Занятие кружка Я исследователь по теме Учимся сравнивать шерсть зверей, 1 класс


Аннотация
То, что во главу угла в новых федеральных стандартах ставится умение ребенка добывать самостоятельно информацию и использовать ее на практике, известно всем. Как этого добиться? Исследовательская творческая деятельность – одно из эффективных инновационных педагогических средств. Программа «Я-исследователь», построенная на основе авторской программы А.И.Савенкова, предполагает обучению основам исследовательской деятельности уже с первого класса. Работа носит коллективный характер. Предлагаемая разработка занятия кружка «Учимся сравнивать: какая шерсть у зверей» продолжает и развивает тему урока по окружающему миру «Кто такие звери?» Цель: создать условия для участия учеников в исследовательской деятельности, их творческого развития, закрепления, расширения и углубления полученных на уроках окружающего мира знаний о зверях.
МКОУ «Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»
Алтайского края Тальменского района р.п. Тальменка
«Учимся сравнивать: какая у зверей шерсть»
Занятие кружка «Я – исследователь»
1 класс
Автор:Масалова Тамара Николаевна, учитель начальных классов
Тальменка, 2014 г.
Тема: Учимся сравнивать: какая у зверей шерсть?
Цель: создать условия для участия учеников в исследовательской деятельности, их творческого развития, закрепления, расширения и углубления полученных на уроках окружающего мира знаний о зверях.
Задачи:
формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью;
учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий (регулятивные);
учить работать с информацией, выполнять логические действия (анализ, сравнение) (познавательные);
формировать умение уважать мнение собеседников; задавать вопросы и отвечать на них входить в коммуникативную игровую ситуацию;
учить проявлять интерес к общению и групповой работе (коммуникативные).
Оборудование: наборы образцов шерсти овцы, собаки, меха кролика, интерактивная доска, рисунки структуры шерсти овцы.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний.
- Ребята, на уроке окружающего мира мы говорили о животных. На какие вопросы нашего друга и помощника Муравьишки вы отвечали? ( Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери?) - Давайте вспомним, как отличить зверей от других животных. (Работа с интерактивной доской. На страницах: 2- распредели животных по группам, Почему двух животных мы не смогли распределить по имеющимся группам? Кто из них зверь?
2 – Муравьишка задает вопрос,
3-отгадай загадки:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Лось
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Медведь.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. Волк.
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. Белка.
Летом – серый,
Зимой – белый. Заяц.
У животных не только разный внешний вид, размер, но и разные голоса. Послушаем голоса животных.
4 – необычные животные (нажать - фото проявятся),
5 – кто где живет?. См. Приложение)
2. Работа по теме занятия.
- Итак, каковы отличительные признаки зверей? ( Тело покрыто шерстью, детенышей они кормят молоком)
- Как раз о шерсти мы и поговорим с вами сегодня более подробно.
Напомните, что является важным в исследовательской работе? ( Умение наблюдать, работать с информацией в книгах или других источниках, задавать вопросы старшим)
По мере ответов детей появляются схемы:
Сегодня все эти умения вам понадобятся, чтобы ответить на вопрос: одинаковая ли у зверей шерсть?
- Какое предположение можно сделать о шерсти зверей из изученного на уроке и из личных наблюдений? (Шерсть у зверей разная)
Чтобы выяснить, верно ли наше предположение, давайте проведем эксперимент.
Ученики работают в парах. На каждую парту учителем раздается набор коробочек с разной шерстью: шерсть овцы, кусочек меха кролика, пучок собачей шерсти.
- Кто знает, что за шерсть лежит в коробочках, чья она? Поделитесь своим мнением с товарищем в паре, обсудите предположение.
- Что вы можете сказать о цвете шерсти? ( Цвет разный)
- Сравните длину шерсти в каждом образце. Что вы можете сказать о ней? (Самая длинная – шерсть овцы, короткая – заячий мех, средняя – у собаки)
Вывод: длина шерсти у разных животных не одинаковая.
- Ребята, а у всех ли собак длина шерсти такая, как на данном образце? Какие породы собак вы знаете? Какова длина их шерсти?
-Послушаем небольшое сообщение о короткошерстных и длинношерстных собаках, приготовленное вашим товарищем.
- Определите, какая шерсть на ощупь. Что можно сказать о её мягкости? (Самый мягкий - мех кролика, более жесткая – шерсть собаки, наиболее грубая – у овцы)
- Попробуйте скрутить шерсть в жгут. Поделитесь своими наблюдениями с товарищем в паре. Какой вывод вы можете сделать? ( Это легко можно сделать только с шерстью овцы)
-Кто из вас может сказать, почему именно овечью шерсть можно прясть? (Чаще всего, первоклассники затрудняются с ответом.)
-Пряжу нельзя изготовить из шерсти любых животных - для этого годятся только некоторые. Для производства пуловеров и шарфов годится только шерсть овец, коз, кроликов, верблюдов и лам. Но никто не пытается прясть волосяной покров лисиц, енотов или нутрий, хотя мех у них теплый, а ворс длинный и пушистый. Потому что он не годится на пряжу. Каждый волос имеет несколько слоев. Самый верхний состоит из тонких чешуек, перекрывающих друг друга, словно черепица на крыше дома. Второй слой также построен из ороговевших клеток, но веретенообразной формы. Внутри находится третий слой - пористый, заполненный воздухом. Именно он обеспечивает красоту роскошных удивительных мехов. И человеческой шевелюры. Не будь его, наши локоны дыбились бы вверх, как тот невесомый пух, из которого, собственно, и прядут шерстяную нить. Именно этим - отсутствием внутреннего слоя - отличаются пригодные для прядения волосы животных от непригодных. (см.Приложение 2)
-Некоторые люди вычесывают длинношерстных собак и из этой вычески тоже прядут пряжу. Бытует мнение, что изделия из собачьей шерсти помогают при такой болезни как радикулит.
-А где используется мех кролика? (Из него шьют шапки, шубы, потому что он мягкий и теплый)
3. Подведение итогов.
- Итак, мы исследовали три образца шерсти зверей. Какие свойства мы анализировали? (Цвет, длину, мягкость, способность скручиваться в жгут)
- Какую гипотезу мы выдвинули в начале нашего занятия? ( Шерсть у зверей разная)
- Что вы можете сказать о том, верна она или нет?(Да, верна)
- Что вы делали, чтобы доказать правильность нашего предположения? (Наблюдали, сравнивали, задавали вопросы)
- Кому было интересно, кто узнал для себя что-то новое, поднимите зеленые сигнальные карточки, кто не совсем удовлетворен работой – красные.

Список литературы
Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] /Р. М. Дзанагова // Начальная школа. 2007. №6. 91-100 с.
План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Урок "Кто такие звери?" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-kto-takie-zveri
Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков. - М.: «Сентябрь», 2003. 204 с.
Урок «Кто такие звери?» http://refrt-12026.html/Приложение 2