Рабочая программа внеурочной деятельности Фитнес -аэробика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №91»


Программа рассмотрена на заседании методического объединения
учителей начальной школы
Протокол № ___
от ________2013г.

Программа рекомендована
педагогическим советом МБОУ «СОШ №91»
Протокол № ______
от ______________ 2013г.


Утверждена: приказом директора МБОУ «СОШ № 91» от__________2013г. №________ ________________
Якушина Е.В.







Рабочая программа
внеурочной деятельности

Фитнес -аэробика



для 2-х классов






Составитель программы
учитель МБОУ «СОШ №91»
Берендеева Олеся Григорьевна





г. Новокузнецк, 2013 г.


Пояснительная записка

Программа составлена на основе частных методик под общей редакцией Лисицкой Т.С., Сидневой Л.В. Аэробика: В 2т. Т.I, II. Частные методики: – М.: Федерация аэробики России, 2002г.
Курс программы внеурочной деятельности для младших школьников «Фитнес-аэробика» представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий. Программа носит спортивно-оздоровительную направленность.
Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности школьников, их познавательной и мыслительной сферы различными средствами.
Актуальность курса обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей школьного возраста при создании здоровьесберегающей среды.
В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс.
Современная система оздоровительных тренировок «Фитнес» (fitness) известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их.
Применение физкультурно-оздоровительных методик фитнеса гарантирует детям младшего школьного возраста правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку. Занятия фитнесом являются отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививают детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.
Новизна данной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
У детей в возрасте семи – одиннадцати лет способность дифференцировать мышечные усилия развита ещё слабо. Недостаточно развита способность к расслаблению мышц. В семи – девятилетнем возрасте особенно сильно происходит установление контактов двигательных нервов с мышцами, поэтому необходимо обеспечивать достаточную физическую нагрузку.
Недостаточная физическая активность детей приводит к серьезным нарушениям в развитии опорно-двигательного аппарата. Более 30% детей, приходящих в школу имеют нарушение осанки. У таких детей отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребёнка особенно важно ещё и потому, что учебная нагрузка связана со значительным статическим напряжением, длительным удержанием относительно неподвижной позы и резким снижением двигательной активности. Это факторы риска. Риск возрастает вдвойне, если нарушение было до поступления в школу. Следует отметить, что для детей младшего школьного возраста статическая нагрузка является наиболее утомительной.
Такие вредные факторы как гиподинамия, длительное удержание неподвижной позы, несоответствие учебной мебели росту ребёнка, ношение тяжестей в одной руке, тесная обувь деформируют слабый костно-мышечный аппарат и способствуют возникновению у детей функциональных нарушений осанки и деформации свода стопы.
Нарушения осанки могут быть связаны с нарушениями симметрии мышечного тонуса или его слабости. Причинами этому могут служить общее ослабление организма, неправильно организованный режим дня, понижение остроты слуха и зрения
Занятия фитнес-аэробикой увеличивают двигательную активность учащихся, снижают их умственное и психическое напряжение, способствуют функциональному созреванию и адаптации к школьному обучению.
Планирование курса «Фитнес-аэробика» во 2-х классах ориентировано на 35 часов (1 час в неделю).
Целью работы факультативных занятий по фитнес – аэробике является развитие физических и творческих способностей, здоровье и работоспособность обучающихся. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, т. к. именно в этом возрасте закладывается базовая школа движений, развиваются и формируются функции и системы организма. Отсюда задачи факультативных занятий по фитнес - аэробике:
укрепление здоровья;
