Словно радуги цвета мы едины навсегда проект
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Развивая человеческий капитал,
мы должны опираться на все богатство
Российской культуры,
на ее уникальные достижения и традиции
В.В.Путин
Описание организации:
Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Камские зори» в Менделеевском муниципальном районе» открыто 29 августа 2001 года.
Цель деятельности приюта - оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на территории Республики Татарстан.
Предметом и основным видом деятельности Приюта является - предоставление приюта безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Для достижения поставленных целей Приют осуществляет следующие функции:
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
оказание психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Вся работа коллектива приюта строится в соответствии с требованиями федеральной программы «Дети России» и республиканской целевой программы «Дети Татарстана» по оказанию помощи и поддержки семье и детям и районной комплексной программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Федеральным Законом об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации № 442 от 28 декабря 2013г.
Специалистами приюта «Камские зори» проводится многогранная и разнообразная работа по социально-медико-психолого-педагогической реабилитации воспитанников. За годы существования приюта «Камские зори» прошли реабилитацию более 1100 детей. Важное значение в работе имеет использование разработанных специалистами приюта программ, таких как «Здоровый образ жизни: свое здоровье – своими силами», «Театр – негорькое лекарство», «Сделаем мир краше!», «Живая память поколений», «Тепло домашнего очага», «Будьте здоровы!», «Любить природу – творить добро!», направленных на здоровый образ жизни, на патриотическое и экологическое воспитание, на развитие творческих способностей воспитанников приюта. Большую роль в интеллектуальном развитии играет деятельность театральной студии «Солнышко», а также «Школы хороших манер», способствующих нравственному и духовному развитию воспитанников приюта. Имеются оборудованные столярная и швейная мастерские, посредством которых ведется трудовое воспитание.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения. Многонациональность Татарстана - его богатство. В жизни нет ничего дороже, важнее, чем мир, согласие, дружба, которая есть между нашими народами.
Воспитать в детях толерантное отношение к разным национальностям через развитие интереса к обычаям своего народа, традициям других народов, проживающих в республике, - важная задача педагогов в работе с детьми, находящимся в приюте. Умение жить дружно, в согласии улучшает дальнейшую адаптацию в обществе, предотвращает асоциальные поступки детей. Отмечено, что дети, попавшие в приют, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, культуре, традициях, обычаях, особенностях народов, проживающих в крае. В условиях многонационального состава детей, проживающих в приюте, вопросы воспитания в духе уважения к культуре, традициям, обычаям других народов являются актуальными и востребованными.
Программой «Словно радуги цвета мы едины навсегда» предполагается создание условий для глубокого использования в воспитательном процессе изучения родного края, его природы обычаев и традиций, народов, населяющих наш родной край.
ОБОСНОВАНИЕ К ПРОЕКТУ
Повседневность – это кофе, отпуск, пицца, автомобиль. Иначе говоря, самые обыденные вещи, без которых невозможна сегодняшняя цивилизация. Это, если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без которых немыслим день, неделя, год. Утром – кофе, в обед – пицца, летом – отпуск, каждый день автомобиль.
А теперь приведем один известный пример возведения этой неоспоримой повседневности в философский жанр, доступный и громкоговоримый для широкой публики. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.
Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным. Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов. В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.
Это всего 7 строчек, написанных как бы от руки:
«Твой Иисус – еврей Твой автомобиль – японский Твой кофе – бразильский Твои цифры – арабские Твои буквы – латинские Твоя демократия – греческая Твой сосед после этого всего– лишь иностранец?»
DSR. Eine Initiative Deutsches Stadte-Reklame.GmBH. Frankfurt am Main.
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Конец 20 – начало 21 века характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.
Волна насилия и преступности среди молодежи не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.
Менделеевский муниципальный район находится в северо-восточной части Республики Татарстан, на правом берегу р. Кама. В состав района входят 14 сельских поселений. Центр района – город Менделеевск. Город Менделеевск расположен на берегу рек Кама и Тойма, в 238 км к востоку от столицы Республики Татарстан – г.Казань, в 7 км к востоку от железнодорожной станции Тихоново, в 70 км к югу от железнодорожной станции Можга. Географическая широта - 55є54ґ, географическая долгота - 52є21ґ. В настоящее время г.Менделеевск – административный, промышленный, культурный центр Менделеевского муниципального района, а также центр химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан.
Согласно экономическому районированию Республики Татарстан, проведенному в рамках программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года», город Менделеевск и Менделеевский муниципальный район входят в состав Камского экономического района Республики Татарстан, по своему потенциалу занимающего второе место после Столичного экономического района.
На территории менделеевского района проживают 30377 человек. Из них:
Татары – 14723ч. 48,5%
Русские – 10811 ч. 35,65
Удмурты – 1332 ч. 4,4%
Кряшены – 1310 ч. 4,3%
Марийцы – 1227 ч. 4%
Чуваши – 195 ч. 0,6%
Башкиры – 168 ч. 0,5%
Украинцы – 125 ч. 0,4%
Армяне – 150 ч. 0,5%
Азербайджанцы – 0,37%
Прочие – 223 ч. 0,83%
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшняя молодежь, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.
