Статья: Формирование и развитие мотивационной компетентности старшеклассников на основе научной школы О.С. Гребенюка Педагогика индивидуальности
Формирование и развитие мотивационной компетентности
старшеклассников на основе научной школы О.С.Гребенюка«Педагогика индивидуальности»
Гурова Валентина Павловна,
учитель химии МАОУ лицей №23,
кандидат педагогических наук,
Гуров Владимир Александрович
доцент Калининградского областного
института развития образования,
кандидат педагогических наук
г. Калининград, Россия.
В основу научной школы «Педагогика индивидуальности», заложена идея «человековедческой направленности педагогического мышления, идея формирования человеческого в человеке» [2.с.21], целью которой является развитие индивидуальности обучающегося.
Под развитием индивидуальности человека основоположник научной школы «Педагогика индивидуальности» доктор педагогических наук, профессор О.С. Гребенюк подразумевает развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.
Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Но индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности [2.с.19].
Индивидуальность характеризуется совокупностью волевых, социальных, моральных, интеллектуальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. К индивидуальным особенностям человека относится своеобразие его мышления, ощущений и восприятия, памяти и воображения, особенности интересов, склонностей и способностей, темперамента характера.
В последнее время образование рассматривается в качестве важнейшего фактора обеспечения не только познания мира, но и становления и развития личности в ее индивидуальности. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого - организация единого пространства познания и индивидуального развития [3.с.13].
Следовательно, тенденции развития образования таковы, что необходимо создавать условия для получения каждым человеком информации, с тем чтобы он смог получать необходимые ему знания (передавать социальный опыт - культуру), помочь ему в раскрытии его внутренних потенций, в движении по пути самореализации, необходимо также уделить внимание его общему развитию - формированию его индивидуальности [7].
Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному ученику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.
Одной из функций педагогики индивидуальности является педагогизация всех сторон жизни человека и общества, интеграция педагогики с общественными, естественными и психологическими науками, отражающими триединство природы, общества и человека [2.с.17].
Сегодня к образованию и воспитанию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Поэтому, одной из главных своих задач как учителя и воспитателя, считаю: научить обучающихся универсальным учебным действиям, навыкам научного стиля мышления, мыслить и действовать творчески, то есть вооружить их таким важным умением, как умение учиться, изыскивать и анализировать информацию с целью освоения новых знаний и получения конечного результата.
Мой многолетний опыт школьной практики убеждает в том, что школьники недостаточно компетентны не только в области жизнедеятельности человека, способов самопознания, но и в понимании собственной мотивации учения.
Мотивацию учения О.С. Гребенюк рассматривает как систему мотивов, побуждающую человека овладевать знаниями, относиться к учению сознательно. Как интегративное свойство личности мотивация учения включает осознание роли изучаемых наук в научно-техническом прогрессе, осознание значимости изучения предметов для себя лично, осознание необходимости систематического изучения предмета; познавательную потребность, интерес, долг как мотив учения, мотивы престижности, самосовершенствования
[5,с. 15].
Мотивационная сфера школьника включает, как известно цели, потребности, мотивы, стремления и другие компоненты. Поэтому важно создать условия для развития у школьника способности познавать себя в целом и познавать свою мотивационную сферу, которая играет стержневую роль в становлении его как индивидуальности и как личности.
Актуализация мотивов имеют важное значение для руководства учебной деятельностью. Учитель должен активизировать учащихся для достижения цели. Если учитель знает, какие мотивы содействуют привлечению школьника к учебе, то он может усилить действие одних или ослабить действия других (нежелательных) мотивов. Формирование мотивационной компетентности – одна из задач педагога.
Мотивация учения старшеклассника нуждается в совершенствовании и помочь им в этом может педагог. При условии, что его мотивационная профессиональная деятельность включает: стремление и способность к развитию у детей общественно значимых мотивов. Мотивационная компетенция педагога предполагает способности педагога создать условия для саморазвития этих мотивов у детей. Учитель должен помочь учащимся в развитии общественно значимых мотивов [3.с.24].
При формировании мотивации педагогу необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, формирование мотивации следует начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного состояния мотивации учения у большинства учащихся. Постановка целей воспитания мотивации является вторым важным требованием научно обоснованного процесса ее развития. Третье — отбор и применение педагогических средств развития мотивации.
К педагогическом средствам можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, личностью преподавателя, общественным мнением группы (коллектива). В формировании и развитии мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство никогда не сможет заменить другое.
