Сценарий гостиной Бельканто в Якутских снегах

Сценарий гостиной
«Бельканто в якутских снегах»
(слова на заднике: «В Якутии есть два события, два явления –
открытие алмазов и бас Матвея Лобанова». А.А.Хроленко)

Фонограмма голоса М.Лобанова
На экране портрет М.Лобанова.
Ведущий: Добрый день, дорогие гости, коллеги! Мы рады видеть Вас в нашей гостиной. Сегодня мы поведем разговор об удивительном человеке, нашем земляке М.Лобанове. В мире оперного искусства его судьба и личность уникальны. Вряд ли можно найти в Республике второго такого певца с полпроцентным(в сотых) зрением, достигшего такого высокого мастерства в профессии вокалиста. Невозможно остаться равнодушным и к его человеческому подвигу – преодолению самого себя. Если подумать, какой ценой достается это преодоление обычному человеку –то каждому из нас в какой-то мере остается склонить голову перед великой силой духа и волей к жизни этого человека. Он победил все, что надо было, и судьбу преодолел, потому что победил себя. У каждого своя судьба, своя река жизни
«У человека быть должна река». ( песня на стихи А.Михайлова).
Слайды о природе.
Ведущий:
(на фоне танца)
« Знаю: всюду прекрасна планета,
И любая земля хороша,
Но милее мне все-таки – эта,
Где моя воспиталась душа.
Где родные аласы и горы
Испокон по-якутски зовут,
Где родные звучат разговоры,
Где обычаи предков живут.
Ведущий:
Слайды с фотографиями родителей С.Лобанова, родственников и старой Амги.

Я родился в Амге. Мой отец Матвей Миронович Лобанов – крестьянский сын из амгинских русских казаков. У него было два родных брата – старший Федор и средний Егор. Мой дед по отцу Мирон Лобанов тоже жил в Амге, охотился на сохатых. Говорили, что он никогда не пил и не курил, и, наверное, поэтому стал долгожителем – дожил до 105 лет.
А моя мама Матрена Ильинична Романова – Лобанова – типичная саха из Мегино-Кангаласского улуса. Ее отец Илья Романов тоже немало прожил – 90 лет. Он имел только одно богатство – 9 дочерей, рано овдовел и, чтобы прокормить девочек, пристраивал их к зажиточным людям. Мама с детства жила у одной богатой старухи в Бологуре, зарабатывая себе на пропитание. Как она сама мне рассказывала, ей пришлось много всего пережить: ее часто обижали, иногда били. Среднего роста, но крепкая, моя мать была волевой женщиной. Властная и умная, хотя и неграмотная, сколько она перетерпела за всю свою жизнь! Может быть, поэтому она рано поседела.
Отец, по рассказам мамы, был высоким, за метр восемьдесят, выше многих в Амге, рыжеволосым, с рыжими усами. Еще она говорила, что я в детстве был больше похож на русского и, как отец, рыжеволос.

Говорил отец исключительно громким басом, очень низкий его голос звучал как из бочки, и везде он был запевалой. От него, видимо, я унаследовал свой голос, да и мама моя тоже очень хорошо пела. Пел и мой дядя Федор. Первое время мои родители, поженившись, жили в Бологуре. После гражданской войны переехала в деревню Арыылаах Алаас, недалеко от села Покровки. Там и я родился.

Слайды с фотографиями брата, сестры.

Нас осталось только трое: я, 27-го года рождения, мне дали имя отца, Федор – 30 –го года рождения, которого назвали в честь нашего дяди, и Зина – 33 –го года рождения, она умерла недавно, несколько лет тому назад.
Песня о Родине.
Фотографии родственников.
Ведущий: В 32-ом году от воспаления легких умер мой отец, мы переехали в Амгу. Там мы устроились в очень большом доме, бывшем доме купца Сосновского, который Советы отняли у него в свое время. В доме было много комнат и много печей: помню, стояла большая русская печь, где выпекали хлеб, стояла голландская печка и якутский камелек. Мать арендовала там 2-3 большие комнаты, а вообще в этом доме жило много других семей. С нами жил мой двоюродный брат, сын дяди Егора Лобанова – Николай Егорович, он тогда работал бухгалтером в колхозе «Победа». Мама тоже вступила в колхоз. У дяди Егора была еще младшая дочь – Валентина Егоровна, она и сейчас живет в Амге.
Слайды о природе
В 1935 г. Я пошёл в школу. Учиться было трудно из-за врожденной катаракты глаз. В 1939 г. я впервые провел лето в Бетюне – какое красивое место! Мой брат Федор учился двумя классами ниже, он пел и всегда активно участвовал в художественной самодеятельности.
Ведущий: Слово двоюродному брату Устинову Самсону Фёдоровичу.