Не случайно в последние годы государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации говорится: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни». Именно этой идеей пронизаны и «Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан», и «Концепция модернизации российского образования в период до 2010 года». С сентября 2012 года в 4-х и 5-х классах в школьную программу в качестве федерального компонента введен учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Педагогические аспекты проекта.
Подростковый и юношеский возраста – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому эти возраста является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.
У подрастающего поколения необходимо формировать уважение не только внутри семьи но и к другим народам культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.
В число задач также входят: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, формирование норм социального поведения; пропаганда миролюбия, повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; повышение действенности межэтнического и межконфессионального диалога; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.
Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в приюте, на улице, в школе.
Различным проблемам формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения в рамках воспитательно-образовательного процесса в полиэтнических обществах посвящены исследования В.Х. Абэляна, И.А. Дадова, И.В. Жуковского, З.Т. Гасанова, Т.Н. Бартеневой.
По их мнению, культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в воспитательно-образовательном процессе, эти ученые выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей. Однако эти авторы не в полной мере рассматривают культуру межнациональных отношений в контексте культуры личности, без учета возрастных особенностей. Поэтому этот аспект нуждается в более глубоком и всестороннем анализе и осмыслении.
Сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему посредством образования уделяли внимание многие российские и зарубежные исследователи – А.Г. Асмолов, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, И.И. Халеева, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др.
Эти ученые в своих исследованиях применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п. Они обращают внимание на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных национальностей должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности.
Исследуемые этими учеными проблемы носят либо теоретико-декларативный, либо узкопрактический характер. Они не выявляют специфику формирования культуры межнациональных отношений в младшем школьном и подростковом возрасте. Именно эти возраста являются наиболее оптимальным и действенным периодом для формирования культуры межнациональных отношений.
Изучая развитие личности подростков и особенности межличностных отношений в юношеской среде, мы опирались на исследования ученых: Б.М. Мастерова, С.Д. Арзуманян, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.А. Катаевой-Венгер и др. В их работах отмечается, что в период взросления подросток остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сообщества. В реальности межличностных отношений он предстает как целое, как живой уникальный субъект во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности.
Вместе с тем, в современном воспитательно-образовательном процессе практически отсутствуют методики для формирования культуры межнациональных отношений в рамках школьного образования.
Таким образом, проблема формирования культуры межнациональных отношений в практической работе остаётся всё еще мало разработанной.
Цель проекта – составить и внедрить в коррекционно-воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений.
Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения. Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:
1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение подростков знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
2) эмоциональный (эмоционально-психологический) – развитие эмоционально-психологических характеристик;
3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Каждая национальная культура отражается в этнопедагогике, имеющей свои концепции правил поведения и общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление. Оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для инонационального человека. Ясно, что национально-религиозную специфику подростков надо учитывать в процессе воспитания. Но наша педагогика пока еще явно недооценивает трудности исследования проблем межнационального общения подростков, связанных и с недостаточной разработанностью другими науками о человеке таких ключевых понятий, как "национальные чувства", "национальное самосознание", "национальный характер", "национальная психология" и других.
Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей и т.п. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных проявлений способствуют рождению у детей различных регионов взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к воспитательной работе. Наше общество переживает очень сложный период своего развития.
Диагностика знаний воспитанников о народах, проживающих в Татарстане
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В целях повышения уровня развития экономики в стране осуществляют переход к рыночным отношениям, утверждают различные формы собственности. Для того чтобы дать возможность свободному развитию личности, развивается демократия.
Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население многих государств и регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими. Обострилась межнациональная обстановка и в России. Даже выпускники педагогических учебных заведений не получают минимум знаний, необходимых для организации или работы по воспитанию у населения культуры межнационального общения. Поэтому необходимо включить в учебный план педагогических заведений курс, который может восполнить этот пробел (курс "Психология и педагогика межнационального общения"). Это, на наш взгляд поможет избежать ошибок, способствовать развитию дружбы народов России. Все это свидетельствует об огромном значении формирования у подрастающего поколения культуры межнационального общения.
Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;
4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.
Общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентации
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий, ибо социальная среда оказывает влияние на индивид, преломляясь через его внутренний мир. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества.
Воспитание в широком смысле включает в себя воздействие на личность окружающей среды и общества, в узком - это целенаправленная деятельность по формированию у человека определенных качеств, взглядов, убеждений и культуры поведения. Как часть социализации оно осуществляется через образование (отбор необходимых знаний и обеспечение их усвоения ребенком через обучение и организацию жизнедеятельности), культуры поведения и общения.
Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции, и они оказывают определяющее влияние на формирование культуры межнационального общения. Однако влияние межнациональных контактов на формирование у молодого поколения отношения к людям разных национальностей не является прямым отражением воздействия социально-этнической среды, а воспитание - процессом прямого переноса жизненного опыта на внутренний мир человека, преобразования социальных норм и ценностей - в личное.
