ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Цветной мир» (ручной труд)
Краевое государственное казенное общеобразовательное
учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1»
г. Комсомольск-на-Амуре
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам.директора по УВР Директор КГКОУ
протокол № ___ __________________ Школа 1
«___» _________2016г. Е. Ю. Бочарникова _________________
И.Г. Подоплелова
«___» _______2016г. «___» ________2016г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Цветной мир»
(ручной труд)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ВАРИАНТ 2)
3 класс
____2___ часа в неделю ___68____ часов за учебный год
Составитель:
Серебрякова Любовь Витальевна
Тьютор«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком»
С.Л. Рубинштейн.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Цветной мир» составлена на основе Стандарта ФГОС для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), учебного плана на 2016-2017 учебный год, АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития ребёнка.
Программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю, 34 недели).
Цель программы: обучение простейшим практическим знаниям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Задачи:
обучение доступным приемам труда, знаниям о различных материалах;
развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде: работать только на своемрабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты,убирать их по окончании работы, выполнять правила безопасной работы,санитарно-гигиенические требования;
воспитание потребностей и готовности работать в коллективе.
В процессе специально организованного трудового обучения на занятиях осуществляется коррекция познавательной деятельности обучающихся. Выполнение различных операций ставит их перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включённых в трудовую деятельность. Это приводит к развитию восприятия, представлений, мыслительных операций и речи.
Ожидаемые результаты:
Выпускник может научиться:
- выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения вместе с учителем, пообразцу;
- подготавливать место для занятий;
- положительно относиться к результатам своей работы;
- выполнять с помощью взрослого несложные поделки;
- пользоваться нужными для работы материалами и инструментами;
- учитывать свойства материалов при выполнении поделок из них.
Выпускник может получить возможность научиться:
- выполнять работу по образцу;
- при изготовлении поделок передавать их основные свойства (форма, цвет,размер);
- правильно располагать заготовки для аппликации, ориентируясь в пространстве листа бумаги, фиксируя пространственные представления в речевых выражениях;
- фиксировать впечатления в речи с помощью вербальных и невербальных
средств.
Тематический план занятий по программе «Цветной мир»
№ Часы Дата Тема занятия Содержание
1 2 02. 09;
07. 09. Вводное занятие. Соблюдение ТБ на уроке.
Творческие работы на тему «Мои каникулы» (карандаши цветные). Беседа о труде и профессиях. Требования поведению во время урока труда.
Беседа о каникулах. Рисование по теме.
2 2 09. 09;
14. 09. Творческая работа на тему «Гусеница из кругов» (работа с картоном).
Аппликация «Осеннее дерево»(работа с кусочками бумаги).
Беседа о насекомых. Изготовление поделки по теме.
Беседа о времени года Осень.
Изготовление аппликации по теме.
3 2 16. 09;
21. 09. Забавный орнамент (гуашь)
Рисунки на тему «Я и моя семья» (карандаши цветные).
Орнамент. Рисование пальчиками.
Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.
4 2 23; 09;
28. 09. Экскурсия в парк.
Тема обсуждения «Осеннее дерево».
Осеннее дерево (гуашь) Наблюдение и беседа о признаках осени.
Просмотр презентации. Рисование ладошками и пальчиками.
5 2 30. 09;
05. 10. Творческая работа на тему «Ворон» (работа с картоном)
Овощи (работа пластилином). Беседа о птицах. Изготовление поделки по теме.
Загадки об овощах, рассматривание коллекции овощей.
6 2 07. 10;
12. 10. Творческая работа на тему «Божья коровка» (работа с картоном).
Аппликация «Орнамент в полосе» (работа с бумагой). Беседа о насекомых. Изготовление поделки по теме.
Вспомнить названия геометрических фигур.
7 2 14. 10;
19. 10. Сказка «Колобок» (гуашь).