формирование правильной осанки;
улучшение телосложения;
развитие физических качеств (гибкость, ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация);
развитие чувства ритма и темпа;
повышение умственной работоспособности, сопротивляемости организма;
привлечение обучающихся к регулярным занятиям фитнес - аэробикой;
умение обучающихся самостоятельно составлять комплексы упражнений по фитнес – аэробике.
Факультативное занятие по фитнес-аэробике состоит из 5-ти компонентов: разминка 5-7 мин., предстретч 3 – 5мин., аэробная часть 20-35мин., заминка 3-5мин, партерная 15 мин, стретчинг 5 – 10 мин.
Разминка. Её длительность-15-30% времени занятий. Главные задачи - функциональная подготовка организма к основной части комплекса, формирование соответствующей эмоциональной настройки. Разминка выполняется в положении стоя, в движении и на месте. В конце подготовительной части ЧСС должна достигать 65-75% допустимой для его возраста. Последняя определяется так: из числа 220 нужно вычесть свой возраст. По завершении разминки можно переходить к легкому предстретчу.
Предстретч. Выполняются упражнения, стоя, в полуприседах, в потягивании.
Аэробная часть. Её длительность-65-75% времени выполнения комплекса. Она включает решение основных задач занятий фитнес - аэробики. В аэробную часть входят различные комплексы упражнений классической аэробики, степ – аэробики и т.д. С их помощью повышаются максимальные и резервные возможности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. На этой основе повышается уровень развития физических качеств. С помощью этих упражнений укрепляется мышечный корсет, повышается подвижность в суставах, достигается оздоровительный эффект. ЧСС наиболее высокая при выполнении прыжков, бега. Несколько ниже - при выполнении приседаний, выпадов.
Заминка. В конце занятий для постепенного снижения ЧСС, включает движения (Li) - более низкой интенсивности.
Партерная часть. Включает упражнения на развитие мышечной силы, выносливость, гибкость. В результате увеличивается длина и ширина мышечных групп, увеличивается сила и выносливость мышц, амплитуда движений.
В партере ЧСС изменяется в зависимости от трудности упражнения и мышц, участвующих в его выполнении. Нагрузка в аэробной части должна изменяться волнообразно. Повышение ЧСС должно сменяться снижением.
Стретчинг. Её длительность – 8-10% времени выполнения комплекса. Используются статистический и динамический стретч т.е. с фиксацией позы и без, с плавными растягивающими движениями. Главные задачи - снижение функциональных сдвигов, физическое восстановление, психическая настройка на последующую деятельность. Музыка должна быть спокойной, мелодичной, вызывающей приятные ассоциации, с постепенно снижающимся темпом. Упражнения подбираются так, чтобы нагрузка снижалась равномерно, о чём можно судить по ЧСС.
Содержание каждого занятия составляется и дополняется совместно с обучающимися. Контроль по усвоению проводимой деятельности осуществляется в форме зачётов, в которую включены физические упражнения для определённой группы мышц и в форме тестирования на конкретные группы мышц: брюшного пресса, мышц ног (приседания), мышц плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа). Музыкальное сопровождение может предлагаться обучающимися, подбор упражнений производится совместно.
Занятия в секции носят коллективный характер. Обучающиеся учатся сами составлять, подбирать и показывать упражнения под музыку, соответствующих уровню их физической подготовки.
В работе факультатива используются разные формы и методы организации занятий по фитнес - аэробике: игровая, круговая тренировка, стретчинг (расслабление), аэробная тренировка, партер-тренировка, специальные упражнения, беседа, тестирование.
Формирование самооценки и самоконтроля происходит посредством алгоритма, используемого в течение занятия в полном и сокращенном виде.
Алгоритм самооценки:
1.Какое умение развивали при выполнении задания?
2.Каков был уровень задачи (задания)?
3.Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу?
4.Исходя из уровня своей успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Предполагаемая результативность курса:

К личностным результатам:
Учащийся научится:
оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); важности исполнения роли «хорошего ученика»; важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ;
объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил;
объяснять самому себе собственные личные качества, мотивы, результаты;
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества), объяснять, что связывает с близкими, друзьями, одноклассниками; с земляками, народом; с Родиной; со всеми людьми; с природой;
испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей;
Учащийся может научиться:
отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).
отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие;
объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
объяснять самому себе личные качества, черты характера, цели, мотивы, результаты;
осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей);
выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для всех людей, своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам;
признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание)
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учиться планировать учебную деятельность на уроке
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
Учащийся может научиться:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков;
наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Учащийся может научиться:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
вступать в беседу на уроке и в жизни;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащийся может научиться:
оформлять свои мысли в устной с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Информационно – методическое обеспечение

Дополнительная литература:

Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий [Текст]: учебно-метод. пособие М.: «Терра-Спор, Олимпия Пресс», 2001. – 64с.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами. – М.: Изд. «НЦ ЭНАС», 2002.-240с.
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2т. Т. II. Частные методики: – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 216с.
Литвинов Е.Н и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.-235с.
Мякинченко Е. Аэробная и силовая фитнес – тренировка: как добиться наилучшего результата? // Журнал оздоровительной тренировки для профессиональных инструкторов «Аэробика». 2000, лето. С 2-6.
Освальд, К.Стретчинг для всех/ К.Освальд, С.Баско. –М. : Изд-во «ЭКСМО-. Пресс», 2001. – 192 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова - М.: Издательский центр "Академия", 2006, 368с.
Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников [Текст]: – М.: Изд-во Владос, 2003.-245с.
Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: 1-6 классы: Книга для учителя. – М.: Изд-во Первое сентября, 2003. – 244с.
Хёдман,А. Система Пилатеса: простые упражнения для дома,работы и отдыха [Текст]: пер. с англ. /А.Хёдман,Д.Г.Вуд.М. :София,2004. - 143 с.



Тематический план
на второй год обучения
(35 часов, 1 раз в неделю)


Раздел
Кол-во часов
Формы
занятий

1
Основы знаний и умений
2
Беседа

2
Фитнес – аэробика. Техника безопасности на занятиях по фитнес - аэробике.

4
Беседа

3
Понятие «здоровье». ЗОЖ.

4
Беседа

4
Развитие выносливости
3
Круговая тренировка

5
Силовая подготовка (упражнения для мышц пресса, спины).
3
Партер-тренировка (силовые упражнения)

6
Развитие координации движений
4
Круговая тренировка.

7
Изучение базовых шагов в классической аэробике (маршевые, приставные, смешанные).
9
Аэробные упражнения, стретчинг

8
Подвижные игры
6
Игровая

9
Проведение контрольных мероприятий:
в процессе
занятий
Специальные упражнения


1) тесты




2) самоконтроль




3) педагогический контроль




Задания на дом




Итого часов:
35






Календарно – тематическое планирование по курсу «Фитнес-аэробика» для 2-ых классов (35 часов)

Раздел, тема
Кол-во
часов
Личностные и метапредметные результаты
Дата


Техника безопасности на занятиях по фитнес - аэробике.
1
Личностные результаты:
Учащийся может научиться:
1.отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).
2.отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие;
3.объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
4. объяснять самому себе личные качества, черты характера, цели, мотивы, результаты;
5.осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, 6.сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
7.формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей);
8.выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для всех людей, своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам; признавать свои и плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание)
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
2.самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
3.учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
4.составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем;
5.работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
6.в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
7.понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД
1.самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2.сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
3.Делать выводы на основе обобщения знаний
Коммуникативные УУД
1.оформлять свои мысли в устной с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
2.высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3.слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4.выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
5. уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.






Понятие «здоровье». ЗОЖ
1




Тест на определение гибкости позвоночника, плечевого пояса.
1




Тест на определение силы мышц живота.
1




Тест на определение силы мышц спины.
1




Повторение базовых шагов в классической аэробике: маршевые
1




Повторение базовых шагов в классической аэробике: приставные.
1




Подвижные игры с музыкальным сопровождением.
1




Повторение базовых шагов в классической аэробике: смешанные
1




Техника безопасности на занятиях по фитнес - аэробике.
1




Понятие правильной осанки.
1




Изучение упражнений на координацию
1




Повторение базовых шагов в классической аэробике: маршевые
1




Повторение базовых шагов в классической аэробике: приставные.
1




Повторение базовых шагов в классической аэробике: маршевые
1




Обучение п/игры по станциям «Быть здоровым классно»(метод круговой тренировки).
1




Техника безопасности на занятиях по фитнес - аэробике.
1




Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
1




Составление комбинаций по классической аэробике
1




Составление комбинаций по классической аэробике
1




Составление комбинаций по классической аэробике
1




Составление комбинаций по классической аэробике
1




Повторение п/игры по станциям «Быть здоровым классно»(метод круговой тренировки).
1