Личность - продукт развития психики человека в определенных условиях. Чтобы формировать ее в нужном направлении, организуется воспитательно-педагогический процесс. Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьей, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Он обладает относительной свободой в выборе формы поведения. Следовательно, воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.
Межнациональное общение - это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня молодежи, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.
Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государств. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социально -экономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи всего населения страны.
Анализ мнения окружающих на проблему
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
При организации целенаправленного воспитания в коррекционно-воспитательном заведении и всей системе образования следует исходить из того обстоятельства, что межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, на наш взгляд, целесообразно по таким параметрам, как:
- отношение народов и стран мира и формирование общечеловеческих чувств, сознания и культуры межнационального общения;
- отношение народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;
- отношение народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;
- этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания.
Рассмотрим отношения народов и стран мира и попытаемся определить педагогические основы этих отношений при организации процесса воспитания у детей и молодежи культуры межнационального общения.
Взаимоотношения народов и стран мира, сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на общечеловеческие нормы культуры поведения. Организованное воспитание как часть социализации личности следует проводить с учетом этих взаимоотношений. Оно призвано упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, ослаблять возможное отрицательное воздействие на нее среды.
Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и народами мира. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму и пр. мир "сужается" и воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь, на судьбу каждого человека реальное влияние.
Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов.
Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли внимательное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все воспитательно-образовательные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности. Все вышесказанное собирается в целостную, разработанную педагогами программу.
Цели и задачи программы.
Целью программы «Словно радуги цвета мы едины навсегда» является:
- формирование любви к родной земле, краю, уважению к традициям своего народа и народам, проживающим в Татарстане, средствами народной педагогики; воспитание духовной, высоконравственной личности с активной жизненной позицией, творческим потенциалом и чувством глубокой любви к Отечеству.
Задачи программы:
Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям. Укрепить семейные отношения через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением;
На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у воспитанников осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему своей малой Родины и Отечества, формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания;
Познакомить и создать условия к возрождению народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа. Привлечение воспитанников к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;
Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей;
Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
Приобщить воспитанников к истокам татарской, русской, чувашской, марийской и удмуртской народной культуры, - основных наций, проживающих в Менделеевском районе Татарстана;
Познакомить детей с народами Татарстана, их культурой, национальными особенностями, укладом жизни, с обрядовыми праздниками, играми народов, населяющих край;
Приобщить детей к малым фольклорным жанрам: пословицам, поговоркам, небылицам, сказкам, былинам, легендам;
Участвовать с воспитанниками в народных и дидактических играх, способствующих пониманию быта, дружбы. Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством через продуктивные виды деятельности;
Развить творческие способности воспитанников, совершенствовать исполнительские умения и навыки;
Воспитать духовно-нравственные качества: доброта, миролюбие, великодушие, толерантность, человеколюбие;
Организовать творческие встречи с ветеранами и инвалидами войны в Афганистане, ветеранами войны и труда, работниками культуры, народными фольклорными ансамблями РДК «Юность», ДК имени С. Гассара и с Домом Дружбы народов.
Программа составлена учитывая национальный компонент:
- предлагается ведение воспитательной работы по двум блокам: 1 блок – краеведение и история, 2 блок – экскурсионная деятельность, встреча с интересными людьми - создание воспитательной среды, формирующей толерантную личность ребёнка, и вооружения его способами толерантного взаимодействия.
Для реализации задач программы деятельность организуется по следующим направлениям:
познание и принятие себя (толерантность к себе) как субъекта семейной культуры, обучение основам толерантного общения в семье; формирование социальных компетенций;
познание и принятие культуры малой Родины, формирование толерантности к своему народу; формирование ценностно-смысловых компетенций;
Познание и принятие других людей, их культуры, взглядов, вероисповедания; формирование коммуникативных и общекультурных компетенций.
Деятельность по данным направлениям может быть организована последовательно от направления к направлению. Жизненные компетентности постоянно пополняются, усовершенствуются с каждым новым направлением.
Основное содержание программы:
·. Условия и средства формирования толерантности у детей:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный:
признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
индивидуальный подход
Деятельностный:
опора на активность, сознательность и самостоятельность;
ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого воспитанника;
обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
Принципы воспитания толерантности:
Гр-а пр-в
Наз-ие прин-а
Сущность принципа
Правила
Общепедагогический
Принцип целенаправленности
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.
развитие интереса к проблеме толерантности;
развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;
четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей воспитанников;
ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать также гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл «Тайны психики ребенка», СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В младшем школьном возрасте: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений, продолжать развивать моральное мировоззрение, трансформировать толерантность в один из нравственных законов внутри личности.
тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;
минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе воспитанников, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;
включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальной жизни
Принцип культуросообразности
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
опираться на положительный опыта взаимодействия ребенка с миром;
учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);
отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
использовать потенциал культуры мира
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
демонстрация последствий толерантности и интолерантности;
поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия)
Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах
Принцип опоры на положительное в воспитаннике
Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
создание ситуации успеха.