Ведущий: В 1948 г. – Матвею Лобанову сделали операцию. Она прошла удачно. Он стал видеть лучше, мир открылся совершенно другим, он почувствовал себя счастливым человеком, появилось явное желание петь.

Слайды о природе

Матвей стал уходить в лес, там в боярышнике, пел как ойуун, во все горло. «Вокруг красота, никто тебя не слышит – пою сам себе и ничего большее не надо! Художественный руководитель Дмитрий Трифонов пытался все затащить меня в свой дом культуры, а я – ни в какую»
Музыкальный номер.
Ведущий: В 1948 г. Матвей Лобанов решает поступить в музыкальное училище. (Сестра Зина в этом же году поступила в фельдшерскую школу).
В училище поступить не удалось. Приемные экзамены в музыкальном училище уже закончились, но меня прослушал баритон Крыжин. Он, бывший солист Большого театра, работал тогда в Якутском музыкально-художественном училище и на радио. Крыжин заявил: «О! Бас-баритон! Какой голосина! Надо его брать и никаких гвоздей! Будешь в моем классе учиться». Так сказал он, а в самом музыкальном училище дело обстояло иначе. Чтобы прослушать меня, собрались несколько педагогов и директор училища Егоров Конон Егорович. Я пел в свободном полупустом классе «По диким степям Забайкалья», «Глухой неведомой тайгой», пел много якутских и русских песен. Студенты толпятся, тоже слушают, все хвалят меня, да еще Крыжин назвал меня Шаляпиным - думаю, примут меня.
Музыкальный номер.
Несмотря на то, что Крыжин брал меня в свой класс, я в училище не попал и устроился работать на радио (Слайды из книги о М.Лобанове, соответствующие этому периоду), тогда его здание находилось по улице Петровского, 38. Прослушали меня Тюнгюрядов Захар Тимофеевич и Кривошапко Галина Михайловна. Слушали как баритона, а я им говорю «какой я баритьон, я бас».
Ведущий: из воспоминаний Галины Михайловны Кривошапко ( чтение гл. из книги ).
Слайд с фотографиями того периода.
Однажды, в конце 40-х годов, проходя внутри здания радиостудии, я услышала мужской голос необыкновенного тембра, произносящий мое имя. Ко мне подошел якутский юноша и сказал, что его прислал И.В. Крыжин. Иван Владимирович Крыжин был преподавателем пения, ведущим солистом Большого театра, пел партии лирического баритона (Фигаро, Онегин и др.), а еще был мужем знаменитой русской певицы Е.К. Катульской.
Он позвонил мне и сказал, что к ним в училище пришел парень, но они не могут взять его из-за плохого зрения. Меня он попросил послушать его и посмотреть, подойдет ли он нам Так до конца своих дней вошел в мою (и нашу с мужем) жизнь выдающийся якутский певец, народный артист России и Республики Саха Матвей Матвеевич Лобанов.
О природы он был наделен прекрасным голосом и крайне плохим зрением. По натуре был добрым и достаточно понятливым, но комплекс неполноценности зрения давал о себе знать. Он легко раздражался, без повода возмущался, кричал своим громовым голосом, ругался Одним словом, до конца его жизни все знали, что у него тяжелый характер, и, тем не менее, он поддавался на уговоры, правда не всех, потом «отходил» от возбуждения, здесь же громогласно хохотал, никогда не помнил зла, что бывает, к сожалению, редко; всегда помнил добро.
Слайды из книги.
В 1952 г., к 30-летию Автономии Якутии, творческими коллективами Якутского радио была подготовлена и поставлена на сцене Русского драматического театра опера С.Рахманинова «Алеко», в заглавной партии которой выступил М.Лобанов. Сложность постановки была и в том, что в день премьеры она шла на русском языке, а на следующий день – на якутском. У Матвея не было дублера, и волнений было много: сумеет ли певец за сутки освоить сложный языковой барьер, справится ли со сценическим (и певческим) поведением, не собьет ли его акустика наполненного зала, так как рук дирижера он не видел, пел и двигался интуитивно, хорошо зная партии партнеров и свою.
Ах, Матвей, Матвей!.. Он блестяще оправдал наши надежды и отчаянный риск. Мало того, он открыл лично для меня такие грани внутреннего переживания, каких я и не могла представить.
Слайды с фрагментами из оперы.
Ведущий: Дорогие друзья! У нас в гостях Народная артистка СССР, лауреат государственной премии имени М.И.Глинки, имени Ойунского и международных всероссийских конкурсов А.Е.Ильина. (воспоминания и исполнение отдельных песен и арий).
Слайды из книги.
Ведущий:
«И вот 1954 г. Москва. В приемной комиссии директор консерватории Свешников Александр Васильевич. В первом туре я спел Сусанина, предсмертную арию «Чую правду », и якутскую песню. Спел, а Свешников спросил: «Можете повторить еще раз Сусанина?» Я спрашиваю: Почему? – А он: «Надо эту арию с большим чувством петь, а не формально». И я спел, как он попросил, с чувством. Все зааплодировали. В Большом зале консерватории такая акустика, что мое «Чую правду » зазвенело, или мне так тогда показалось. Мне сказали «спасибо», мол, узнавайте о результатах. А я сразу так заволновался, думаю, что за такое это «спасибо».
На следующий день смотрю, а в списке абитуриентов красной строкой написано: победитель I тура – Матвей Лобанов, Якутия. Я просто обалдел. Из тридцати басов одного меня приняли. Обрадовался я, конечно, очень.
Учеба мне нравилась и удавалась легко, т.к. память у меня была колоссальной. Самый главный предмет – вокал вел великолепный педагог Гуго Ионатанович Тиц.»
Слайды из книги.
Ведущий:
После триумфального окончания консерватории, несмотря на выгодные предложения директоров оперных театров Казахстана и Киргизии, Матвей Лобанов возвращается в Якутск, так как очень скучает по родине. Он дает многочисленные концерты, работает в театре.
Слайды из книги.
В 1977 г. Ф.Ф.Потапов делал новую постановку оперы «Ньургун Боотур». (Диск №20, послушивание фрагментов оперы). Он доверил М.Лобанову спеть арию Уот-Усутакы. Ф.Ф.Потапов лично работал над ролью, часами сражались с Ньургуном – Иваном Степановым. Сегодня народный артист Российской Федерации, лауреат государственной премии им. П.А. Ойунского, Всероссийского конкурса басов им. Ф.И. Шаляпина Иван Прокопьевич Степанов у нас в гостях. Предоставляем ему слово. (выступление гостя)
Слайды со сценами из спектакля.
Премьерный спектакль «Русалка» режиссер театра приурочил к 50-летию М.Лобанова. Он с воодушевлением приступил к партии Мельника. Драматическая линия в опере появляется в сцене расхождения Наташи с отцом: ее упреки, срывание «позорного венца, подаренного ей Князем перед женитьбой на княжне. Наташа бросается в Днепр, за ней отец – Мельник, но его подхватывает народ, и он остается жив.
В третьем акте князь приходит опять к мельнице – как звучал незабываемо в этой сцене Семен Оконешников!
Слайды с фотографиями из спектакля.
Великолепный был князь!
Наташу на премьере спела Мария Николаева.
Народная артистка РС(Я) Мария Евсеевна Николаева присутствует на нашей встрече. (выступление гостя)
Слайды с фотографиями из спектакля)
К сожалению, народный артист РФ Оконешников Семен Петрович не смог приехать на нашу встречу, но у нас в гимназии учится внучатый племянник Семена Петровича, который и споет сейчас для вас.
Алеша Неустроев, внучатый племянник СП Оконешникова, ученик 11 класса АПГ.
Слайды с фотографиями из семейной жизни.
Ведущий:
«Я полюбил ее с первого взгляда. Она была удивлена, что я «с таким голосом, такой симпатичный и видный», еще не был женат ни разу – и некому ухаживать за мной. Наша бригада должна была ехать в Якутск, но руководители решили сделать из двух бригад одну и продолжить гастроли в таком составе. Через пять дней нашего знакомства я предложил Валентине Дмитриевне стать моей женой, она согласилась. 7 марта, воспользовавшись своим званием заслуженного артиста республики, я попросил администратора перевести меня в люкс, а 8 марта мы пригласили всех на нашу свадьбу. Хотя устроили мы ее скромно, но всем было очень весело. Валентина Дмитриевна сама умела готовить быстро и вкусно, мы рассказывали анекдоты и, конечно, пели. Она сказала тогда про меня, и все это слышали: «Я нашла на своей дороге алмаз, почему он лежит в пыли? Я сделаю из Лобанова бриллиант!» Так она говорила потом всегда, всю свою жизнь. Мы гастролировали вместе еще месяц по Иркутской и Читинской областям и Бурятии, и гастроли эти стали для нас двоих нашим свадебным путешествием. По дороге она учила со мной дуэт Одарки и Карася, мы пели его на концертах, пели потом часто в течение всей нашей совместной жизни. Валентина Дмитриевна сразу взялась за мою сценическую культуру: как держать себя на сцене, она была великолепной актрисой и профессиональной певицей, работала в Саратовском оперном театре, пела Амнерис в «Аиде», Любашу в «Царской невесте», Кармен, Анфису в «Угрюм-реке», Азучену в «Трубадуре» - все ведущие большие партии. У нас дома всегда стояли ее фотографии в этих партиях, очень хорошие снимки, и она там была настоящей красавицей. Жизнь и судьба Валентины Дмитриевна не были сладкими, на ее содержании была старая мать, сестра и сын. Якутск, конечно, не Ленинград, в котором был ее дом и родные, но мы полюбили друг друга, и в Якутск приехали уже мужем и женой. 9 апреля мы прибыли из Читы в Тахтамыгду, а оттуда – в Якутск.
Так закончились мои гастроли, не зря рвался туда, и мои слова «а может быть, я жену привезу оттуда» неожиданно сбылись. Вот как бывает, оказывается. Прожили мы вместе 28 лет.
Рядом со мной была женщина, которая помогла мне превзойти самого себя. Она подвела меня к пониманию оперного искусства, к пониманию себя в этом искусстве. Человек высокой культуры, она, кроме вокально-педагогического дара, обладала и режиссерским, объясняла мне, как тот или иной образ воплощать на сцене, как понимать русскую классическую музыку и литературу. Бывало, на обычных концертмейстерских уроках я пою, а она следит и плачет, говорит: «Как ты трогаешь меня, как заставляешь волноваться какое у меня море чувств»
В исполнении ученицы звучит романс.
Ведущий: За большой вклад в развитие музыкальной культуры республики М.М.Лобанову были присвоены почетные звания: «Заслуженный артист Якутской АССР» - в 1962 году, «Народный артист Якутской АССР» - в 1964 году, «Заслуженный артист РСФСР» - в 1972 году, «Народный артист РСФСР» - в 1982 году. Он был награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия В.И.Ленина», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Тувинской АССР.
В каждой награде есть частичка сердца и души тех, кто был рядом, кто вместе был на сцене. 40 лет М.Лобанов пел на сцене Якутского музыкального театра, ныне театра оперы и балета. Спел 23 партии в самых разных оперных театрах. (Слово предоставляется солисту театра Березкину Роману Ионовичу).
Ведущий:
«Всех чудес природы воплощенье,
Красок и узоров волшебство,
Живописца смелое творенье,
Вдохновенной силы торжество,