Композиция к сказке «Колобок», колобок (работа с пластилином) Прослушивание сказки. Рисование Колобка ладошками и пальчиками.
Рассматривание иллюстраций из сказки «Колобок».
8 2 21. 10;
26. 10. Экскурсия в парк.
Поделка «Птичка»(работа с природным материалом. Сбор природных материалов.
Беседа о птицах. Изготовление поделки по теме.
9 2 28. 10;
09. 11. Творческая работа на тему «Лев» (работа с креповой бумагой).
Аппликация «Котенок» из геометрических фигур (работа с бумагой). Беседа о животных. Изготовление поделки по теме.
Загадки про животных. Повторение названия геометрических фигур.
10 2 11. 11;
16. 11. Рисуем котёнка (карандаши цветные).
Поделка «Собачка» (работа с природным материалом).
Беседа о домашних животных. Просмотр презентации. Рисование по теме.
Рассматривание картинок с собакой. Изготовление поделки по теме.
11 2
18. 11;
23. 11. Рисуем зайчика (белый мел).
Аппликация «Медвежонок» по образцу (работа с опилкой). Беседа о диких животных. Просмотр презентации. Рисование белым мелом на чёрном фоне.
Рассматривание картинок с медвежатами. Загадки по теме.
12 2 25. 11;
30. 11. Рамочка для фотографии (работа с сухими листьями и бумагой).
Творческая работа на тему «Подвеска Рыбки» (работа с картоном). Просмотр презентации. Изготовление рамочки.
Беседа об аквариумных рыбках. Просмотр презентации. Изготовление поделки по теме.
13 2 02. 12.
07.12. Творческая работа на тему «Подвеска Рыбки» (работа с картоном).
«Цифры и буквы» (работа с пластилином). Изготовление поделки по теме.
Стихотворение о буквах. Объемная лепка букв по образцу.
14 2 09. 12;
14. 12. Изготовление плоских карнавальных масок (работа с картоном).
Отделка масок аппликацией (работа с бумагой). Просмотр презентации. Изготовление поделки по теме.
Соблюдение ТБ при работе с ножницами.
15 2 16. 12;
21. 12. «Снеговик спешит на карнавал» (карандаши цветные).
Аппликация «Снеговик» (работа с картоном и бумагой). Просмотр презентации. Рисование снеговика из кругов разной величины.
Чтение стихотворения «Снеговик», И. Устинова.
16 2 23. 12;
11. 01 Новогодняя открытка «Елочка-красавица» (гуашь).
Изготовление елочных игрушек (работа с бумагой).
Беседа о праздновании Нового года. Рисование ладошками и пальчиками.
Просмотр презентации. Изготовление игрушек. Соблюдение ТБ.
17 2 13. 01;
18. 01. Аппликация на тему: «Новогодняя ёлка с игрушками».
Рисование на тему «Зимний лес» (гуашь). Просмотр иллюстраций с «Новогодними елками». Беседа на тему. Изготовление аппликации по теме.
Просмотр презентации. Беседа на тему. Рисование по теме.
18 2 20. 01;
25. 01. «Мороз рисует узоры» (гуашь, свеча).
«Снеговичок» (работа с пластилином). Рисование по представлению на заданную тему.
Рассматривание готового образца снеговика. Лепка по теме.
19 2 27. 01;
01. 02. Аппликация на тему: «Зимний лес» (работа с кусочками бумаги).
Чашка конической формы (работа с пластилином).
Просмотр картин художников по теме. Изготовление аппликации по теме.
Рассматривание готового образца чашки. Раскатывание жгутиков для чашки конической формы.
20 2 03. 02;
08. 02. Декоративное творчество «Бабочка» (акварель).
Аппликация «Светофор» (работа с бумагой).
Просмотр презентации. Рисование бабочки (рисование кляксами на половине листа, складывание листа пополам).
Стихи, загадки.
21 2 10. 02;
15. 02. Рисование на тему: «Подводное царство» (гуашь, ушные палочки).
