Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»
Выдержка из занятия в «Школе исследователей» Феклисовой О.В.,
учителя химии МБОУ Лицей № 41
ПДО МБОУ ДОТ ЦДТ г.Ижевска
Анализ литературных источников
1 курс
Приемы работы с текстом
Цель занятия:
- формирование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы;
- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации
Культура владения приемами творческой переработки информации
Анализируя исследовательские работы учащихся, можно отметить, что у школьников слабо сформирован навык анализа литературных источников. Для того, чтобы грамотно проводить анализ литературных источников, необходимо:
научиться работать с учебной и научной литературой
знать ориентиры в литературных источниках и иметь о них представление
уметь вычленять нужную информацию и правильно ее обрабатывать
Характеристика литературных источников
Монография – это научный труд одного или нескольких авторов, придерживающихся одной точки зрения. Слабые стороны монографий – они быстро устаревают, содержат всестороннее теоретическое исследование одной проблемы.
Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема научно-популярного характера.
Сборник научных статей – издание одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают с разных точек зрения.
Журнальная статья – научное произведение, в котором одна проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, с описанием методики и результатов исследования. Слабые стороны – информация рассеяна по разным статьям, поэтому для более полного представления о проблеме необходимо переработать много статей.
Учебно-методическое пособие – рассмотрение проблемы происходит на научной основе, с рекомендацией по выполнению практических заданий.
Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения без фактов и примеров, тезисы позволяют обобщить материал, выразить его суть.
Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, где излагается основное содержание данной книги и даются сведения о том, для кого оно предназначено.
Рецензия – критический разбор научного произведения, где дается анализ важности, актуальности исследования, оценивается качество изложения, дается отзыв специалистов.
Для того, чтобы успешно работать с научной литературой, необходимо уметь: накапливать информацию, знать все источники информации; творчески ее перерабатывать; выдавать новую информацию.
Для этой цели:
найти нужную информацию (поиск)
понять (усвоить) ее и логику рассуждения
осмыслить текст (критически проанализировать), определить к нему свое отношение
на основе осмысления прочитанного, дополнить и развить полученную информацию
Методика обработки полученной информации
Для обработки информации ее нужно прежде всего зафиксировать, делая пометки, закладки, подчеркивая ее, составляя тезисы, конспект, аннотацию.
Составить план. План – это «скелет» текста, который отражает последовательность изложения материала, более подробно, чем оглавление книги. Минусы плана: он не дает сведений о том, что и как сказано. Плюсы плана: происходить фильтрация текста, определяется схема его расположения, определяются границы мыслей.
Сделать выписки (выборка текста) – когда требуется собрать материал из разных источников, причем подбор должен вестись по какому либо признаку. Ошибочно выписывать цитаты автоматически (без творческого освоения и анализа). Большие цитаты нужно предельно сокращать, концентрировать их содержание до одной фразы и формулировать ее своими словами. Если цитируете дословно, то цитата заключаются в кавычки, пишется без искажений.
Составить тезисы – сложный план.
Типичные ошибки: попытка сделать «с ходу» - переписать куски текста из одной, двух книг. Это компиляция – списывание, она не дает навыков самостоятельной работы, не происходит критического анализа материала. Здесь главное – анализ и обобщение собранных материалов, составление самого текста.
Работа с источниками завершена. Что дальше?
Анализ
Систематизация всего материала
Разделение всего материала на главное и второстепенное
Составление плана исследовательской работы
Установление стройных логических связей
Ясное представление последовательности изложения своих мыслей
Оформление чернового варианта композиции
Как составить аннотацию:
Прочитать несколько раз текст
Разбить его по отрывкам
В каждом выделить главную мысль
Сформулировать ее своими словами.
Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Используйте глаголы: «автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.» «уделяет особое внимание, убедительно доказывает, особенно детально анализирует»
Как составить конспект:
Существует 4 типа конспекта:
Плановый – когда каждому вопросу соответствует определенная часть конспекта
Текстуальный – состоит из цитат, учит быстро и правильно цитировать
Свободный – сочетающий выписки, цитаты, тезисы
содержит ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам
Каждый конспект содержит основные положения: факты, доказательства, выводы, примеры, схемы.