Частные
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности.
изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
опираться на возможности и уровень социальной среды;
интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.
Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка
Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.
использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;
недопущение в общении нот морализаторства и назидания.
Принцип единства знания
и поведения
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
перевод толерантности из области знания в область действия.
Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве
Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:
опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия;
создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;
использование демократического стиля педагогического руководства;
организация диалога и сотрудничества в коллективе;
организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация в воспитательно-образовательном пространстве и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципов воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ребенок-ребенок, ребенок-педагог, ребенок-педагог-среда, ребенок-педагог-культура.
актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
организация активных форм и методов воспитания толерантности.
Принцип воспитывающей рефлексии
Формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии воспитанника произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.
побуждать воспитанников к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.
·
· Программа предполагает реализацию таких форм воспитания, как:
Формы проведения тематическо - познавательных часов.
Внутренние.
Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста воспитанников, уровня развития коллектива, от особенностей группы, условий проживания, проходят с привлечением педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор.
беседа (этическая, нравственная);
дискуссия;
праздники и инсценированные часы;
литературный час (по творчеству писателя, поэта);
музыкальный час;
литературно – музыкальный час;
игровые и конкурсные часы (экономическая игра, интерактивная игра);
игры имитационные, деловые, драматизации;
музыкально – спортивный час;
театрализованный классный час;
час развлечения на прогулке;
встречи с интересными людьми;
викторины по различным областям знаний;
КВНы и часы – игровые и коммуникативные тренинги;
читательские конференции и устные журналы;
час вопросов и ответов;
час – сказка;
часы – путешествий и часы – практикумы.
Тематические недели в приюте.
Уже много лет тематические недели являются традиционными. Проходили тематические недели:
посвящённые временам года: «Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка», «Весна красна», «Зимние праздники» и т.д.;
посвященные городам-героям: «Ленинград», «Севастополь», «Москва» и т.д.
посвященные юбилеям писателей и поэтов: «Лермонтов», «Пушкин», «Лингренд» и т.д.
посвященные истории семьи, родственных отношениях «Семья. Моя родословная», «Я не гость в своей семье» и т.д.
посвященные истории возникновения, символике и памятных местах родного города «Моя малая Родина», «Здравствуй, город! Я – твой житель!» и т.д.
посвященные победе в ВОВ, героям – уроженцам города Менделеевска «Никто не забыт, ничто не забыто», «Верность земле бондюжской» и т.д.
посвященные повышению интереса к православной культуре «Наш город – православный», «Жить – Богу служить» и т.д.
посвященные многонациональному населению города Менделеевска «Многоликий Менделеевск», «Мы разные, но мы дружные» и т.д.
посвященные народным промыслам и традициям «Россия моя мастеровая», «Необыкновенное чудо» и т. д.
В рамках недели проводились:
конкурс стихов по параллелям;
конкурс сочинений;
выставка творческих работ воспитанников из природного материала;
открытые мероприятия (утренники и праздники);
конкурс газет на заданную тему;
заключительный отчётный концерт групп, подведение итогов всех конкурсов.
Внешние.
Фестивали
Основная цель фестивалей содружества культур в области искусства и с помощью искусства. Главная идея Организаторов собрать творческие коллективы, занимающиеся фольклорным и национальным творчеством (танцевальные, вокальные, инструментальные коллективы и прикладные ремесла) из разных городов Республики Татарстан и разных городов России для тесного общения, представления своей культуры и знакомства с культурой разных национальностей, с целью дальнейшего взаимообогащения культур, содействие международному культурному сотрудничеству.
А также идеей фестивалей является передача народных традиций подрастающему поколению, с целью возрождения и дальнейшего развития национальных достижений, развитие новых форм коммуникации и межкультурного общения
Праздники национальные, межнациональные
Летние, детские межнациональные лагеря
Целью лагеря является воспитание межнациональной толерантности, обучение противостоянию ксенофобии и антисемитизму.
Задача – сформировать сознание того факта, что Холокост – это не еврейская проблема, Депортации – не проблема депортированных народов, Голодомор – не проблема украинцев - это ужасающие примеры геноцида, пример того, к чему может привести нетерпимость. Необходимо воспитать толерантность и сохранить разнообразие мира.
Метод работы лагеря: формирование толерантности через погружение в национальные культуры, каждый день весь коллектив лагеря живет жизнью определенного национального общества.
Участники лагеря каждый день погружаются в атмосферу национальной жизни, обычаев, языка, музыки и танцев, изучают национальные ремесла, едят национальную пищу. Личное знакомство с представителями другой национальности способствует самоидентификации, персонализации ощущений, помогает преодолеть имеющиеся стереотипы в восприятии другого народа, снизить уровень безразличия, агрессивности и даже страха, наладить дружеские отношения между представителями разных этносов.
Экскурсии по городам Республики Татарстан, в национальные деревни, вертуальные экскурсии по городам – столицам разных республик и краев России.
