи, именно это сделает ее привлекательной и интересной. Это могут быть:
На уроках русского языка мы используем дидактические игры такие как «Доскажи словечко», «Ты загадай – мы отгадаем», «Реши ребус». Дети работают в парах и группах.
На уроках математики мы используем индивидуальную работу на карточках, тренажеры ( для восполнения пробелов знаний); устный счет; арифметические диктанты; головоломки, магические квадраты и т.д.
Вот некоторые приемы целеполагания
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:– Самостоятельное решение– Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения– Постановка цели урока.Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:
12 * 6 14 * 332 : 8 3 * 1615 * 4 50 : 570 : 7 81 : 27
Учащиеся сталкиваются с новым видом 81:27.У них возникают затруднения из-за недостаточности знаний. Можно формулировать тему урока и ставить цель.
Проблемные ситуации на уроках русского языка
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
На семь дворов один топор и тот без топорища.
Определите части речи.
У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Семь.один)
Что называет эти слова? (Число.)
Поставьте вопрос к этим словам. (Сколько?)
Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей.)
Такие слова называются именами числительными. Приведите примеры имён числительных.
Приведите примеры пословиц с именами числительными.
Сформулируйте тему урока.
Следующий приём:
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
На данном этапе можно также работать одновременно с двумя классами, проводя следующие игры : математический футбол, математическая рыбалка предлагая учащимся каждого класса свои примеры. Но чаще всего учащиеся одного класса работают с учителем, а другого – самостоятельно.
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (Продолжительность 4-5 минут)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
Происходит проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Используются следующие приёмы:
1.Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
1. Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
2. Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
3. Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.4.Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.Например, тема урока "Домашние животные".
Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.Ещё пример, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".– Прослушайте и запомните ряд слов: "Ласточка, медведь, кошка, воробей, заяц, ".– Что общего во всех словах? (Названия животных)– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
5.Домысливание1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим Изучим Узнаем Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(Продолжительность 7-8 минут)
Цель: решение устных задач и обсуждение решения.
-Способы: диалог, групповая или парная работа.
-Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.
-Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
-Выведение алгоритма.
Мне на данном этапе очень помогают электронные приложения к учебникам. Пока учащиеся одного класса самостоятельно изучают новый материал с помощью электронных приложений , с учащимися другого класса можно вывести алгоритм построения проекта выхода из затруднений.
Ещё я использую инструктивные карты. Пример использования карты на уроках окружающего мира
V этап. Первичное закрепление. (Продолжительность 4-5 минут)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала- эталона. Эталон -согласованная в классе знаковая фиксация понятия или обобщенного способа действия в виде определения, правила, алгоритма, формулы, опорного сигнала. Примеры эталонов.
-Способы: фронтальная работа, работа в парах.
-Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
-Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . (Пролжительность 4-5 минут)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
-Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
-Выполняется письменно.
-Методы: самоконтроль, самооценка.
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(Продолжительность7-8 минут)
-Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
-Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Приёмы работы: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных, работа с заданиями на установление соответствия или закономерности, работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»), работа с заданиями на восстановление текста («Заполни пропуски»)
VIII Рефлексия деятельности. (Продолжительность 2-3 минуты)
( итог урока)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Вопросы:
-Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
умение ставить перед собой цель, принимать решения;
умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
В чём новинка?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
. В отличие от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ, обеспечивающего его.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать ;зачем ему это?, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключила из своего лексикона слова ;ошибочный ответ;, ;неправильно; и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить;А как вы думаете;Я думаю, что, но может, я ошибаюсь;.
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, У нас в малокомплектной школе группа – это весь класс.
. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.