Открытый урок по русскому языку на теу Сложные слова (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 Белебеевский район р. п.Приютово
Урок русского языка
«Сложные слова» в 3 классе
Урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность
Складчикова Галина Николаевна, учитель начальных классов I категории МБОУ СОШ №7 р.п. Приютово Белебеевского района р. Башкортостан
Аннотация урока
Цель урока: познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов.
Задачи урока: 1) обогащать словарный запас учащихся;
2) развивать коммуникативные умения, творческие способности через
исследовательскую деятельность на уроке;
3) прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру
интеллектуального труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная,
групповая.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая технология, ИКТ.
Цели урока обуславливают выбор методов (проблемный, исследовательский, практический, деятельностный) и форм обучения (индивидуальная, групповая, дифференцированная). Применение проблемно-диалогической технологии принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности.
Применение инновационных методов и технологий обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.
научиться учиться («умею учить себя);
развивать познавательную активность («люблю учиться, все интересно»);
поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);
совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя, и сам оцениваю свою деятельность»).
Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся. Достигаю этого следующими путями:
создаю проблемные ситуации, коллизии;
использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся; использую компьютерную презентацию, разноуровневые и дифференцированные задания в учебной деятельности, позволяющие расширению возможностей подачи учебного материала, стремлению к саморазвитию;
стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;
оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;
поощряю стремление ученика находить свой способ решения, анализировать ответы свои и другие.
Особенности моего урока:
Преобразующий характер деятельности учащихся: они наблюдают, сравнивают, делают выводы, выбирают задания по сложности.
Тема данного урока входит в раздел «Сложные слова и их правописание». Это
1-ый урок из семи уроков по разделу. На данном этапе изучения дети знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах. На данном уроке должны познакомиться с понятием «сложные слова», образованием сложных слов и применять их в речи.
Ожидаемый результат на уроке – активное употребление сложных слов в устной и письменной речи.
Описание конкурных материалов
Автор (ФИО, ОУ, должность)
Складчикова Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 р.п. Приютово Белебеевского района р. Башкортостан
Название Урок русского языка «Сложные слова»
Форма
Урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность
Учебный предмет, класс Русский язык, 3 класс
Название темы или раздела
учебного курса Раздел: Сложные слова и их правописание.
Тема: Сложные слова
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал Ресурсы сети интернет, компьютерная программа с презентацией, Microsoft Word, Microsoft Power Point, Образовательная программа «Школа 2100».
Цели и задачи дидактического материала Познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова».
Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке.
Прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда.
Содержание дидактического материала 1.Стихотворение А.С.Пушкина. Цель: создать
мотивацию к включению в учебную деятельность. Учащиеся объясняют значения непонятных слов (просвещенье, душа, парадокс), объясняют, как они понимают строчки из данного стихотворения (будем открывать новое). Ученикам предлагается стать исследователями.
2. Фотоглаз. Рисунки дерева, солнышка, домика. Ведется работа над моторикой. Цель: подготовить пальцы к письму. В течение 3-5 сек. Дети запоминают очертания рисунков и в воздухе рисуют эти предметы пальцами. Эти элементы букв обязательно встретятся в написании букв, слов.
Используются следующие упражнения с показом рисунков:
- пальцы поочередно соединяют и разъединяют;
- заматывают и разматывают клубок ниток;
-покрывают рыбку чешуей.
3. Рисунок дерева с морфемами: -еньк-, -ый, на-, вы-,
-чист-. Цель: активизировать представление о понятиях «корень», «однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию , демонстрирующую недостаточность имеющихся у детей знаний. Корень дерева - чист - и его плоды помогут образовать новые слова. Составляют слова (начисто, вычистим, чистенький, чистенько, чистый), выделяют морфемы, проверяют и оценивают свою работу. Отвечают на вопрос, какие слова называются однокоренными?
