Банк методик по изучению мотивационной сферы младших школьников (1-4 класс)
Анкета учебной мотивации (Н. Г. Лускановой)
Инструкция. В каждом из вопросов выбери один ответ, который к тебе больше всего подходит.
1. Тебе нравится в школе?
- не очень;
- нравится;
- не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома;
- бывает по-разному;
- иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома?
- не знаю;
- остался бы дома;
- пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
7. Ты часто рассказываешь родителям о школе?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель?
- точно не знаю;
- хотел бы;
- не хотел бы.
9. У тебя в школе много друзей?
- мало;
- много;
- нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.
Ключ:
№ вопроса Баллы за первый ответ Баллы за второй ответ Баллы за третий ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Интерпретация:
Функциональный вид – 20-30 баллов. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все учебные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные, очень переживают, когда получают низкие оценки.
Подфункциональный вид – 19-10 баллов. Позитивное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей значительные затруднения в учебной деятельности.
Антифункциональный вид – менее 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда. 7-летние дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, придерживаться норм и правил. Часто у подобных учеников имеются нервно-психические нарушения.
Методика диагностики структуры мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхиной)
Первая серия
Испытуемым даются карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп:
в одну отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения;
во вторую – просто имеют значение;
в третью – имеют небольшое значение;
в четвертую – имеют очень малое значение;
в пятую – совсем не имеют значения.
Вторая серия
Из тех же карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из тех же карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал:
- понимаю, что ученик должен хорошо учиться;
- стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя;
- хочу окончить школу и учиться дальше;
- хочу быть культурным и развитым человеком;
- хочу получать хорошие отметки;
- хочу получать одобрение учителей и родителей;
- хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне;
- хочу, чтобы в классе у меня было много друзей;
- хочу быть лучшим учеником в классе;
- хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех;
- хочу, чтобы не ругали родители и учителя;
- не хочу получать плохие отметки;
- люблю узнавать новое;
- нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
Ключ к тесту: мотивы долга и ответственности: 1 – 3 суждения; самоопределения и самосовершенствования: 4 – 6; благополучия: 7 – 9; мотивация престижа: 10 – 12; мотивация избегания неприятностей: 13 – 15; мотивация содержания учения: 19 – 20; социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности: 1 – 15.
Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга
Цель: выявить наиболее характерные для шести- и семилетних детей учебные мотивы
Процедура проведения.В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ".№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы Мотивы, №
1 2 3 4 5 6
I выбор II выбор III выбор Контрольныйвыбор а) внешний мотив - 0 баллов;б) учебный мотив - 5 баллов;
в) игровой мотив- 1 балл; г) социальный мотив - 4 балла;
д) позиционный мотив - 3 балла;
е) получение отметки - 2 балла.
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Проективный тест «Что мне нравится в школе»
Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».
Схема анализа рисунка
Сюжет; цветовое решение Предпочитаемый вид деятельности; отношение к школе
Соответствие заданной теме учебные ситуации: учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п.; яркие, светлые тона и их сочетание (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.) Учебно – познавательный, направленный на содержание обучения; положительное отношение к школе.
ситуации неучебного характера: школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п.; яркие, светлые тона и их сочетание (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.)Учебно - познавательный, направленный на внешние учебные атрибуты; положительное отношение к школе.
игровые ситуации: качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.); темные и светлые тона в равной степени. Игровой; нестойкая адаптация к школе. Несоответствие отсутствие школьной тематики: машины, игрушки, военные действия, узоры и т.п.; темные тона (темно-коричневый, темно-зеленый, черный и т.д.)Игровой; школьная дезадаптация, негативизм, незрелость психических процессов.неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание: дети или ничего не рисуют, или срисовывают сюжеты у других.