Рабочая программа Цветной мир
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
СОГЛАСОВАНОПедагогическим советомМБОУ «СШ №40»Протокол от 28.08.2015 №1
Программа по арт-терапии
«Цветной мир»
Составила: педагог-психолог
Скоморощенкова И.О.
Смоленск
2015 г.
Пояснительная записка
Трудности и социально-экономические проблемы современного мира привели к явной невротизации населения. Возросло число детей невротиков. Каждого третьего ребёнка можно отнести к категории детей с нарушениями психоэмоционального состояния. Неустойчивость настроения, раздражительность, возбудимость, неумение «держать себя в руках», приводят этих детей в группу риска. Нарушается их социальная адаптация, возникают страхи, чувство одиночества и беспомощности, нерешительность в общении, скованность.
Арт-терапия в состоянии взять на себя задачу психокоррекции, так как изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка благодаря индивидуальному и групповому выражению себя в изотворчестве.
Процесс создания творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия, символизация. Символическая функция, абстрагируя ту или иную функцию предмета или явления, позволяет ребёнку увидеть его благодаря символическому выражению в новом ракурсе, в новых отношениях с миром, то есть установить новое его значение и сделать шаг в направлении разрешения психотравмирующей ситуации.
Цель: самоадаптация и самовыражение, саморегуляция детей в продуктах творчества.
Задачи и функции:
Задачи:
развитие творческого мышления, воображения, креативности;
создание условий для самопознания и самовыражения;
развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
развитие навыков рефлексии.
Адресность программы:
Программа по арт-терапии адресована детям с низким уровнем адаптации.
Программа рассчитана на детей в возрасте 12-14 лет.
Программа реализуется с ноября по апрель (18 часов).
Продолжительность занятий 40 минут 1 раз в неделю, индивидуальная и групповая формы работы.
Плюсы работы в группе: * тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз); * демократизм отношений; * чувство значимости – повышение самооценки; * чувство коллективизма; * высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие включаются в работу); * дифференцированный подход; * комфортный психологический климат (доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого); * творческий подход * рассмотрение вопроса с многих точек зрения; * умение слушать и принимать чужую точку зрения; * умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; * развитие речи и коммуникативных навыков; * умение четко и ёмко излагать свои мысли.
Ожидаемые результаты:
Применение арт-терапевтических приёмов в психокоррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
обеспечивает эффективность эмоционального реагирования, придаёт ему даже в случаях агрессивных проявлений социально-приемлемые допустимые формы, при этом открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные
облегчает процесс коммуникации для стеснительных и слабо ориентированных на сверстников детей
оказывает влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, существенно повышает личностную идейность и развивает самооценку.
Структура занятий:
заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
ритуал приветствия,
разминочные упражнения,
реализация арт-техники и обсуждение продукта,
заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
рефлексия занятия,
ритуал прощания
Календарно-тематическое планирование:
№
Тема занятия
Задачи
Дата
1
Знакомство
«Волшебные краски»
Создание доверительной атмосферы, сплочение группы, настрой на совместную работу.
2
Монотипия
Актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие беглости мышления
3
Рисунок в круге «Мандала»
Формирование личностной идентичности, позитивного настроя.
4
Индейские мандалы
Развитие саморегуляции, актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности, гибкости мышления
5
Парное рисование
Развитие социальных навыков
6
Рисунок по кругу
Осознание взаимной поддержки, воспитание толерантности.
7
Кукла из фольги
Актуализация чувств, развитие оригинальности мышления.
8
Мое дерево
Повышение уверенности в себе, развитие воображения, креативности, сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы в группе.
9
Моя семья
Развитие социальных навыков, способность адаптироваться в группе. Развитие семейных отношений.
10
Сказочные фигуры
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения, креативности, творческое самовыражение.
11
Маски
Развитие эмоциональной грамотности, развитие представления о социальных ролях, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки, формирование личностной зрелости.
12
Коллаж «Какой Я»
Снятие тревожности, эмоционального напряжения, развитие ассоциативности, повышение самооценки, развитие самоинтереса.
13
Мой страх
Снятие тревожности, повышение эмоционального положительного отношения к ситуации.
14
Чернильные пятна
Повышение эмоционального тонуса, развитие творческого мышления.
15
Несуществующее животное
Формирование исследовательского отношения к окружающему миру.
16
Ассоциации с цветом
Повышение эмоционального положительного настроя.
17
Мой город
Формирование стремления выражать свои чувства во внешней действительной форме.
18
Коллаж «Город будущего»
Формирование позитивного отношения в группе, эмоциональная поддержка.
Список литературы. 1) Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в педагогике». Москва. 2008. 2) «Хрестоматия по психологии» под редакцией А.И. Копытина. – изд. «Питер». 2011. 3) Копытин А.И. «Системная арт-терапия». – изд. «Питер». 2013. 4) Пиханова Г.В. «Психологическая помощь подросткам». Москва. 2013.5) Грехова А.В. «Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства в средней школе». Москва. 2015 6)Сьюзан Коган «Оздоровление звуковым и изобразительным искусством». Москва. 2014.
7)А.И. Копытин. Практикум по арт-терапии. «Питер» Санкт-Петербург 2011.
8)М.В. Киселёва. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. «Речь» Санкт-Петербург 2016.
9)М.В. Киселёва. Арт-терапия в работе с детьми.«Речь» Санкт-Петербург 2016.
Заголовок 215