Творческие встречи с представителями различных общин и диаспор на базе Дома Дружбы Народов.
Программа составлена с учётом межпредметных связей по направлениям:
Музыкально-эстетическое направление. Посещение концертов в музыкальной школе и ДК Гассара, РДК «Юность», участие в массовых театрализованных праздниках, гуляниях и развлечения проходящих в городе и районе.
Литературное направление. Организация, посещение и участие в выставках творчества художников и писателей города и Республики, интеллектуальных викторинах, конкурсах чтецов.
Духовно-нравственное и патриотическое направление. Привитие чувства гордости за свою Родину, любви и интереса к истории родного края, истории государства. Экскурсии в мусульманские и православные храмы города и республики. Беседы, встречи с интересными людьми. Посещение музеев города, района и Республики, Дома Дружбы народов.
Изобразительно-прикладное направление. Участие в городских и республиканских тематических выставках национальных костюмов; изобразительное творчество – участие в конкурсах рисунков на патриотическую тему.
Техническое направление. Изготовление видеороликов, создание CD-диска с произведениями, оформление альбома «Моя малая РОДИНА».
Программа мероприятий по проекту
«Словно радуги цвета мы едины навсегда»
С-и
Тема:
Содержание
1 раздел
Краеведение и история как факторы развития высоконравственной личности
Сентябрь
«Путешествие в прошлое нашего края»
«Хороший человек хоть сам и умрет, но его слово и дело не умрут». (Нагайская)
«Как себя воспитать?» На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость разных народов.
(Знакомство с русским богатырём Ильёй Муромцем и татарским героем Тан Батыром, добром великане Ульпе – чувашского народа, марийским героем Ак-Патыром.)
«Наша Родина - древняя земля» «Разлученный с милой плачет семь лет, с Отчизной – плачет всю жизнь». (Туркменская)
«Давайте познакомимся – этика быта». Мы – татары, русские, чуваши, удмурты, марийцы. Татарстан – наша Родина. Знакомство с внутренним убранством жилища русских, татар, чуваш, марийцев, удмуртов.
(Знакомство с музеем г. Менделеевска. Рассматривание домашней утвари, загадывание загадок.)
«Семейное древо»
Моя семья. Родители. Моя фамилия, имя, отчество. Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям; закреплять представление о том, что в семье все дружны и внимательны друг к другу, дома всегда уютно и радостно; учить осознавать понятие семья, уметь объяснять его; учить составлять родословную семьи, или семейное древо.
«Золотая осень - золотой праздник».
Почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Чтение стихов о маме.
Облик женщины на Руси (культура одежды и поведения). Женское рукоделие (вологодские и елецкие кружева).
«К штыку прировняли перо»
«Поэты на все времена» - тема становления личности и патриотизма в произведениях Э.Асадова и Р.Рождественского.
Октябрь
«С новым урожаем! Покров – первое зазимье!»
«Хорошее дело само себя хвалит» (Хакасия)
«Этика труда». Знакомство с древними праздниками Руси – «День Световита», с праздником Покрова и древним марийским праздником – «У кинде». (Народные приметы, загадки, пословицы об осени).
«Традиции как основа культуры» «Основная наука семьи – традиции чести и честности, душевной чуткости и доброты, трудолюбия» (Русская).
Традиции и праздники в русской культуре
Что же такое традиция? Встреча со священником. Благословение священника. Семья – малая Церковь. Комплексное занятие. Изготовление поделки «Свеча»
«Дом, в котором МЫ живем!»
«Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни». (Осетинская)
Моё Отечество - Татарстан. Русь и русская земля.
«Все добрые люди – одна семья» «Красота – до вечера, доброта – до смерти». (Чеченская)
Рассмотрение Добра и зла в православной и мусульманских традициях Воспитание уважения, внимательного отношения и терпимости друг к другу.
«Наш край в годы ВОВ»
«Живи ветеран!» - акция посещений участников войны с выездными концертами, составление видеоматериала «Голоса истории».
Ноябрь
Семейные праздники. «Сказка ложь, да в ней намёк»
«Именины». Воспитание семейных ценностей через чтение сказок и обсуждение о добре и зле, поговорки, пословицы.
(Чтение народных сказок. Рисование иллюстраций к сказкам).
«Баю-бай. Моя колыбельная»
«Сырое дерево гни, пока не высохнет, ребенка учи в свое время». (Хакасская)
«Система этических ценностей». Фольклор от самой колыбели. Прослушивание русских, татарских, чувашских, марийских и удмуртских колыбельных.
«Почему принято уважать других людей?»
«Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»
(Адыгейская)
Чтение знакомых народных сказок, беседа о нравах, о добре и зле, о правде и вымысле.
(Литературная викторина по русским, татарским, чувашским, удмуртским и марийским сказкам).
«Золотая осень - золотой праздник».
Почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Чтение стихов о маме.
Облик женщины на Руси (культура одежды и поведения). Женское рукоделие (вологодские и елецкие кружева).
