Ведение блога как инновационное направление профессиональной деятельности преподавателя
Ведение блога как инновационное направление профессиональной деятельности преподавателя (на примере блога «BERGAMOT»)
Современный преподаватель – это не только человек, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Его профессиональная деятельность неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.
232473514624050021831303971925Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. - Блог "BERGAMOT"
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. - Блог "BERGAMOT"
Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования преподавателя имеет его инновационная деятельность. В современных педагогических исследованиях (Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков) инновационная деятельность рассматривается как целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Одним из направлений инновационной педагогической деятельности является ведение образовательного блога (См. рис. 1).
Блог – это вид веб-сайта, представляющий собой онлайн-дневник, предназначенный для прочтения и комментирования другими пользователями сети Интернет. У блога есть автор, высказывающий свое мнение, размещающий на страницах блога различную информацию.
Существует много разновидностей блогов. Например, выделяют личные блоги, корпоративные, профессиональные, тематические, имиджевые и т.д. Образовательные блоги могут также иметь различную направленность: блог классного руководителя, блог предметного методического объединения, блог-проект, блог-электронная тетрадь, блог-газета и др.
Блог «BERGAMOT» был создан мной 1 сентября 2013 года. Он занял прочное место в моей жизни: это и виртуальный дневник, и электронное пособие, и элемент дистанционного обучения, и литературный календарь. В результате анализа работы и функциональных особенностей интернет-ресурса, мне удалось сформулировать функции, которые реализуются в процессе ведения блога (См. рис. 2).
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. - Функции блога
Информационная функция заключается в том, что на страницах «BERGAMOTа» размещается большой массив разнообразных сведений, не только учебно-воспитательного, но и, например, развлекательного, культурологического характера. Безусловно, многие публикации способны пробудить у читателя познавательный интерес к памятникам архитектуры, историческим фактам, литературным произведениям. Отчеты о проведенных мероприятиях, уроках, а также сами конспекты занятий, разнообразные методические рекомендации и т.п. выполняют образовательную и воспитательную функции. Тесты и домашние задания, размещенные в блоге, призваны контролировать имеющиеся знания студентов.
Эти пять функций, на мой взгляд, основополагающие для ресурса преподавателя, поскольку являются своеобразным продолжением профессиональной деятельности в учебном заведении.
Кроме «педагогических», блог педагога, «BERGAMOT» в том числе, выполняет и ряд других, не менее важных функций. Конечно же, сюда следует отнести коммуникативную функцию, ведь без двустороннего общения «автор»-«читатель» развитие и процветание интернет-проекта просто невозможно. Виртуальное взаимодействие делает людей ближе, способствует их консолидации, приобщению к интересам и увлечениям друг друга. Ярким примером такого объединения ранее незнакомых педагогов и воспитателей, связанных теперь общим делом, является настоящий сборник. Любая публикация есть не только описание или констатация какого-либо факта, но и отражение эмоций пишущего, ощущение радости, удовлетворения от блоготворческой деятельности, что говорит о наличии эмотивной и гедонистической функций. Ведение собственного интернет-ресурса немыслимо без рефлексии, то есть без попытки самоанализа, переосмысления собственной активности, самопознания и самоосознания. Наконец, блог – это место, способное аккумулировать, т.е. собирать и сохранять, огромное количество разнообразной информации.
Блог – это и электронное портфолио, дающее возможность продемонстрировать уровень профессионализма учителя, умение решать задачи своей деятельности, систематизировать сведения о достижениях, открытиях, разработках для оценивания своей педагогической компетентности и обмена опытом с коллегами.
В заключение следует заметить, что ведение блога не только обеспечивает расширение образовательного пространства, развитие инновационных направлений деятельности преподавателя, выход педагогических отношений на новый уровень, но и доставляет колоссальное удовольствие, радость от общения с людьми, живущими иногда за тысячи километров друг от друга.