4. Схемы букв. Цель: закрепить умения писать букву м и соединения ее с другими буквами; определить тему данного урока. Определяют, какую букву будут писать на минутке чистописания. Поработав на минутке чистописания, дети определяют тему урока. Записывают предложение. Мухолфвка – маленкая птичька, жывущая в нашей месности. Составляют алгоритм работы над предложением:
- найди ошибки, исправь;
- спиши без ошибок;
- обозначь орфограммы. Коллективная проверка, оценивание. Предлагается выделить морфемы в слове мухоловка. Ставится проблемный вопрос. Цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока. Возникает вопрос: Сколько корней в слове мухоловка? Выясняют, почему эту птицу так назвали, подбирают однокоренные слова, делают вывод (как бы назвали слова с двумя корнями и как соединены эти два корня и как бы назвали соединительную гласную, которая соединяет эти корни).
5. Схема темы урока. Предлагается записать тему урока с помощью схемы.
6.Физминутка. Звучит музыка.
7. Рисунок птицы мухоловка. Цель: расширить кругозор (связь урока с окружающим миром). Ученик рассказывает о птице мухоловка.
8. Наблюдение над сложными словами по учебнику. Цель: формировать умение образовывать сложные слова. Выполнение упражнения, читают слова: садовод, звездопад, пароход, волнорез, носорог, седобородый. Выясняют значения слов, как они образованы, записывают слова, выделяют корни, подбирают однокоренные слова. Делают вывод (какие слова называются сложными), читают определение по учебнику.
9. Карточки с разноуровневыми и дифференцированными заданиями. Цель: развивать умения образовывать и записывать сложные слова. Учащиеся упражняются в образовании сложных слов:
1 гр. (минимальный уровень) – выделите корни слов,
взаимопроверка: самовар, рыболов, свинопас, вертолет, самолюбие, одноклассники;
2 гр. (средний уровень) – соберите сложные слова из рассыпавшихся корней, самопроверка: сам пад снег лет
сам кол
лед руб лес кат
3 гр. (средний уровень) – образуйте и запишите слова, зачитывают слова: листья, падать сад, водить
пар, возить голый, лед
лед, ходить
4 гр. (высокий уровень) – подберите и запишите сложные слова с корнем - вод-, называют слова.
Делают вывод (как образуются сложные слова).
10. Рисунки птиц. Цель: развивать умения
образовывать и записывать сложные слова. Детям предлагается отправиться в путешествие на «птичий базар». Выясняют, значения выражения «птичий базар». Работа в группах. У учеников на партах рисунки с названиями птиц. Выясняют, почему так названы птицы, из каких корней сложены слова. Записывают и выделяют корни.
1гр. 2гр.
вертишейка короткохвостый поморник
белобрюхий стриж длиннохвост
зимородок молотоглав 3гр. 4гр.
орлан-белохвост широконоска
соловей – красношейка желтоклювый токошилоклювка горихвостка
Выясняют, почему птица горихвостка так названа. Что об этом пишет И. Голуб, читают по учебнику, упр. 122. Как объясняет, почему горихвостка так названа Е. Ильин, читают по учебнику, упр. 123. Выясняют, что общего у этих текстов и чем отличаются.
11.Три предложения. Подводится итог в форме теста (какие слова называются сложными). Из трех ответов выбирают один правильный.
Все непонятные слова называются сложными.
Все длинные слова называются сложными.
Слова, у которых два корня называются сложными.
12. Шкала оценок. Подводится рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешенные
затруднения, если они есть, как направление будущей работы. По данным критериям дети оценивают себя:
СТ – старание
П – понимание
Т - трудность
ст п т
13. Слова: самолет, носорог, камнепад, вездеход.
-Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется соединительная гласная -о-, а в других –е-?)
Знакомство с тем, чем будут заниматься на следующем уроке. (Правописанием сложных слов).
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) Рисунки солнышка, дерева, домика, рыбы, клубок ниток.
Схемы с буквами, схема сложного слова, схема темы урока.
