Занятие кружка «Я — исследователь». Тема: «Патриоты России. М.В.Ломоносов»
Занятие кружка «Я - исследователь».
Тема: «Патриоты России. М.В. Ломоносов»
Учитель: Ибраева Л.Н.
Класс: 4 «Б»
Методические задачи.
Образовательные:
1.Развитие памяти.
2.Развитие связной речи.
3.Формирование у обучающихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его вкладе в развитие России.
Воспитательные:
1.Воспитывать патриотические качества.
2.Воспитание коммуникативности учащихся, умения работать в группах.
Развивающие:
1. Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.
2.Развитие умения находить материал по теме.
3.Развитие познавательной активности.
4.Развитие навыков исследовательской деятельности.
5.Развитие различных видов одарённости детей.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, помощь и др.
- выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
Коммуникативные УУД:
- формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
- умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;
- умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Оборудование занятия: компьютер, проектор, экран, презентация «М.В. Ломоносов». Для каждой группы:
карточки с заданиями, набор для выполнения мозаики из бумаги.
Ход занятия.
1. Актуализация знаний.
Прочитайте пословицу, записанную на доске:
Ученье - свет, а неученье - тьма.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Я хотела бы обобщить ваши высказывания стихотворением, которое было написано в 1751 году.
Науки юношей питают,Отраду старцам подают,В счастливой жизни украшают,В несчастный случай берегут.В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Эти стихи написал человек, который очень старательно учился и внёс большой вклад в развитие России. Михаил Васильевич Ломоносов.
- Что вы знаете о Ломоносове?
- Что интересно будет вам о нём узнать?
- Сегодня на занятии мы продолжаем тему «Патриоты России» и познакомимся с биографией Михаила Васильевича Ломоносова.
- Перед вами лист исследования с основными этапами жизни учёного. Просматривая презентацию можно кратко записывать информацию. После просмотра презентации, расскажите, что нового узнали об учёном.
Просмотр презентации "М.В. Ломоносов".
1.Детские и юношеские годы.
(Слайд 2) Родился он в 1711 году в рыбацкой деревне около города Холмогоры Архангельской губернии.
(Слайд 3) Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей, ловил рыбу.
Мать Елена Ивановна умерла очень рано. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями.
(Слайд 4) В 11-12 лет начал постигать грамоту. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.
2.Годы учебы.
(Слайды 5, 6) В декабре 1730 года Михайло, с рыбным обозом отправился в Москву учиться.
(Слайд 7) В январе 1731 года поступил в Славяно–греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. Закончил он Академию в 1735 году, освоив весь курс учёбы за 5 лет. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день:
1 копейка - на хлеб;
1 копейка - на квас;
1копейка – на обувь, одежду и все остальное.
Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.
3.В Петербурге.
(Слайд 8) В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук.
Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.
4.Возвращение в Россию.
(Слайд 9) В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.
(Слайд 10) По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова
3. Первичное усвоение новых знаний.: Детские и юношеские годы
1)В каком году и где родился М.В. Ломоносов? В 1711 году неподалеку от города Холмогоры.
2)Во сколько Михаил начал постигать грамоту? в 11-12 лет.
3)Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках? Он решил отправиться в Москву.
4)Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву? В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.
5) Сколько лет ему тогда было? 19 лет.
Годы учёбы.
6) Куда ему удалось поступить в Москве? В Славяно-греко-латинскую академию..7) Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу? В Петербург, потом в Германию.
8) Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину? В Петербургской академии наук.
Работа в Петербургской академии наук.
9) В каких областях раскрылся талант Ломоносова? Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.10) Что сделал великий ученый для развития образования России? По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.
- Что вы узнали о биографии М.В. Ломоносова? Прочитайте записи в листах исследования.
-Ломоносов сделал открытия в различных науках. Прочитаем об этом (Слайд 11).
Читают информацию на листочках.
1.Открытия в области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
б) в 1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.
2.Открытия в области физики:
а) сконструировал термометр;
б) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
3. Открытия в области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.
4. Открытия в области астрономии:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп.
5. Открытия в области географии:
а) составил “Полярную карту”;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
7. Открытия в области истории:
а) закончен 1-ый том Российской истории.
8. Ломоносов – просветитель:
а) составил проект учреждения Московского университета;
9. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты(цветное непрозрачное стекло, применяемое при изготовлении мозаики) для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;
4.Работа в группах.
- Ломоносов достиг не малых вершин в разных науках.
- Предлагаю вам испытать себя в 4 областях, в которых преуспел великий учёный: математика, астрономия, литература, искусство.
Каждая группа выбирает задания. На выполнение заданий даётся 5 минут.
Математика.
1. Курс в Московской академии был рассчитан на 12 лет. Ломоносов его прошел за 5 лет.
Вопрос. Насколько времени меньше истратил Ломоносов на изучение наук в академии, чем было на это рассчитано?
2. В 1761 году М. В. Ломоносов открыл на Венере атмосферу. Через 200 лет Советский Союз направил к Венере первую космическую лабораторию.
Вопрос. В каком году произошло это событие?
3. М. В. Ломоносов выполнил 43 мозаичных картины, 22 из них до нас не дошло.
Вопрос. Сколько картин Ломоносова, при желании, мы можем увидеть сегодня?
Астрономия.
1.Как называется наука о небесных телах?
2.Какая планета Солнечной системы находится ближе всего к Солнцу?
3.Какая планета Солнечной системы самая большая?
4.За какое время Земля совершает свой оборот вокруг своей оси?
5.Как называется естественный спутник Земли?
6.С помощью какого прибора можно наблюдать за звёздным небом и движением планет?
- Красивы звучные оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновленными его строками. Вам необходимо прочитать строки оды для Ломоносова с чувством восхищения и вдохновения. Каждая группа вытягивает листочки со стихотворениями, и поочередно зачитывают их.
Литература..1. Он был мечтою окрылен, хотел всего добитьсяИ вот однажды он пешком в Москву пошел учиться.
2.И все науки постигал, ему не просто было,И он большим ученым стал, страна его любила.
3.. И будет горд и стар и млад,Тобой Отечество гордится!В науку нашу сделал вкладИ наставление всем учиться!
4.Он не был ни богат, ни знаменит,Когда пришел пешком в МосквуИ «грыз» науки сложной он гранит,Превосходя усталость, голод и тоску.
5. Он выдержал насмешки все надменные,Не обижался и хотел все – все узнать:Насколько сложно выглядит вселенная,И что изобрести, чтоб человек умел летать?
6.Давайте же ровняться все на гения!Возьмем его в пример, чтобы начать мечтать.Замыслим, воплотим все смелые творения,Чтобы вторыми Ломоносовыми стать!!!
Искусство.
- Ломоносов создал оригинальные цветные стёкла для мозаики – смальту. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова были ярче и богаче итальянских по краскам. М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. (Слайды 12, 13)
- Предлагаю изготовить смальту из бумаги.
5. Рефлексия.
-Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?
- Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля, транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?
- Что нужно чтобы добиться успехов в любом направлении?
- Вот и подошло к концу наше занятие. В течение занятия вы проявили самые лучшие свои качества: сообразительность, внимание, быстроту реакции, настойчивость, а главное вы на протяжении всего занятия – думали! Жизнь свою Михайло Ломоносов не мыслил вне деятельности на благо России.
Возьмем его в пример, чтобы начать мечтать.Замыслим, воплотим все смелые творения,Чтобы вторыми Ломоносовыми стать!!!