Комплекс упражнений для мышц плечевого пояса, ног.
1




Упражнения для расслабления мышц в положении лёжа.
1




Упражнения на укрепление мышц ног, рук.
1




Техника безопасности на занятиях по фитнес - аэробике.
1




Комплексы упражнений для укрепления «мышечного корсета».
1




Повторение базовых шагов в классической аэробике: приставные.
1




Повторение базовых шагов в классической аэробике: маршевые, смешанные
1




Упражнения на укрепление мышц ног, рук.
1




Тест на определение гибкости позвоночника, плечевого пояса.
1




Тест на определение силы мышц живота.
1




Тест на определение силы мышц спины.
1




Подвижные игры с музыкальным сопровождением
1




Показатели психомоторных способностей учащихся
_2-х_классов
Фитнес – аэробика (внеурочная деятельность)
2013_ - 2014_ учебный год

№ п/п

Список учащихся
I четверть
II четверть
Динамика результатов(+, -)



Координационные способности
Познавательные процессы
Координационные способности
Познавательные процессы




Тест «Аист» (статистическое равновесие)


Тест «Повороты на гимнастической скамейке» (динамическое равновесие)
Тест «Ловля линейки».
(быстрота двигательной реакции)
Методика Мюнтсберга (внимание)

Методика «Память на образы»
(память )
Методика «Исключение понятий»
(мышление)
Тест «Аист» (статистическое равновесие)


Тест «Повороты на гимнастической скамейке» (динамическое равновесие)
Тест «Ловля линейки».
(быстрота двигательной реакции)
Методика Мюнтсберга (внимание)

Методика «Память на образы»
(память )
Методика «Исключение понятий»
(мышление)


1
Авгян Норик
0,10
0,15
10
5
9
4
0,10
0,15
10
5
9
4
=

2
Бурцев Матвей
0,20
0,15
15
3
9
4
0,20
0,15
15
3
9
5
+

3
Гулевич Саша
0,25
0,20
8
5
10
5
0,25
0,20
8
5
10
5
=

4
Калаева Даша
0,20
0,15
15
4
10
5
0,20
0,15
15
4
10
5
=

5
Марюфина Лиза
0,15
0,18
25
3
11
4
0,15
0,18
20
3
11
4
+

6
Рябоконева Люба
0,10
0,25
15
4
10
4
0,10
0,25
15
4
10
4
=

7
Парц Ульяна
0,25
0,30
16
4
11
3
0,25
0,30
16
4
11
3
=

8
Татарникова Соня
1,0
0,10
8
6
13
6
1,0
0,10
7
6
13
7
+

9
Торопыгин Егор
0,25
0,30
7
5
11
4
0,25
0,30
7
5
11
4
=

10
Торубара Геля
0,10
0,20
13
5
13
4
0,10
0,20
13
5
13
4
=

11
Чуриков Семен
0,15
0,15
12
4
11
5
0,15
0,15
12
4
11
5
=

12
Щекотилов Саша
0,30
0,18
15
4
11
4
0,30
0,18
15
4
11
5
+

13
Константинова Юля
0,25
0,15
9
5
12
5
0,25
0,15
9
5
12
5
=

14
Бабич Катя
1,0
0,10
7
7
14
6
1,0
0,10
7
7
14
6
=

15
Верясов Кирилл
0,20
0,17
8
5
12
5
0,20
0,17
8
5
12
5
=

16
Калиниченко Мария
0,25
0,16
12
6
12
5
0,25
0,16
12
6
12
5
=

17
Кошелева Полина
0,15
0,18
13
5
12
5
0,15
0,18
13
5
12
5
=

18
Курносова Настя
0,40
0,15
12
6
13
5
0,40
0,15
12
6
13
5
=

19
Лапердина Настя
1,10
0,10
8
6
12
6
1,10
0,10
8
6
12
6
=

20
Мазяров Эдуард
0,15
0,25
15
4
11
4
0,15
0,25
15
4
11
4
=

21
Плетнев Игорь
0,10
0,25
17
4
10
5
0,10
0,25
17
4
10
5
=

22
Саренкова Даша
0,10
0,30
15
3
9
3
0,10
0,30
15
3
9
4
+

23
Суховеев Даннил
0,40
0,20
10
6
13
5
0,40
0,20
10
6
13
5
=

24
Тятов Костя
0,30
0,25
15
5
9
4
0,30
0,25
15
5
9
4
=

25
Угальникова Настя
1,0
0,18
12
5
9
5
1,0
0,18
12
5
9
5
=

26
Юшкина Маша
0,10
0,30
16
4
9
5
0,10
0,30
16
4
9
5
=
















13 PAGE 141115






(спортивно-оздоровительное направление)



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515