Рисунок дерева с морфемами, рисунки птиц.
Сигнальные карточки, карточки с разноуровневыми и дифференцированными заданиями.
Стихотворение А.С. Пушкина, музыка П.Чайковского «Времена года».
Компьютерная презентация «Сложные слова».
Используемые источники информации (литература,Интернет, ЦОР и др.)1. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диологического обучения// Образовательная система «Школа 2100».
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык: Учебник для 3-го кл.- М: Баласс, 2006.
3. Волина В.В. Веселая грамматика: Уч. пос.- М: ОЛМА - Пресс; 1999.
4. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В.
Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100»// Начальнач школа плюс
До и После. – 2002. - №12.
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык 3 кл. Методические рекомендации // Образовательнаяпрограмма «Школа 2100» - М: - Баласс, 2004.
6. Ресурсы сети интернет.
Возможности использования
дидактического материала:
- педагогом на уроке;
- учащимися
Стихотворение А.С. Пушкина. Используется на этапе мобилизации начала урока (мобилизующее начало урока).
Фотоглаз. Рисунки дома солнышка, дерева, рыбы,
клубок ниток. Используется для отработки пальцев рук (работа над моторикой).
Рисунок дерева с морфемами. Используется при повторении пройденного материала (актуализация знаний).
Схемы букв. Отработка написания букв, соединений
и определение темы урока (минутка чистописания).
Алгоритм работы над предложением. Составление алгоритма (минутка чистописания).
Схемы сложных слов. Определение корней в словах.
(постановка и решение проблемного вопроса, изучение новой темы).
Схема темы урока. Запись темы урока с помощью схемы (изучение темы урока).
Музыка П. Чайковского «Времена года». Физминутка.
Рисунок птицы мухоловка. Рассказ о птице, связь с окружающим миром (изучение новой темы).
Карточки с разноуровневыми и дифференцированными заданиями. Используются при закреплении изученного материала (упражнения в образовании сложных слов).
Рисунки птиц. Выражение «птичий базар». Используется при закреплении изученного материала
(упражнения в образовании сложных слов).
Предложения для итогов урока. Подведение итогов урока, выбор правильного ответа.
Шкала оценок. Самооценка, оценка собственной деятельности на уроке (рефлексия учебной деятельности на уроке).
Стихотворение А.С. Пушкина. Работа с «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова. Обогащение словарного запаса (работа с дополнительной литературой).
Рисунки дома, дерева, солнца. Подготовка пальцев к письму, можно использовать для снятия усталости.
Рисунок дерева с морфемами. Используется при повторении пройденного. Данный рисунок помогает вспомнить пройденный материал: «корень», «однокоренные слова».
Карточки с разноуровневыми и дифференцированными заданиями. Используется при закреплении изученного материала (упражнения в образовании сложных слов).
Рисунки птиц. Используется при закреплении изученного материала (упражнения в образовании сложных слов).
Шкала оценок. Оценивают собственную деятельность на уроке, свои возможности.
Методические рекомендации Данный материал можно использовать на уроке русского языка при изучении нового материала по теме «Сложные слова». На уроке предлагаю применять проблемно- диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимают учебную задачу, анализируют способы ее решения, выдвигает гипотезы. При таком обучении считаю необходимым включения в урок разноуровневых
и дифференцированных заданий. Это дает ученикам с разными уровнями обученности возможность активно участвовать в образовательном процессе. Использование мультимедийных презентаций также способствует расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету, стремление к саморазвитию.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Белебеевский район р. Башкортостан
Русский язык
Тема: Сложные слова
Разработала и провела
учитель нач. классов
МБОУ СОШ №7
Складчикова Г.Н
2008г.
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с понятием «сложные слова», образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»;
2) обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;
3) прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального
труда.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, рисунки солнышка, домика, дерева,
рисунки птиц, схемы, карточки с заданиями, сигнальные карточки, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведова, Русский язык,
4 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, компьютерная программа с презентацией.