Сгусток сумерек черно-меловых,
Шуба богатырская снегов,
Пастбище огромное суровых,
Воющих по-волчьему ветров,-

Пусть такой он, этот необжитый
Дальний край, медвежьим спящий сном,
Но какая красота сокрыта.
И какая мощь таится в нем!

Красота Амгинской земли рождает удивительные таланты. У нас сегодня в гостях уроженка Амгинского улуса Народная артистка Российской федерации, Лауреат всероссийского конкурса им. М.И. Глинки Нина Чигирева. (музыкальные выступления)
Ведущий: Матвей Лобанов много гастролировал по республике. Бывал и в родном Амгинском улусе.
Слайды с фотографиями во время гастролей в Амге.
В своих мемуарах он пишет, как в одной из поездок ему аккомпанировала молодая Виктория Григорьева. Виктория Георгиевна в нашем зале , и мы просим поделиться ее своими воспоминаниями о тех незабываемых днях.
Выступление В.Г. Григорьевой.

Ведущий: Матвей Лобанов обладал необыкновенным вокальным долголетием. Это у амгинцев в генах заложено. У нас в зале удивительная женщина Полина Львовна Кузнецова, активистка песенного движения среди ветеранов. Ей слово.
В исполнении П.Л. Кузнецовой прозвучали русские и якутские песни.
Ведущий:
М.Лобанов объединил сегодня нас всех, но эта встреча вряд ли состоялась бы, и не появились бы книга и диск с удивительным названием «Бельканто в якутских снегах», если бы ни подвижество таких прекрасных людей, как Заслуженный деятель искусств РС(Я), автор литературной записи и составитель книги Лира Львовна Габышева, заместитель Председателя Правительства РС(Я) Наумов Дмитрий Федосеевич, литературный редактор Борисова Любовь Семеновна, глава Амгинского улуса Артемьев Александр Еремеевич и предприниматели: Егоров Н. Я., Федотов Р.Е., Гольдеров Н. В.
Выступление гостей.
Запись голоса М.Лобанова (диск №01), звук постепенно затихает, ведущий говорит заключительные слова.
Слайд с портретом М.Лобанова.
«Жить трудно всем. Не надо поддаваться невзгодам. Если поддаваться невзгодам – ты уже погиб. Надо подымать голову выше и выше – и Всевышний оценит тебя!
Человек! Читатель! Эта книга – память обо мне – своего рода якутском «Островском» и мой скромный подарок 50-летию якутского оперного искусства, которому я хочу пожелать больших успехов и дальнейшей счастливой судьбы»
Народный артист РСФСР и ЯАССР
Матвей Лобанов
Звук с записью голоса певца прибавляется

Первоначально это был замысел презентации книги о М.Лобанове ««Бельканто в якутских снегах», но встреча оказалась очень трогательной, потому что в гостях были такие замечательные люди, звёзды якутского оперного искусства, звучали арии из опер, воспоминания. Эта встреча надолго запомнилась и гостям, и учителям, и учащимся.
15