Конспект-схема:
«Паучок» - классифицирует информацию
«ножки»
основные понятия
2.«Генеалогическое дерево», составляется от общих понятий к частным составляющим:
основные понятия
общие понятия
ключевые слова
термины
Как составить схему
определите ключевые слова, фразы, раскрывающие суть основного понятия
сгруппируйте факты в логической последовательности
дайте названия выделенным группам
заполните схему данными
Обзор литературных источников
Достаточно одной - двух страниц текста, чтобы показать главное – какова актуальность темы и состояние разработки данной темы, что в конечном итоге должно привести к выводу: данная тема пока не раскрыта (или частично, или не в том аспекте) и поэтому нуждается в вашей разработке.
Обзор литературы показывает:
насколько хорошо вы знакомы со специальной литературой по данной теме (необходимо проанализировать 8-10 источников)
как вы умеете систематизировать материал
критически оценивать работы, ранее выполненные другими исследователями
выделять главное, существенное, определять состояние изученности темы.
Как систематизировать изучаемый материал?
в определенной логической связи и последовательности, не обязательно в хронологическом порядке
только по выбранной теме, а не по проблеме в целом
представлять доказательства того, что проблема еще не получила полной разработки
Составляя обзор литературы:
-автор раскрывает суть исследуемой проблемы
-приводит разные точки зрения
-высказывает собственный взгляд на проблему
-использует не менее 8-10 разных источников для того, чтобы показать глубину проработки материала
-обязательно должны быть ссылки на используемую литературу (Пример: Ерастов М.П. [15], где[15] - № в списке литературы, строго в алфавитном порядке).
Язык и стиль научной работы
Особенности научного языка:
- это точность, ясность, доступность, позволяет судить об общей культуре автора.
- это рассуждения, доказательства истины, смысловая законченность, целостность. Уместны такие обороты, как «прежде всего, во-первых, значит, итак, и др. однако, но между тем, в то время как, тем не менее, следовательно, сообразно, в следствии этого, к тому же, обратимся к»
-нельзя превращать в жаргон – бытовое представление научного понятия.
-доминирующая форма – констатация фактов, отсутствие экспрессии. В работу включаются только проверенные сведения и факты.
-преобладают сложные союзные предложения, много подчинительных союзов (так как, между тем, от того, что)
-выражение авторства через «мы» придает больше объективизма
-текст излагается от 3-го лица («автор полагает»)
Практическая часть «Работа с текстом»
Задание №1 «Самое главное»
Приготовьте бумагу и ручку
Быстро и внимательно прочитайте учебный текст (1 минута). По прочитанному тексту:
придумать наиболее подходящее «слово», характеризующее данный текст
составить фразу, дающую характеристику данного материала
выделить цитаты (без которых данный текст лишается смысла)
сделать ссылку на автора
Слова, фразы, цитаты записать! По очереди читаем, наша задача – выбрать самое точное, оригинальное, остроумное.
Iкоманда – слово, IIкоманда – фраза, IIIкоманда – цитата, IV команда – ссылка
Задание №2 Придумать оригинальный вопрос к абзацу учебного текста. 1-я команда задает – 2-я отвечает (как можно полнее).
Задание №3 «Семерка»
Разложить любой материал на 7 полочек. Это философские категории:
особенности
общее
единичное (частное)
содержание
форма
явление
сущность
Прочитайте еще раз текст и разложите его по категориям. Победит тот, кто лучше отразит учебный материал в этих понятиях. Что понравилось, что нет – высказывайтесь, аргументируйте.
Задание №4 «Рациональная работа с текстом»
Итак, вам нужно усвоить текст, информацию и составить конспект текста в разных видах. Разделите ваш лист на 4 параллельных полосы и заполните их желательно опорными сигналами.
Ключевые слова
Суть
Пояснения
Замечания
План текста
Основные мысли
Расшифровка
Неясности
Нужно выстроить блок-схему текста
Задание №5 «Сказка»
Придумать сказку по заданному тексту, непонятную всем, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала сущность учебного текста с любыми героями и любым сюжетом. Это будет конкурс сказочников. Читаем текст быстро и внимательно. Ну а теперь придумываем сказку о том, как
Учитываются оригинальность, юмор, необычность.
Ключевые слова
(фразы) – опора для памяти
«тело» паучка
Тема
Тема