Литература:
1. Мельникова Е.Л. Технология проблемно- диалогического обучения// Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. – М., 2004г.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык: Учебник для 3-го кл. – М: Баласс, 2006.
3. Волина В.В. Веселая грамматика: Уч. пос.- М.: ОЛМА - Пресс, 1999. 4. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа- 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - №12.
5. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Русский язык: 3 класс. Методические рекомендации //
Образовательная система «Школа 2100»- М: Баласс, 2004.
Ход урока
Ι. Мобилизующее начало урока
(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг. ( Слайд №1.)
А. С. Пушкин
- Как вы понимаете эти строчки А. С. Пушкина
- Какие слова непонятны?
- Готовясь к уроку, мы с ребятами поработали с толковым словарем. Сейчас они
зачитают значения этих слов (просвещенье, душа, гений, парадокс).
- А теперь еще раз попробуйте объяснить значения этих строчек.
- Как понимаете эти строчки? (Будем открывать новое).
- А чтобы открыть новое, я предлагаю вам на этом уроке стать исследователями.
Работа над моторикой
(цель: подготовить пальцы к письму).
Подготовим наши пальцы к письму, разогреем, разбудим мудрые мысли.
- Пальцы поочередно соединяем и разъединяем.
- Заматываем и разматываем клубок нитки.
- Покроем рыбку чешуей.
- Фотоглаз. Рисунки: солнышко, дерево, домик. В воздухе рисуем эти предметы
пальцами.
Эти элементы нам обязательно встретятся в написании букв, слов.
- Число, классная работа.
ΙΙ. Актуализация знаний (цель: актуализировать представления о понятиях «корень», «однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у детей знаний).
Прежде чем начнем совершать открытия вспомним то, что знаем.
Как-то много лет тому назад
Посадили странный сад:
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово- слово- корень-
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло…
еньк чистенький вычистить
ый
чистый чистенько (Слайд №3 - 4)
на начисто
¬ ۸
вы о
чист (Слайд №2)
- Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды. Они помогут вам образовать новые слова.
- Что можно сказать обо всех этих словах? (Эти слова однокоренные).
Проверка. Самооценка.ΙΙΙ. Минутка чистописания (цель: закрепить умения писать данной буквы и соединения с другими буквами).
Тему нашего урока вы определите сами, поработав на минутке чистописания.
Определите, какую букву будем писать? (М)
а) а в ж и л н (Слайд № 5)
б з ?Письмо буквы и соединений.
-На что следует обратить внимание при письме?
б) Прочитайте предложение, составьте алгоритм работы над предложением.
Мухолофка – маленкая птичька, жывущяя в нашей месности.
- найди ошибки, исправь;
- спиши без ошибок;
- обозначь орфограмму (работает ученик у доски); (Слайд № 6).
-Запишите предложение, обозначьте орфограммы. Выделите морфемы в слове «мухоловка».
в) Коллективная проверка, оценивание.
ΙV Постановка проблемного вопроса (цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).
Я видела в ваших тетрадях следующее:
мухоловка мухоловка
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом в слове?)
Решение проблемного вопроса.
- Почему эту птицу так назвали? (ловит мух)
мухоловка – ловит мух
- Какой корень в слове муха? В слове ловит?
- Подбери однокоренные слова.
- Есть ли корни – мух- и –лов- в слове мухоловка?
- Сколько же корней в слове мухоловка? Какая буква соединяет эти два корня? Как
бы вы назвали эту гласную? (Соединительная).
Сообщение темы и целей.
- Как бы вы назвали слова с двумя корнями?
- Прочти названия этих слов, с.89. Сегодня мы познакомимся со сложными словами и узнаем, как они образуются. (Слайд № 7)
Тема урока
Сложные слова.
- Запиши тему урока. Покажите с помощью схемы.
Сложные слова. (Слайд № 8)
+
Физминутка (звучит музыка)
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Нас работа еще ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх
И тихонечко садись.
