ТИПЫ И СТРУКТУРЫ УРОКОВ
ТИПЫ И СТРУКТУРЫ УРОКОВ
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков:
— комбинированные (смешанные);
— изучения новых знаний;
— формирования новых умений;
— обобщения и систематизации изученного;
— контроля и коррекции знаний, умений;
— практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В, А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).
Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного. Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, представлены в табл. 8:
Таблица 8
Этапы 1-й 2-й 3-й 4-й
Организация работы Повторение изученного (актуализация знаний) Изучение новых знаний, формирование новых умений Закрепление, систематизация, применение Задание на дом
1—2 мин 10—12 мин 20—25 мин 5—8 мин 2—3 мин
На комбинированном уроке учитель может достичь нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75—80% общего числа всех проводимых уроков.
Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность сокращается до 30 мин. с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленная в древности, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания, они утомляют детей.
Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем материала, изучаемого на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.
С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации знаний, умений, контроля и коррекции знаний, умений, применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все эти типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура их состоит обычно из трех частей: организации работы (1 — 3 мин); главной части — формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т. д. (35—40 мин); подведения итогов и задания на дом (2—3 мин). ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ (ПО М.И. МАХМУТОВУ)
Типы уроков Виды уроков
1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов – как методические варианты уроков) 1 – урок-лекция;
2 – урок-беседа;
3- урок с использованием учебного кинофильма;
4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) 1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
2 – урок - лабораторная работа;
3 – урок практических работ;
4 – урок-экскурсия;
5 – семинар
3. Урок обобщения и систематизации Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
4. Уроки контрольные (учета оценки знаний, умений и навыков) 1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);
2 – письменная проверка;
3 – зачет;
4 – зачетные практические и лабораторные работы;
5 – контрольная (самостоятельная) работа;
6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов)
5. Комбинированные уроки На них решаются несколько дидактических задач
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока изучения нового материала (1):
1 - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познавания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 – указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 – мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 – сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 – первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 – контроль результатов первичного запоминания;
7 – регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 – внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 – частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока изучения нового материала (2):
1. Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания:
– проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
– зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
– сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
– выборочная проверка конспектов;
– проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
– фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
3. Повторение пройденного материала.
4. Изложение нового материала по плану.
5. Самостоятельной усвоение новых знаний:
работа с учебником;
просмотр кинофильма;
просмотр телепередач;
выполнение лабораторной работы;
работа с наглядными пособиями;
работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
6. Закрепление нового материала:
– повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
– повторение учащимися основных положений темы;
– ответы на вопросы;
– выполнение упражнений устных и письменных;
– решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
– проведение опытов.
7. Самостоятельная работа учащихся:
– работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
– вычерчивание схем, эскизов, графиков;
– письменная фронтальная работа;
– индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
– тестовые задания;
– диктанты;
– решение примеров и задач;
– вывод формул;
– написание сочинений, творческих работ;
– разрешение проблемных ситуаций.
8. Подведение итогов урока:
– систематизация и обобщение знаний;
– анализ усвоения учащимися программного материала;
– выставление и корректирование оценок;
– анализ проделанной на уроке работы;
– поведение на уроке.
9. Домашнее задание:
выделение основного в домашнем задании;
изучение материала по новой теме;
выполнение упражнений по новой теме.
10. Индивидуальные задания учащимся:
– подготовка рефератов различной тематики;
– сбор материала, документации и так далее;
– выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).
Структура уроков формирования умений и навыков:
1 – постановка цели урока,
2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 – проведение проверочных упражнений,
4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 – упражнения на их основе,
6 – упражнение на их закрепление,
7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 – упражнения творческого характера,
10 – итог урока,
11 – задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 – проверка выполненных работ;
5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 – задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 – применение учащимися знаний, практические задания;
7 – выполнение комплексных творческих работ;
8 – итоги урока;
9 – домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;
4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 – организация начала урока;
2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 – подведение итогов и результатов урока;
8 – задание на дом;
9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).