«К штыку прировняли перо»
«Огнём и колёсами» - презентация книги заслуженного гражданина Менделеевского, педагога – фронтовика В.В.Георгиевского.
Декабрь
«Начинаем, готовится к зимним Святкам»
«Игры народов, играем в забытые детские игры»»
«Путешествие к истокам мысли».
Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах.
(Разучивание национальных колядок. Изготовление масок к рождественским праздникам).
«Играем вместе с другими детьми». Народные и дидактические игры.
Знакомство с разными считалками на русском и татарском языках.
(Разучивание народных игр: татарской – «Тимербай», русской - «Жмурки»).
«Новый год»
Беседа о том, как праздновали новый год, древни русские, татары, чуваши, удмурты и марийцы.
(Дружным хором вокруг елки, пение знакомых национальных колядок).
«Презентация основных праздников народов проживающих в Республике»
Знакомство с удмуртским национальным праздником «Гырон быдтон».
«Встреча с имамом мечети ТАН». Беседа о народном татарском празднике «Курбан-байрам» и «Сабан-туй».
«Сильные, смелые, ловкие»
Конкурс сочинений и презентаций по линии районного совета ветеранов «Запомните великие года»
Январь
«У нас Рождественский сочельник!»
«Этикет в обществе». Обзорное знакомство с правилами этикета.
(Просмотр видеопрезентаций о праздновании сочельника).
«Сквозь призму современности»
День неизвестного солдата – беседа об истории памятника и мемориала в городе, районе. Возложение венка к памятнику совместно с ветеранами ВОВ.
«Имена и фамилии в названии городов»
В названиях городов, как в именах и фамилиях, отражается история нашей страны и Республики Татарстан.
«Едим вместе»
«Для еды маленькая семья хороша, для работы - большая». (Якутская)
«Учимся принимать гостей». Рассказ о национальной еде народов, проживающих в регионе.
Рассматривание иллюстраций, беседа.
«Наш край в годы ВОВ»
Урок Мужества «Менделеевск – город семи Героев Советского Союза"
Февраль
«Лейся песня!». «Песенное воспитание – воспитание чувств – приобщает к богатству человеческому»
Беседа и прослушивание народных музыкальных инструментов.
(Разучивание некоторых народных песен).
«Эх, топни нога!»
Знакомство с татарским, чувашским, марийским, удмуртским, народными музыкальными инструментами
(Просмотр видеопрезентаций. Разучивание основных движений танцев).
«Лыжня России»
Спортивный праздник «Лыжня России» в г.Менделеевске
«Красота»
«Человека греет не шуба, а работа». (Якутская)
Орнамент народов России. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм
Праздник «Пеледыш Пайрем» (Праздник цветов).
(Изготовление гирлянды «Хоровод народов Татарстана»).
«К Победе твёрдые шаги»
«Этих лет не смолкнет слава».
«О подвигах, о доблести, о славе».
Посещение городских праздников, посвященных Дню вывода войск из Афганистана и Дню защитника Отечества.
Урок мужества, посвященный годовщине вывода войск из Афганистана.
«Афганистан болит в моей душе»
Март
«Праздник Масленица. Встречаем весну».
Народное гуляние «Масленница», рассказ о символе русских народных праздников с тысячелетней историей;
(Праздник, проводимый на улице с хороводами, песнями, играми, со сжиганием чучела Зимы).
Разучивание масленичных приговоров. Знакомство с праздником «Навруз - байрам». (Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола»).
«Познаём секреты русской кухни»
«Как вести себя за столом?». Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу. Загадки о блинах.
«Друг познаётся в беде»
«Широкой душе и мир широк, а узкой и мир узок». (Уйгурская)
«Без добра на свете жить нельзя». Беседа о дружбе, об оказании помощи, о доброжелательном отношении к людям.
(Рассказ о марийской традиции «Буйма» - коллективная помощь).
«Блюда, игры и развлечения на праздниках удмуртского и марийского народов»
«Ходить в гости тоже надо уметь».
Знакомство с самым значимым марийским праздником «Кугече», рассказ о национальных блюдах к знаменательным праздникам. Дегустация удмуртского блюда «Перепечи» и марийского блюда «Команмелна». Игра - «Сокор тага (
(Рассматривание слайдов, иллюстраций, беседа).
«К Победе твёрдые шаги»
Посещение военкомата и архивного отдела для получения сведений о значимых событиях периода ВОВ.
Апрель
«Красота русской и татарских кухонь»
«Основная наука семьи – традиции чести и честности, душевной чуткости и доброты, трудолюбия» (Русская).
Рассказ о национальных блюдах русского народа.
Просмотр видеопрезентаций, иллюстраций.
(Дегустация русского блюда «Паренка», татарского «Бэлиш»).
«Ярмарка!»
«Тот, кто творит умного и доброго человека, - самый искусный мастер на земле».
«Учимся правильно вести себя в общественных местах». Рассказ о ярмарках, рассматривание иллюстраций, презентации.
(Разговор о местных видах сельского хозяйства и ремёслах
Д/игра «Что продают на нашем базаре?»).