Успокоился наш класс
Он послушает рассказ
Рассказ учащегося о мухоловке. Много интересного расскажет нам …о птице
Мухоловка. Оценивание. (Слайд – мухоловка № 9)
V. Проектирование и фиксация нового знания (цель: формировать умение образовывать новые слова).
1. Начнем свое наблюдение над сложными словами по учебнику.
Упр. 124. Прочитайте слова. Объясни, что обозначают эти слова. Как ты определил?
Садовод, звездопад, пароход, волнорез, носорог, седобородый.
Спиши. Выдели корни. Подбери однокоренные слова. (5-6 слова - самостоятельно)
-Как образованы данные слова?
- Какие слова называются сложными?
2.Чтение определения по учебнику с. 89.
VΙ. Упражнения в образовании сложных слов (цель: развивать умения образовывать и записывать сложные слова).
1.Работа в группах.
- Предлагаю вам поработать в группах и потренироваться образовывать и записывать сложные слова.
1 группа (минимальный уровень). Выделите корни в словах.
Самовар, рыболов, свинопас, вертолет, самолюбие, одноклассник. Обмениваются тетрадями, проверяют. (Слайд № 11)
2 группа (средний уровень). Соберите сложные слова из рассыпавшихся корней. Самопроверка.
и самооценка.
сам пад снег лет
сам кол
лед руб (Слайд №12)
лес кат
3 группа (средний уровень). Образуйте и запишите сложные слова. Дети зачитывают, получившие слова.
листья, падать
пар, возить
лед, ходить
сад, водить
голый, лед (Слайд № 13)
4 группа (высокий уровень) Подберите и запишите сложные слова, в которых есть корень – вод-.Дети называют сложные слова с корнем –вод-. (Слайд №14)
- Как вы образовывали сложные слова?
2. Путешествие на «птичий базар».
- Приглашаю вас на «птичий базар». (Слайд № 15)
- Когда так говорят «птичий базар»?
У вас на партах рисунки и названия птиц. Работа в группах. (Слайды №16- 27)
1 группа 2 группа
вертишейка (вертеть, шея) короткохвостый поморник (кроткий, хвост)
белобрюхий стриж (белый, брюхо) длиннохвост (длинный, хвост)
зимородок (зима, род) молотоглав (молот, голова)
3 группа 4 группа
орлан - белохвост (белый, хвост) широконоска (широкий нос)
соловей – красношейка (красный, шея) желтоклювый токо (желтый клюв)
шилоклювка (шило, клюв) горихвостка (гореть, хвост)
-Прочитайте слова. Что интересного заметили в названиях птиц? Посоветуйтесь и объясните, почему они так названы?
- Из каких корней сложены эти слова? Запишите эти слова и выделите корни.
-Почему птичка горихвостка получила такое название, прочитаем по учебнику, что об этом пишет И. Голуб. Упр. 122.
-А как объясняет поэт Е. Ильин, почему птичка горихвостка получила такое название? Упр. 123.
-Что общего у этого текста и предыдущего? А чем они отличаются? - Скоро зима. Что мы можем сделать для птиц, которые будут зимовать с нами?
VΙΙ. Итог урока (цель: подвести итог урока).
Итак, что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова называются сложными.
3. Слова, в которых два корня, называются сложными. (Слайд №28)
VIIΙ. Рефлексия учебной деятельности (цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).
Критерии, по которым оцениваю себя. (Слайд № 29)
СТ – старание
П - понимание
Т - трудность
ст. п. т. (Слайд 30)
- Все ли вы узнали о сложных словах? Прочитайте слова.
Пылесос, самолет, носорог, камнепад. (Слайд 31)
-Что интересного заметили? Какой вопрос возник? (Почему в одном слове соединительная гласная – о пишется, а в другом – е?)
- На следующем уроке познакомимся с правописанием сложных слов.
Ιx.Домашнее задание с. 97, упр.3; творческое задание (по желанию) сочинить сказку.