Аппликация «Рыба» в технике бумажной мозаики. Прослушивание отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Рисование рыбки.
Просмотр готового образца «Рыбы». Изготовление аппликации.
22 2 17. 02;
22. 02. Поздравительная открытка на «23 – Февраля» (работа с бумагой и картоном).
Праздничный салют (гуашь).
Беседа на тему «23 февраля».
Презентация о празднике. Изготовление открытки с элементами аппликации.
Рассматривание картинок с салютом, иллюстраций с людьми в военной форме.
23 2 24. 02;
01. 03. Творческая работа на тему «Вертушка-цветок» (работа с картоном).
Рисование «Цветы для мамы» (акварель).
Изготовление поделки по теме.
Познакомить с весенними цветами. Подборка сюжетных картин, с изображением цветов.
24 2 03. 03;
10. 03. Поздравительная открытка к 8 Марта (работа с картоном и бумагой).
Беседа о празднике - 8 Марта.
Видеофильм о цветах. Разнообразные картинки на тему: весна, мамин день.
25 2 15. 03;
17.03. Экскурсия в парк.
Рисование на тему: «Красота вокруг нас» (гуашь) Наблюдение за деревьями, птицами и др. Обсуждение над тем, что нас окружает.
Рисование цветов методом «кляксография-ниточкой»
26 2 22. 03;
24. 03. Лепим домик для сказочных животных.
Рисование домика для сказочных животных(карандаши, мелки).
Лепка домика разными художественными средствами.
Чтение сказки о животных. Просмотр презентации. Рисование по теме.
27 2 05. 04;
07. 04. Лепка «Корзинка для пасхальных яиц»(работа с цветным солёным тестом). Просмотр презентации. Освоить особенности работы с цветным соленым тестом. Изготовление поделки.
28 2 12. 04;
14. 04.
Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей» (гуашь-набрызг, аппликация).
Композиция из шишки и листьев «Пальма». Создание сюжетных композиций на тему Космос».
Просмотр готового образца «Пальма». Изготовление поделки.
29 2 19. 04;
21. 04. «Зайчик на лужайке» (гуашь).
Рисование на тему «Весенняя полянка» (карандаши, мелки). Рисование кулачками, ладошками и пальчиками.
Чтение произведения о весне. Рисование по теме.
30 2 26. 04;
28. 04. «Ежик с яблоком» (лепка).
Рисуем гусеницу (гуашь). Лепка из пластилина по теме.
Рисование кулачками, ладошками и пальчиками.
31 2 03. 05;
05. 05. Рисунки на тему: «Салют» (цветные мелки, пастель).
Плоская лепка на картоне «Салют» (работа с пластилином). Беседа о празднике День Победы. Просмотр презентации. Рисование на цветной бумаге.
Просмотр готового образца «Салют». Изготовление «Салюта»
32 2 10. 05;
12. 05. Рисунки на тему: «Цветная поляна».
Создание сюжетных композиций разными художественными средствами.
33 2 17. 05;
19. 05. «Создай узор» - композиция из семян растений и овощей.
Изготовление аппликации «грузовик». Создание композиций из семян и овощей. Изготовление аппликации.
34 2 24.05
26.05 «Чему мы научились за год» (выставка наших работ).
Коллективная творческая работа. Просмотр с обсуждением работ.
Панорамная работа "Мы художники"
Перечень средств, необходимых для реализации программы.
репродукции картин;
изделия из глины;
альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
оборудование: планшеты, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;
магнитная и ковролиновая доски;
расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые, свеча и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
Муляжи фруктов, овощей.
Детские игрушки (мячи, куклы, машинки, кошечка, медвежонок,…)Раздаточный материал (трафареты, контуры, таблицы,…)ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктельные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти;
кисти.
пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
Литература для педагога:
Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида;
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, (Методика).
Литература для обучающихся:
Учебник «Технология» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 3 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013