«Пасха»
«Не растет трава без корней». (Бурятская)
«Для чего нам нужны волшебные слова?» Знакомство с праздником «Пасха»: обрядами, традициями.
(Работа детей: склеивание корзиночек – подставок для яиц, роспись яиц).
«Мир - вам»
«Одно слово может разрушить весь МИР». (Таджикское)
«Этика общения». Беседа об уме и глупости (поговорки, пословицы).
«Служу России» - презентация о звании Герой Советского Союза и Герой России к 82 годовщине со дня первого вручения ордена.
«Наш край в годы ВОВ»
«Война не должна повториться» - встреча воинов трёх войн, с приглашением ветеранов Афганистана и Чечни.
Май
«Победа»
«Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой». (Татарская)
«Кто поведет за собой?» Беседа о празднике Победы: об известных героях нашего города, и великих людях погибших в годы войны. Встречи с ветеранами ВОВ.
(Рассматривание фото из журналов военной поры.
Беседа на тему: «Человек жив до тех пор, пока его помнят»).
Конкурс рисунков «Дети рисуют Победу» совместно с детской библиотекой.
«Мама» «Кто свою мать уважает, чужую не обругает». (Азербойджанская)
«Мама» - нет роднее слова.
«Родина – матушка родная, чужая сторона - мачеха».
«Белая берёза!»
«Красота – радость жизни»
«Эстетика досуга». Знакомство с традициями народных гуляний на православную Троицу (прощание с весной, встреча лета). Татарский праздник – «Каен Бэйрэме»
«Хороводы!», «Вайа»
«Если вздохнуть всем народом – ветер будет». (Русская)
«Давайте жить дружно». Мы – одна семья: русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты и другие народы. Знакомство с чувашским фольклором: Вайа – девичьи хороводы на сельских лапах (сельская площадь).
(Беседа о различиях и общих чертах в костюмах, песнях, танцах, обрядах).
«Праздники народов»
«Каков у хлеба, таков и у дела». (Чувашская)
Чувашский национальный праздник: «Уяв»
Чтение татарской народной сказки «Три совета отца» и русской народной сказки «Сума-дай ума».
(Разбор и сравнение героев сказок).
2 раздел
Экскурсионная деятельность как метод разностороннего формирующего развития личности воспитанника
Сентябрь
«Истоки древнего поселения»
«Обзорная экскурсия по г. Менделеевску».
Посещение Краеведческого музея г.Менделеевска «Менделеевск православный», выставка «Русская изба»;
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час «Книжки Древней Руси» - центральная библиотека;
Просмотр мультфильма «Повесть временных лет» - кинотеатр «Юность;
Праздничное мероприятие «Русь святая – Родина моя!» - Детская школа искусств;
Октябрь
«Музей истории Химзавода им. Л.Я.Карпова»
«Дом Ушковых – история и современность», «Менделеев в Бондюге», «Менделеевск в годы ВОВ».
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час «Великие ученые России», посвященный Дню российской науки» - детская библиотека;
Видеосерия «В кругу великих имен» - кинотеатр « Юность;
Ноябрь
«Менделеевск культурный»
Посещение Картинной галереи Менделеевска, «Менделеевск литературный»
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час «Мы сильны, если мы едины. Ко дню народного единства», (4 ноября) – детская библиотека;
Гала-концерт «Мы едины» художественных объединений Детской школы искусств;
Декабрь
«Менделеевск современный»
Посещением объектов современной индустрии. «Сады и парки Менделеевска».
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час «Конституция – основной закон государства. Ко дню Конституции Российской Федерации», (12 декабря) – центральная библиотека;
Викторина «Я – гражданин России» - Центр внешкольной работы;
Январь
«Музеи г.Елабуги».
И.И. Шишкина, Н.А. Дуровой, М.И. Цветаевой,
музей уездной медицины.
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час «О былинах и истинных богатырях России. Ко дню Ильи Муромца», (1 января).
Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей – разбойник» - кинотеатр «Юность»;
Февраль
«Музеи г. Н.Челны»
Музей истории города, музей экологии и охраны природы, музей истории и боевой славы автомобильных войск.
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час «Как люди научились говорить», приуроченное к Международному дню родного языка», (21 февраля). Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России – центральная библиотека;
Конкурсная программа «Знатоки родного языка» - Центр внешкольной работы;
Март
«Жемчужины Татарстана»
Посещение Казанского Кремля, мечети Кул - Шариф, Дома Шамиля.
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час «Культура России культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествовавших современной России», «Большой мир Древней Руси» - детская библиотека;
«Фестиваль русских народных игр» - участие в открытом турнире – Центр внешкольной работы;
Апрель
«Мемориальные музеи Казани»
Посещение музея Л.Н. Толстого, М.Горького, Е.А. Баратынского, Г.Тукая, Шарифа-Камала, Мусы Джалиля.
