Выступление на МО по теме: «Организация экскурсий на предприятия, в сферу обслуживания одно из направлений профориентационной работы»

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа










Выступление по теме:
«Организация экскурсий на предприятия, в сферу обслуживания одно из направлений профориентационной работы»
подготовила учитель начальных классов
Ануфриева Татьяна Николаевна









август, 2016
(1 слайд).
Обучающиеся начальной школы еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы учащихся в старших классах.
(2 слайд).
Экскурсия является одним из эффективных методов профориентационной работы в начальной школе. Такая работа заключается в основном в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире и учитывать, что ими пока запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское.
(3 слайд).
Экскурсии выполняют следующие функции:
позволяют обогащать изучение различных предметов наблюдениями, приучают школьников подходить к рассмотрению явлений, как с различных сторон, так и воспринимать их целостно, т.е. реализуют принцип наглядности обучения;
повышают уровень научности обучения и укрепляют его связи с жизнью, практикой;
знакомят обучающихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и в сельском хозяйстве;
осуществляют профессиональную ориентацию школьников.

(4 слайд). Каждая экскурсия включает в себя следующие этапы:
1 этап: Подготовка к экскурсии:
При организации и проведении экскурсии учителю необходимо знать и соблюдать определенный порядок подготовки к экскурсии:
1. Определить конкретную цель экскурсии. Объять необъятное невозможно. Необходимо поставить конкретную цель что необходимо показать или с чем необходимо ознакомиться учащимся на данном объекте.
2. Выбор предприятия (организации), на которое будет проведена экскурсия.
3. Знакомство с ответственным лицом на данном предприятии, которое непосредственно сможет провести часовую экскурсию с учащимися. С этим человеком необходимо встретиться или, в крайнем случае, обговорить условия проведения экскурсии по телефону. Как правило, ответственным лицом от производства будет специалист-профессионал в своей отрасли, но мало знакомый с педагогикой. Поэтому учителю желательно объяснить ему цель экскурсии.
Если такого специалиста на предприятии нет, то учитель сам готовится к проведению экскурсии, разрабатывает план и содержание экскурсии, предварительно осмотрев объект экскурсии. Предварительная разработка экскурсии даст возможность учителю проводить экскурсию плавно, целенаправленно, с учетом не только психологических особенностей младших школьников, но и условий безопасности.
4. Узнать о пропускном режиме на данном предприятии. В современных условиях любое предприятие или организация находятся под охраной, следовательно, надо договориться о пропуске на объект школьников. Это может быть список учащихся и учителей с указанием количества людей, их фамилий и возраста, заверенный администрацией учебного заведения и согласованный с администрацией предприятия
5. Ознакомление с маршрутом следования до предприятия. Организатору экскурсии желательно самому рассчитать время, затрачиваемое на дорогу от учебного заведения до предприятия с учетом использования транспорта или пешеходного следования.
6.   Предварительная работа с учащимися. Учителю необходимо поставить конкретную цель экскурсии: что они должны увидеть и услышать, на что особо обратить внимание во время экскурсии. Озвучиваются вопросы и задания, по которым необходимо в ходе подготовки и проведения экскурсии собрать материал.
Проведение беседы (возможно, под расписку в специальном журнале) по технике безопасности во время переездов (переходов) до предприятия и на предприятии. Педагог кратко характеризует особенности данного объекта и информирует обучающихся о соблюдении конкретных мер безопасности именно на данном объекте (в производственном цехе, отделе, фирме). Необходимо помнить, что за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время организации экскурсии в первую очередь несет ответственность педагог.
7. Оформление необходимой документации. Для организованной учебной (да и культурно-досуговой) экскурсии в обязательном порядке издается приказ по учебному заведению с указанием сроков и цели экскурсии, объекта, класса и ответственных лиц.
8. Работа с родителями. Важно убедить родителей в необходимости экскурсии, её значении для детей.
(5 слайд).
Итак, в начале экскурсии мы ставим цель:
познакомить учащихся с современным производством и перспективами его развития;
расширить представления учащихся о содержании производственных профессий, прививать интерес к ним;
познакомить с технологическими процессами, организацией и условиями труда;
познакомить с трудовыми традициями предприятия, передовиками производства, ветеранами труда.
(6 слайд)
2 этап: Проведение экскурсии
Экскурсии должна предшествовать вступительная беседа в классе. Задача вступительной беседы - дать учащимся общую характеристику предприятия, а также разъяснить правила техники безопасности. Беседа не должна быть продолжительной и многоплановой.
После вступительной беседы экскурсовод или учитель ведет учащихся в цех, где в сжатой форме дается характеристика цеха, его коллектива, наиболее распространенных профессий. Затем он показывает учащимся рабочие места специалистов, знакомит с представителями определенных профессий.
Ребята одновременно наблюдают за работой специалиста и слушают экскурсовода. По ходу экскурсии они задают вопросы. После окончания экскурсии здесь же, на объекте, проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. Обсуждается и систематизируется полученная информация.
Учитель остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. Он следит за рассказом, выясняет степень понимания речи экскурсовода детьми, правильность и полноту восприятия, подводит ее итоги.
(7 слайд).
3 этап: Подведение итогов
Важным этапом является подведение итогов. Необходимо подготовить беседу по содержанию экскурсии, провести обобщение знаний, полученных на экскурсии в виде оформление стенда, альбома; фотовыставки; выпуск стенгазеты; рисунки детей и т.д.
(8 слайд)
Важно учесть перечень вопросов, на которые должен обратить внимание экскурсовод
1.Знакомство с профессией и ее значение.
История развития профессии. Потребность в профессии. Значение ее в наши дни. Связь этой профессии с другими профессиями.
2.Содержание труда по специальности.
Внешнее содержание трудового процесса: задание, материал, сырье, с которым работают, средства, ход, распределение и результат труда. Внутреннее содержание процесса: знания, навыки. Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с животными, с техникой, требуют большого физического напряжения и т.д.
3.Требования к человеку.
Качества, которыми должен обладать специалист.
Сейчас в сети Интернет предлагается масса экскурсий на предприятия. Вот некоторые из них.
(9 слайд) Экскурсия на шоколадную фабрику.
(10 слайд) Экскурсия на завод мороженого.
(11 слайд) Экскурсия на киностудию.
(12 слайд) Экскурсия на молочный завод «Вимм-Биль- Данн», завод «Очаково»
(13 слайд) Агрокомбинат «Московский», завод плавленых сыров.
(14 слайд) Кондитерско-булочные комбинаты.
Успех проведения профориентационных экскурсий для младших школьников во многом зависит от творчества учителя, от его умения доступно и содержательно представить детям необходимую информацию.
Считаю, что большая затрата труда на подготовку экскурсии окупается ее результатами.
(15 слайд)
Спасибо за внимание!










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315