Рабочая программа по внеурочной деятельности Цветной мир

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
г. Серпухов Московской области



Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО Заместитель директора Директор МОУ СОШ №17
Председатель МС по УВР
_____ _____________ ________ О.С. Акатова __________ Н.М. Пригода

Протокол № ___ от «____» _______ 2016г. Приказ № ___ от
«___»_______ 2016г. «____»___________ 2016г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Лагуткиной Татьяны Алексеевны

Занятий внеурочной деятельности

«Цветной мир»

в 4 «б» классе
















2016 – 2017 учебный год
II. Пояснительная записка

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
Теоретическое обоснование (методология, преимущества арт-терапии)
Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.
В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.
Эффективны Арт-методы и при работе с подростками. Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс Арт-технологий.
Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.
Таким образом, имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования:
развитие творческих способностей и креативности;
негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность семейной ситуацией, враждебность к окружающим.
Архаичные формы искусства, как прообраз современной арт-терапии, наиболее сохранились в народном творчестве. Термин «арт-терапия» появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.
Арт-терапия, как естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивалась как комплекс психотерапевтических методик с 1940х годов под эгидой аналитической психологии К. Г. Юнга. Однако, еще З. Фрейд говорил об искусстве, как средстве проекции вытесненных и подавленных переживаний, сублимации негативной энергии в творчестве.
Согласно психоаналитической концепции с помощью арт-терапии становится возможным выстраивание «моста» между бессознательным и сознанием, интерпретация бессознательных тенденций в виде творчества.
С точки зрения представителей классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления баланса между бессознательным и сознательным «Я». Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для выражения содержаний личного и коллективного  бессознательного, гораздо более точный и емкий, чем слова.
С точки зрения Н. Роджерса, представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими. «Экспрессивная терапия» (от англ. выражающий, выразительный) это  комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, вокализации и импровизации в условиях обеспечивающих поддержку человека с целью стимулироваиия его личностного роста, развития и исцеления.
В отечественной психологии большое внимание арт-терапии уделяют такие ученые, как А.И. Копытин, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедева.
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации проблемы личности.
Преимущества арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
Арт-терапия  не требует от человека каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
Она  является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний;
Изобразительная деятельность является мощным средством раскрепощения и сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
Продукты творчества способны рассказать о настроениях и мыслях человека, что позволяет использовать их в рамках психологической диагностики;
Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает сформировать более активную творческую жизненную позицию;
Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
Групповая арт-терапия:
позволяет развивать социальные навыки;
связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
развивает навыки принятия решений.
Арт-терапевтические занятия дают огромные возможности для развития креативного мышления и творческих способностей детей. Это подтверждается мнениями ученых. Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
отсутствие образца регламентированного поведения;
наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
создание условий для подражания творческому поведению;
оциальное подкрепление творческого поведения.
Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера.
Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Мы стараемся реализовать эти принципы и условия во время занятий в нашей арт-студии.
Цели, задачи программы, ее специфика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели программы студии «Цветной мир»: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и подростков и гармонизации их личности.
Программа направлена на решение следующих  задач:
развитие творческого мышления, воображения, креативности;
создание условий для самопознания и самовыражения;
развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
развитие навыков рефлексии.
При реализации программы используются такие техники работы, как:
изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);
сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток);
музыкотерапия (прослушивание различной  музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними);
фолк-терапия  (изготовление русских народных кукол: тряпичных и лыковых)
драматрапия (проигрывание историй с использованием наручных кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно);
лепка из глины, соленого теста, пластилина;
аппликация, макетирование, коллаж и пр.
Специфика программы заключается в форме проведения: открытая арт-студия.
На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.
Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.
Занятия в арт-студии «Цветной мир» способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками и/или взрослыми, психосоматические заболевания  и пр.
Программа основана на следующих принципах:
Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
Принцип добровольного участия. Студию посещают только те дети, которые изъявили на это собственное желание.
Принцип активности всех участников и  творческой позиции.
Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.
Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях  активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в студии.
Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях   проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиентов. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.
Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.