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
«Библиотечные сумерки» - мероприятие, посвященное международной акции для повышения интереса читателей к чтению; «Читальный зал под открытым небом» – книжная выставка «Тукай в искусстве» в рамках проведения ежегодного Праздника поэзии;
Просмотр мультфильмов, созданных на основании произведений Г. Тукая «Кырлай», «Шурале», «Кышкы кич» - кинотеатр «Юность;
Май
«Святой ключ»
Символ Нижнекамска, история развития. Музей боевой и трудовой славы, село Прости. Нижнекамский городской музей – мини-тур по культуре города.
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час: «О чем пишут газеты мира в День Победы. Газеты и журналы времен войны. Из воспоминаний бабушек и дедушек», «История возникновения письменности» - центральная библиотека;
«Менделеевска славные сыны» - посещение вечера-встречи трёх поколений – Центр внешкольной работы;
«Мы помним тебя, солдат» - литературно-музыкальная гостиная – Детская школа искусств;
Июнь
«Болгар – город, дающий силы»
Посещение Белой мечети, Ханской бани и усыпальницы, Колодца Габрахмана. Знакомство с образцами и артефактами культуры Волжско – Камской Булгарии.
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Познавательный час «Герб и флаг моей России. Ко дню России», (12 июня). «Флаг Республики Татарстан», «Семейный Герб» - центральная библиотека;
«Овеянные славой Флаг наш и Герб» - познавательное мероприятие Центра внешкольной работы;
«Всероссийская Спасская ярмарка в Елабуге» - возрождение традиций;
Июль
«Остров Свияжск – край тихий и священный»
«Древняя гора – хранитель ледника», «Наследие эпохи тоталитаризма», посещение церквей и монастырей.
Совместная работа с библиотечной системой, культурными центрами города
Книжная выставка «Крещение Руси». Познавательный час «Великая сила любви» (День семьи, любви и верности). Уроки толерантности "Через книгу к миру и согласию!" – детская библиотека;
Просмотр мультфильма « Сказание о Крещении Руси» - кинотеатр «Юность»;
Ожидаемые результаты:
Через программу проекта «Словно радуги цвета мы едины навсегда» ожидается достижение следующих результатов:
Воспитанники приюта, их семьи и ближайшее окружение познакомятся с интересной историей культуры нашего края, приобщаться к истокам.
Научатся применять полученные знания в поступках, принимать ответственность за свое поведение. Повысится позитивная самооценка и эмоциональное благополучие, путем индивидуальной значимости каждого в социальном окружении.
Научатся понимать истинное значение общечеловеческой Культуры – как единства Искусства, Науки и Религии – всего священного, познавательного и прекрасного в жизни людей.
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества
Разовьют в себе чувства прекрасного и утонченного, приобретут социальные навыки и коммуникативную компетентность в социуме.
У воспитанников сформируется ответственность за сохранность и защиту культурных творений человека.
У детей разовьется способность к самореализации, сформируется созидательная и нравственная позиция.
Расширится мировоззрение детей, разовьется креативность, повысится степень рефлексии.
Работа будет способствовать объединению всех людей участвующих в реализации проекта, в устремлении их к духовному совершенствованию, к творческому и деловому сотрудничеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.
Природа создала красивый разнообразный мир. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших воспитанников в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.
Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером и вероисповеданием. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.
Руководству страны, политическим партиям, общественным организациям необходимо осознать качественное изменение роли и функций человечества в биосфере Земли в результате возрастающего научного и технологического могущества человека, вытекающей из этого факта ответственности его за будущее планеты и цивилизации.
Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии
Мы утверждаем, что воспитание в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания.
Список использованной литературы
Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива».
Дереклеева Н. И. “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001
Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004
М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
“Классный руководитель” № 1, 2003.
Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.
Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, – С–П.: Речь, 2001 – 346 с.
Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. М., 1994;
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
4. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.
Козлова С. А. Я человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 1996.
Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, – С–П.6 Речь, 2001 – 189 с.
Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, – Череповец, 1999 – 183 с.
Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.
Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997 – 197 с.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 – 47 с.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости, – М: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 212 с.
Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе (Под ред. В.А. Сластенина, М: Академия, 2000 – 212 с.
Сказки озера Байкал,
Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.
Сунд А. М. Обучение дошкольников миру и взаимопониманию между народами // Там же;
Титова Е.В. Если знать, как действовать.
3. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.
Токмакова И. Приключения Тутитамии // Мурзилка 1995 №5; с. 4–7.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, – С–П: Речь, 2001 – 215 с.
Хрестоматия по этике (Для учителя этики), – Ярославль 1995 – 245 с.
Философский энциклопедический словарь, М., 97 с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
Шучияма Б. Воспитание детей в духе мира и мирового гражданства //Там же;
Условия
Средства
Подходы
Принципы
Формы
Приемы
Методы
Толерантная личность воспитанника
Позитивный опыт толерантного взаимодействия
Психологическая защищенность
Психолого-педагогическая поддержка
Благоприятная психологическая среда в педколлективе
Позитивные взаимоотношения детей и взрослых
Демократический стиль педагогического руководства
Благоприятная здоровая атмосфера в детском кол-ве
Сотрудничество
Диалог
Root Entry