Структурная модель мотивационной компетентности старшего школьника должна включать познавательный, целевой, корректирующий и оценочный компоненты. Ориентируясь в психологии мотивации, можно научить учащихся: 1 - ставить цели и достигать их; 2 - развивать интерес к деятельности; 3 - использовать коллектив для побуждения к деятельности данного человека [4].
С целью выяснение уровней развития мотивации учения и мотивационной компетентности, мною были использованы следующие методики:
- шкалирование мотивации (тест: «Мои ценности в учении»);
- тесты, изучающие ценности в учении (сочинение: «Мой самоанализ мотивации учения»;
- анкета для выяснения представлений самосознания (анкета: «Что такое самопознание»).
Была составлена программа мероприятий по формированию мотивационной компетентности, в основу которой положено анкетирование, тестирование, разработка индивидуальных программ саморазвития и самореализации, мини сочинения и беседы, проведение семинаров, составление монографических характеристик, создание специальных ситуаций, вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность, наблюдение.
В результате проведенных экспериментальных исследований, посвященных вопросам формирования и развития компетентности учащихся в области мотивации учения, мною были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие этому явлению [4]. Это:
а) - формирование мотивационной компетентности у старшеклассников должно стать одной из целей процесса обучения и воспитания; б) - данный процесс должен рассматриваться как единство двух взаимосвязанных деятельностей – педагогической и учебной; в) - позиция учителя должна отражать его отношение к мотивационной компетентности как одной из ценностей школьника.
Мотивация задает рамку индивидуального развития и роста компетентности. Опыт показывает, что в старшем школьном возрасте дети еще недостаточно представляют свою мотивацию.
В связи с этим, мною была разработана модель процесса формирования мотивационной компетентности учащихся.
Таблица 1
Модель формирования мотивационной компетентности учащихся
Компоненты
процесса Деятельность учителя Деятельность учащегося
Диагностический Наблюдение, беседы, анкетирование и др. Обсуждение результатов диагностики с учащимися, другими учителями, родителями. Определение у себя знаний о мотивации, уровня развития своей мотивации, способностей самопознания и пр.
Целевой Определяет цели формирования мотивационной компетентности, соответствующие уровням ее развития. Намечают цели саморазвития мотивационной компетентности, осознают их значимость для себя.
Содержательный Определяет содержание занятий по вопросам мотивации учения, приведение примеров саморазвитии и прочее. Усваивают информацию, необходимую для развития мотивационной компетентности.
Процессуальный Организует деятельность учащихся. проводит консультации, осуществляет поддержку учащихся в сфере самопознания и саморазвития. Осуществляют рефлексию, обмениваются опытом, проводят диагностику мотивации младших школьников, беседы и пр.
Аналитический Анализирует процесс формирования мотивационной компетентности, определяет динамику развития. Осуществляют самооценку компетентности, намечают дальнейшие шаги для самосовершенствования.
Мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Зная о мотивации своих учеников, можно легко актуализировать у них необходимые для учебной деятельности мотивы.
Замеры формирования мотивационной компетентности я провожу через «таксоны», где отслеживаю компоненты: аксиологический, диагностический, гностический, деятельностный, управленческий.
Анализируя деятельностный компонент, можно уверенно сказать, что при создании психолого-педагогических условий развития мотивационной компетентности, учащиеся достигают цели, добиваясь высоких результатов в учебной деятельности благодаря самосовершенствованию и самореализации, и выходят на формулу успеха: У = Сn + Md + C, где У – успех; Сn – способность; Md – мотивация достижения; С – ситуация (внешние факторы, благоприятные обстоятельства и т.п.).
Учащиеся VIII- XI классов, где я веду предмет «химия», постоянно, в том числе за последние три года, показывают высокие результаты учебных достижений при их позитивной динамике. При 100% успеваемости средний балл и качество знаний по годовым отметкам за три последних года составил:
Таблица 2
Средний бал и качество знаний
Классы 2013 2014 2015
Ср.балл% качества Ср. балл %качества Ср. балл %качества
8 - 9 - 10 «ит» З,91 82,61 4,17 85,62 4,20 90,0
8 - 9 - 10 «м2» 4,29 95,83 4,33 92,59 4,63 96,3
8 - 9 «л1» - - 4,18 91,13 4,54 96,0
8 - 9 «ит» - - 3,92 87,69 4,03 93,08
10 - 11 «э» - - 4,67 95,24 4,72 100,0
Рис. 1 Динамика роста успеваемости (средний балл)
по предмету «химия»
Личностно ориентированный подход к обучению школьников мною реализуется через активные методы формирования экологических знаний учащихся в рамках программного изучения химии. Для этого мною используется метапредметный подход в обучении и метапредметные образовательные технологии. Одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять «Кто я в этом мире?» и «Развитие системы Природа-Человек-Общество» [6].