Организация занятий, кадровое обеспечение, необходимые материалы
Предлагаемый вариант программы рассчитан на 34 занятия.
Оптимальное количество участников   8 10 человек. Группы формируются в соответствии с возрастом детей: младшие школьники (8-11 лет), подростки (12-16 лет).
Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений. Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:
развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам. У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).
выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);
самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);
социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).
Каждое занятие строится по единому принципу:
Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);
Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);
Ритуал прощания.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. При желании автора могут производиться исправления содержания материала, что случается обычно после получения «обратной связи» и собственных прозрений. Часто процесс занятий сопровождает катарсис -очищение от негативных переживаний: яркие проявления юмора и даже исцеляющие слезы. Сама атмосфера напоминает увлекательное путешествие-игру. При этом человек испытывает себя, знакомится с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учится решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решал их раньше.
Важно то, что каждому участнику раздается Арт-дневник, который заполняется на каждом занятии. Участники фиксируют свое настроение на начало и конец занятия, впечатления от занятия и собственные достижения. Данная форма помогает самому ребенку, психологу и родителям отследить состояние участников студии, способствует развитию навыка рефлексии.
Для занятий необходимы бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь, , кисти; клей, цветная бумага,  старые журналы, газеты, ножницы, лоскутки ткани, нитки для вязания, шпажки для шашлычков. Эти материалы имеются в нашем Центре, а так же их приносят сами дети. Кроме того, необходим  небольшой мяч; ноутбук или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.



IV. Предполагаемый результат
На выходе участники должны повысить уровень креативности и творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для оценки эффективности программы в начале и в конце занятий проводятся методики: тест П. Торренса «Закончи рисунок» (тест невербальной креативности), шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан. Кроме того, в конце курса проводится анкетирование родителей.
В течение нескольких  занятий Арт-студии проводится диагностика эмоционального состояния ребенка на начало и конец занятия с помощью теста М. Люшера. Регулярное заполнение Арт-дневников также помогает отследить состояние  участников на начало и конец занятия.
































Календарно-тематическое планирование

№ занятия
Тема
Основная используемая техника
арт-терапии
Дата

1.
Волшебные краски
Изотерапия


2.
Монотипия
Изотерапия


3.
Рисунок в круге «Мандала»
Мандалотерапия, изотерапия


4.
Индейские мандалы
Мандалотерапия


5.
Парное рисование
Изотерапия


6.
Кукла из фольги
Куклотерапия, сказкотерапия


7.
Мое дерево
Изотерапия


8.
Чудеса из теста
Лепка из теста


9.
Сказочные фигуры
Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия


10.
Маски
Изотерапия


11.
Я в натуральную величину
Изотерапия


12.
Игрушки из лыка
Фолк-терапия, куклотерапия


13-14.
Тряпичные куклы
Фолк-терапия, куклотерапия


15.
Рисуем музыку
Изотерапия, музыкотерапия


16.
Коллаж «Какой Я»
Изотерапия, аппликация, коллаж


17.
Мой портрет глазами группы
Изотерапия


18.
Мой сосуд
Изотерапия


19.
Наши ладошки
Изотерапия


20.
Рисунок по мокрому листу
Изотерапия


21-22.
Превратности жизни
Оригами


23.
Портреты имен
Изотерапия


24-25.
Сказочная страна
Сказкотерапия, драматерапия


26.
Карта моего внутреннего мира
Изотерапия


27-28.
Сон куклы
Куклотерапия, сказкотерапия


29.
Линии конфликта
Изотерапия, лепка из пластилина


30.
Отдарок на подарок
Фолк-терапия


31.
Рисование на руках
Изотерапия


32.
Герб моей семьи
Изотерапия, аппликация, коллаж


33.
Цветной мир
Изотерапия, аппликация, коллаж


34.
Фруктовая мандала
Мандалотерапия





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Копытин, А. И. Основы Арт-терапии. СПб., 1999.
Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии. СПб., 2000.
Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

15