Занятие кружка внеурочной деятельности «Я- исследователь» Тема: « Наблюдение и экспериментирование».
Мастер-класс
учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 им. ЛяпидевскогоЕфремовой А.Г.
Занятие кружка внеурочной деятельности в 4 классе
«Я- исследователь»
Тема: « Наблюдение и экспериментирование».
Цель: познакомить учащихся с листом Мёбиуса; экспериментально-исследовательским путем выявить необычные свойства листа.
Задачи:
-познакомиться с историей возникновения листа Мёбиуса;
-научиться изготавливать лист Мёбиуса;
-изучить разнообразные свойства листа Мёбиуса, которые отличают его от простого склеенного листа бумаги;
- развивать интерес к исследовательской деятельности, желание не останавливаться на полученных знаниях.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Метапредметные :Регулятивные УУД:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием дополнительной литературы;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста.
Коммуникативные УУД:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к занятию. Повторение правил безопасности при работе с ножниуами.
2. Определение темы и цели урока .
а)- Как называется кружок?
( «Я – исследователь»)
-Значит, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?
( Исследовать)
Работа со слайдами.
Отодвинуть прямоугольник
( Изготовлены из дерева)-Хорошо. Теперь установите, что объединяет дерево и тетрадь?
-( У тетради – лист и у дерева – листья. Из древесины делают бумагу и тетрадь – из бумаги.)
-Смотрите, что получилось? Какова же тема сегодняшнего занятия?
(Исследование листа бумаги)
б) – Хорошо потрудились, теперь давайте поиграем в игру «Верю- не верю».
Я буду задавать вопросы, а вы – письменно отвечать на них при помощи знаков. «верю» - «+», «не верю» в листах исследователя.
«-». Задача ясна?
62865344170В карте исследователя дети заполняют таблицу
1 2 3
Вопросы для игры:
1. Бумажный лист всегда имеет две поверхности ( верх и низ).
2. Японцы изобрели оригами.
3. Если бумажное кольцо разрезать вдоль напополам, то получится одно кольцо.
- Выскажите свои ответы.
-Какова же цель нашего занятия?
(Целью нашего занятия и будет являться проверка результатов игры.)
3. Постановка проблемы.
Но прежде, разрешите представить вам немецкого математика и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса.
-222885-24765215 лет назад в Германии родился мальчик – здоровый и крепкий малыш. Как и все дети, он сначала научился ползать, потом ходить, позже говорить. Все шло и развивалось своим чередом. Школа, университет. Мальчику повезло- его обучали самые лучшие учителя Германии того времени.
Как-то незаметно для окружающих в 26 лет он стал профессором, руководителем астрономической лаборатории в университете. Научные статьи, лекции, работа. Все как у обычного профессора университета. Рассеянного доброго чудака студенты боготворили.
Возможно, имя этого человека за 215 лет растворилось в истории, если бы ни одно ненастное утро…
На улице шел дождь. Вид из окна навевал тоску. В кресле сидел мужчина. Мысли были разные, но как-то ничего особенного не приходило на ум. Только в воздухе витало ощущение, что именно этот день принесет славу и увековечит имя Августа Фердинанда Мебиуса.
На пороге комнаты появилась любимая жена. Правда, она была не в хорошем расположении духа. Правильнее сказать, она была разгневана и категорически требовала немедленно уволить служанку, которая настолько бездарна, что даже не способна правильно сшить ленту.
Хмуро разглядывая злосчастную ленту, профессор воскликнул: “Ай да, Марта! Девочка не так уж глупа. Ведь это же односторонняя кольцевая поверхность. У ленточки нет изнанки!”
Учитель демонстрирует два кольца – «правильно и неправильно» склеенных.
- Ребята, гнев жены профессора нам понятен, ведь была испорчена лента, но непонятна радость профессора! Вот задача, с которой нам предстоит разобраться.
4. Исследовательская практика.
- Вы еще не забыли нашу игру? Давайте вернемся к ней.
1. Бумажный лист всегда имеет две поверхности (верх и низ).
Опыт № 1.
( Учащиеся проводят линии посередине листов (обыкновенного и л.Мёбиуса).
-Что скажете? Правильно ли поставлен знак в ваших ответах?
Опыт № 2.
3. Если бумажное кольцо разрезать вдоль напополам, то получится одно кольцо.
( Учащиеся делятся на 2 группы. Одни склеивают и разрезают обычную ленту, другие – л. Мёбиуса)- А теперь ваши ответы верны? Каков итог эксперимента?
( - Мы были неправы. Не всегда получается 2 кольца.)Опыт №3.
- А теперь будьте предельно внимательны и аккуратны. Результат сегодняшнего последнего эксперимента будет являться вашей «наградой». Склейте ленту Мёбиуса. Начните разрезать её вдоль, отступив 1 см от края. Режьте ровно и ничему не удивляйтесь.
(Учащиеся выполняют работу. В итоге у них должно получиться 2 кольца, сцепленных между собой. По виду работа напоминает медаль).5. Итог занятия. Рефлексия.
- Прошу наградить себя медалями за отлично проделанную работу. В листах исследователя проведите оценку своей работы.
Карта исследователя
Игра «Верю» - «не верю» 1 2 3 Оценка работы: 1. Было ли интересно на занятии?
2. Сделал(а) ли ты для себя открытие?
3. Захотелось ли провести собственные эксперименты или узнать что-то новое?
4.С каким настроением ты покидаешь занятие кружка?
- По желанию выберите лепесток цветка:
- белый цвет – не хочу выполнять домашнее задание;
- розовый – легкое задание; (выучить стихотворение о л. Мёбиуса)
- оранжевый – задание средней сложности; ( л.Мёбиуса в памятниках архитектуры и искусства; сообщение о математике)
- красный – задание повышенной трудности (провести собственное исследование л.Мёбиуса,открытия в науке, которые основываются на свойствахл. Мёбиуса)
. -Спасибо. Мне было с вами очень интересно работать.
P.S.Опытные образцы учащиеся вкладывают в «Папку исследователя», которая пополнится на следующем занятии.