Химия, как предмет развивающая личность, - это, конечно же, не свод знаний и опытов, а определенная творческая ситуация, в которой выясняется не только что и почему, но и зачем человеку это надо? Каков смысл нашей экспансии в природу? Где граница дозволенного? За что предстоит ответить человеку как субъекту космосогенеза?
Формы работы с учащимися мною применяются разные:
- индивидуальная (подготовка докладов, сообщений, помощь в выборе тем научных исследований и подборе списка литературы, оказание консультативной помощи и т.п.);
- групповая (работа над исследовательскими проектами, требующими, как правило, расширения информационного поля на межпредметной основе);
- массовая (организация встреч с деятелями науки, совместная подготовка с учителями других дисциплин предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях и т.п.).
Применяется новая форма работы с учащимися: – научное сотрудничество «Ученик - Учитель», за основу, которой берется личная инициатива учащегося к достижению определенных целей. То есть, не учитель, а ученик выбирает объект и тему исследования и выходит с предложением по ее совместной разработки.
Для развития необходимых компетентностей в ходе обучения я создаю специальные условия для организованной групповой и индивидуальной деятельности учащихся, обеспечивающей их мотивацию, развитие универсальных учебных действий в области самообразования, коммуникации, и готовности к самостоятельному действию. С этой целью активно вовлекаю обучающихся к участию в Международных и Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах по химии в рамках Проекта «ИНФОУРОК» (http://infourok.ru/).
Таблица 3
Результаты учащихся 8-11 классов, участников международных дистанционных
олимпиад и конкурсов проекта «ИНФОУРОК» (http://infourok.ru/)
Учебный год Кол-во участников Результаты [(количество чел. / ( %%)]Дипломы Сертификаты участников
I-степени II - степени III-степени Международная олимпиада по химии «Зима 2015»
2014/15 год 63 чел. 40 / 63,5 12 / 19,0 6 / 9,5 5 / 8
Международная олимпиада по химии «Осень – Зима 2015/2016»
«Осень – 2015» 52 чел. 22 / 42,3 11 / 21,0 7 / 13,5 12 / 23,0
«Зима – 2016» 54 чел. 28 / 52,0 21 / 39,0 1 / 1, 85 4 / 7, 15
I Международный конкурс для школьников «Мириады открытий»
2015/16 год 49 чел. 3 / 6,12 5 / 10,2 1 / 2,0 40 / 81,6
Международная олимпиада по химии «Осень -2016»
2016/17 год 67 чел. 51 / 76,1 13 / 19,4 1 / 1,49 2 / 2,98
Достигнутые результаты в обучении и во внеурочной деятельности учащихся с их позитивной динамикой роста, дают основание полагать, что мое психолого-педагогическое воздействие на основе педагогики индивидуальности оказывает и обеспечивает достаточно эффективное влияние на формирование и развитие мотивационной и других сфер индивидуальности школьника, формирование универсальных учебных действий, на личностное его развитие и саморазвитие. Список литературы:
Акулова О.В., Писарева С.А. Компетентностный подход к обновлению школьного образования как необходимое условие интеграции России в мировое сообщество//Педагогика новому веку: идеи на будущее... Герценовские чтения 1999: Межрегиональный сборник научных трудов /Под ред. А.П.Тряпицыной и др. В 2-х ч. - Ч.1. – СПб, 2000. - С.158-167.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калининград. КГУ. 2000. — 572 с.
Гребенюк Т.Б., Гурова В.П. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе: монография. – Калининград: БГАРФ, 2007. – 95 с.
Гурова В.П. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – Калининград. КГУ. 2005. - 22 с.
Любишина С.А. Научно-педагогическое наследие Олега Семеновича Гребенюка (1937-2003). Автореф. дис. канд. пед. наук. – Калининград. БФУ им. И. Канта. 2015. - 23 с.
Устиловская А.А. Метапредмет «Задача»: Учебное пособие для педагогов. – М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт. – Серия «Мыследеятельностная педагогика», 2011. – 272 с.
http://wikischool-ru. Педагогика 100 вопросов и ответов. Вики Школа. Педагогика индивидуальности.